Наука

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ТУВИНЦЕВ, РУССКИХ И АМЕРИКАНЦЕВ

44
folder_openНаука
commentКомментариев нет

Лопсан Алимаа Партизановна,  старший преподаватель кафедры иностранных языков ТувГУ

Аннотация: в статье представлены результаты анализа психолингвистических экспериментов в составе соответствующих ассоциативных полей. Автором выявлена более высокая доля положительных оценок в ассоциативных полях носителей тувинского языка, а также выявлено наличие отрицательной характеристики в ассоциативных полях носителей английского языка.

 Ключевые слова: языковое сознание, образ родителей, аксиологический аспект, репрезентация, тувинцы, русские, американцы.

Аксиологический аспект взаимоотношений личности с окружающей средой, его реальностью, закрепляется в его сознании и языке в виде ценностной картины мира, которая является сформированной когнитивным сознанием народа упорядоченной совокупностью знаний о ценностной значимости объектов и явлений внешней действительности, а также совокупностью стереотипных представлений о внешнем мире, получивших положительную оценку среди представителей этноса (Грибас).

Языковое сознание относится к ключевым понятиям в российской психолингвистике как совокупность образов сознания, объсняемых при помощи языковых средств – слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей. Исследования, проведенные на материале разных языков, позволили выявить ученым закономерности в структуре и содержании ассоциативных полей, подтвердить эффективность использования методов ассоциативного эксперимента, изучить типовые модели ассоциирования, выявить особенности соотношения парадигматических и синтагматических связей и др. (Грибас).

Цель данной статьи заключается в выявлении универсальных и этнокультурных особенностей репрезентации образа родителей в языковом сознании носителей тувинского, русского и английского языков по итогам проведенного свободного ассоциативного эксперимента (САЭ). Материалом нашего исследования послужили данные, полученные в 2016–2017 гг. в ходе проведения САЭ с участием 402 тувинских («ТР») и русских респондентов («РР»), свободно владеющих родным языком и постоянно проживающих в республике Тыва. Для анализа американских ассоциативных полей (АП) использовались данные САЭ, проведённого К.А. Покояковой в 2009-2013 гг. с участием 300 американских респондентов («АР»). Информантов просили написать на своем родном языке первое слово, пришедшее на ум, на стимулы «мать» и «отец».

Для анализа сформированных ассоциативных полей использовался метод семантического гештальта Ю.Н. Караулова. Семантический гештальт является новым типом ассоциативной структуры, позволяющий проводить межкультурные исследования, выделяя универсальную часть типа гештальта и его этнокультурную специфику.

В первой семантической зоне «Кто?» ведущей реакцией на стимул «отец» у русских и тувинских респондентов оказывается ассоциат защитник/камгалакчы (14 реакций у РР и 10 – у ТР). Американские респонденты дают синонимичную реакцию dad (40 реакций). В ассоциациях на слово «мать» у групп РР на первое место выходит реакция ребенок (3), у ТР – ассоциация ажы-тол ‘дети’ (10), у АР – mom ‘мама’ (16).

Во второй семантической зоне «Какой?» у ТР, РР и АР самой частотной реакцией на стимул «отец» оказывается ассоциация сильный/куштуг/ strong (35, 40 и 12 реакций соответственно). Доля ассоциата сильный у РР и ТР почти в три раза превышает количество аналогичной реакции у АР. Для информантов группы ТР значимыми являются также следующие качества: шынгыыстрогий’, шынчы ‘верный’, эки ‘хороший’ (30). Доминантной реакцией на слово-стимул «мать» у РР является реакция заботливая (25), у ТР – ассоциация ынак ‘любимая’ (50), у АР – loving ‘любящая’ (25). Респонденты всех трех групп приписывают образу отца характеристику умный/угааныг/smart. Интеллектуальная позитивная оценка представлена только в русском АП «мать» – умная. В представлении АР отец обладает некоторыми отрицательными характеристиками, к примеру, такими как: безучастный, равнодушный (uncaring); плохой (mean), ненадежный (unreliable), неряшливый (messy) и др. Доля таких отрицательно-оценочных ассоциаций составляет 8%. Процент подобных негативных ассоциаций в американском АП «мать» меньше – около 3%.

СЗ «Предмет» занимает третью позицию в рейтинге выделенных нами семантических зон. Самыми частотными реакциями стали следующие: а) на стимул «отец» – опора/чоленгииш у РР и ТР (24; 10), loveлюбовь’ (5), advice ‘совет’ (4) у АР; б) на стимул «мать» – любовь (39) у РР, чылыг бажын ‘теплый дом’ (8) у ТР и love ‘любовь’ (19) у АР.

В целом, следует отметить, что синонимическая схема ассоциирования оказалась более продуктивной на стимул «отец»: папа/ачай/dad (3 реакции у РР; 6 – у ТР; 40 – у АР). Схема контраста представлена в американских ассоциативных полях: реакция mother ‘мать’ (10) на стимульное слово «father» и реакция father ‘отец’ (8) на стимул «mother».

Таким образом, сравнительный анализ ассоциативных полей «отец» и «мать» в языковом сознании тувинских, русских и американских респондентов позволил сделать вывод о том, что универсальными доминантами у всех трех групп респондентов являются преимущественно позитивные ассоциаты на анализируемые стимульные слова (больше половины всех реакций в соответствующем ассоциативном поле). А также встречаются общие частотные реакции в трёх АП «отец»: являются характеристики его силы и роль главы семьи; в трех АП «мать»- выделяются реакции, связанные с ее любовью, заботой и добротой.

Особенность связана с наличием оппозитивной стратегии (motherfather, fathermother) и негативно-оценочных реакций только в американских АП; – указанием на позитивную оценку интеллектуальных способностей матери только в русском АП (умная);  доминированием частотных эмотивно-оценочных реакций для характеристики матери в тувинском АП: чымчак ‘мягкая’, чылыг ‘теплая’, а также в форме дополнительной усилительной лексемы эн-не чоок кижи (‘самый близкий человек на свете’) и реакций метафор чырык хун (яркое солнце’), чуртталгам (жизнь моя’).

Список литературы:

  1. Боргоякова Т. Г., Покоякова К. А. Гендерный аспект ассоциативного исследования оппозиции «мужчина/ женщина» в хакасском и русском языковом сознании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (51): в 2-х ч. Ч. 1. C. 48-52.
  2. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков; М., 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=94. (дата обращения: 10.01.2018).
  3. Грибас А.П. Бинарная оппозиция жизнь/смерть в языковом сознании носителей русского и английского языков: аксиологический аспект. // Научный альманах · 2016 · N 1-3(15), С. 411.-414.
  4. Покоякова К.А. Этнокультурный и гендерный аспекты репрезентации бинарной оппозиции мужчина/женщина в языковом сознании носителей хакасского, русского и английского языков: автореферат дис. … кандидата филологических наук / Сиб. Федер. ун-т. Красноярск, 2017. 43 с.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню