Методика

Актуализация знаний как этап современного урока в условиях ФГОС ООО

43
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Иванова Галина Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна Республики Тыва

Актуализация [лат. Actio – действие, деятельность] – процесс извлечения из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.

Актуализация знаний — этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Занимает он обычно 5-7 минут. Этап обычно состоит из следующих действий:

Создание учебно-проблемной ситуации. Она может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи

б) беседой (рассказом) учителя

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи. Определение целей.
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. Намечается и обсуждается план предстоящей работы.
Актуализация знаний на уроке русского языка.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа.– Напишите «Классная работа».

Этап 1. Словарная работа.

– Запишите однокоренные имена прилагательные. Обозначьте орфограммы: Серебро, прогресс, облако, десерт, алмаз. Задания выполняются по вариантам с использованием образованных имён прилагательных:
I вариант.

Докажите, что имена прилагательные изменяются по родам, используя записанные слова.
Составьте два словосочетания по схеме: сущ.(ж.р.) + прил., используя записанные прилагательные.
II вариант.

Докажите, что имена прилагательные изменяются по числам, используя записанные слова.
Составьте предложение с однородными второстепенными членами, выраженными именами прилагательными, используя в переносном значении прилагательные серебряные, алмазные.
Этап 2. Проверка домашнего задания.

Игра «Что мы знаем об имени прилагательном». Класс делится на две команды. Одна команда задаёт вопросы по теме, другая отвечает. Побеждает та команда, чьи ответы (вопросы) были правильными, точными, научными. Имена прилагательные помогают представить картину весеннего дня, почувствовать настроение. Затем составляют текст «Пасмурный день» с использованием антонимов, передающих иное настроение.
Наблюдение над многозначностью имён прилагательных. Работа на доске.
– Мы говорили о многозначных именах существительных. А есть ли многозначные имена прилагательные? Покажем это на примерах.

– Запишите прилагательное холодный. В каком значении оно может употребляться? Запишите словосочетания прил. + сущ.: холодный чай, холодный приём, холодные отношения.

– Подберите прилагательные-антонимы, сравните с теми, которые представлены на слайде. Запишите рядом: горячий, радушный, тёплые.

– Какие слова в этих словосочетаниях употреблены в переносном значении?

– Сделайте вывод о многозначных прилагательных и антонимичных парах.

Вывод: Многозначные имена прилагательные имеют в разных значениях разные антонимы.

Актуализация имеет место не только перед изучением какой-то темы урока, раздела, но и в течение всего урока.

Актуализация знаний учащихся на уроках литературы.

Литература как учебный предмет направлена, прежде всего, на духовно–нравственное воспитание учащихся и предполагает глубинное осмысление сущности вопросов бытия, нравственной жизни человека. Таким образом, важно не просто решить проблему мотивации учения, а сделать изучаемое личностно значимым для каждого школьника, связать материал с личностно значимым содержанием.

Методы и приемы субъектного опыта учащихся на уроках литературы.

Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд. Можно представить что-то в виде определенного образа. Это помогает изучить свое внутренне состояние в данный момент относительно темы и работы с текстом произведения. Например:

1) Какой я? – Какой герой?

Ученику выдается бланк:

Черты характера Свойственно мне Свойственно герою
Есть возможность проанализировать поведения героя с точки зрения своего опыта.

Методы, позволяющие с помощью переживания сформировать для себя определенный набор правил поведения, действий в определенной ситуации:

1) Шкатулка (рюкзак, чемодан и т.п. в зависимости от места действия). Удобно работать по рассказу В.П.Астафьва «Васюткино озеро».

Собери все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя, окажись ты этой ситуации. Можно положить в шкатулку пожелания герою в дальнейшей жизни.

2) Искусанного кусают все.

Изучение рассказа Железнякова «Чучело». По каждому ряду пустить мягкую игрушку (у меня маленькая мышка) и попросить каждому ущипнуть ее как можно сильнее. Затем идет обсуждение того, как каждый чувствовал себя в роли кусающего? А как, по-вашему, чувствует себя жертва?

Заключение. Актуализация знаний учащихся – необходимое условие проведения урока. Без опоры на уже сформированные знания учеников, без проявления учениками своих субъектных качеств, трудно представить возможность достижения целей урока.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню