Методика

Алгоритм работы с графическим материалом при изучении темы «Рыночная экономика: законы рынка (спрос, предложение и цена) на уроках обществознания (раздел экономика) в 8 и 11 класс и подготовки к ЕГЭ по обществознанию (задание) как метод активного обучения: из опыта работы  

21
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Оюн Анжелла Николаевна, учитель истории и обществознания   МБОУ «СОШ» № 11

 Современное общество нуждается в воспитании человека образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за себя и свою страну.

Жить и быть вне экономики в современных условиях невозможно, чем раньше человек поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности.

Для этого человек должен обладать особым развитым экономическим мышлением. Экономическое мышление — это система устойчивых представлений и взглядов об экономических процессах, сложившаяся на основе практического опыта граждан, их участия в социально-экономической сфере. Экономическое мышление напрямую влияет на умения распоряжаться своими деньгами, совершать нужные покупки и экономически планировать свою жизнь.

В современное время особая роль отводится школьному экономическому образованию. Основная цель экономического образования -сформировать у школьников общие представления о механизмах рыночной экономики, для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей – потребителя, производителя, менеджера, гражданина.

Преподавание экономики в МБОУ «СОШ» № 11г.Кызыла ведется на уроках обществознания в 8 и 11 классах, уроках финансовой грамотности, на элективных курсах, а также на уроках экономики в профильных классах.

        —В жизни нам ничего не достается в готовом виде. Все, чего добивается обычный человек, он добивается своим трудом.

Процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, когда они пропускаются через сознание ученика и воплощаются в активных формах.

Цель урока:

Обучающая: формировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь между предложением и спросом и равновесной ценой.

Развивающая: развивать навыки сравнительного анализа и синтеза, рациональное экономическое мышление потребителя; творческого и аналитического мышления учащихся.

Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной работы с данными графика.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

— Выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие.

— Оценивать виды информации, воздействующей на ценообразование; дать объяснение, почему цены стремятся к ценам равновесия.

— Объяснить понятия: спрос, предложение, эластичность, взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары, (субституты и комплементы), равновесная цена.

— Научить читать и строить график спроса на примерах; различать изменение величины и изменение спроса;

— определять равновесную цену и равновесное количество;

— проводить графический анализ изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и предложения;

— использовать полученные знания при решении задач и сдаче ЕГЭ по обществознанию в 11 классе и ОГЭ по обществознанию в 9 классе.

1 урок — Закон спроса

Учитель: В жизни каждый из нас выполняет множество социальных ролей: сегодня я – учитель, вы – ученики, дома я – мама; а вы –  дочери, сыновья, внуки, племянники.

Ну, а в экономики, т. е. на рынке, мы все выполняем 2 роли. Какие?

— роль покупателей (спрос)

-роль продавцов (предложение)

Сегодня мы разберемся, как функционирует этот сложный механизм и мотивы поведения участников рынка.

Сценка со сникерсом. Ребята, я очень люблю шоколад, а вы любите? А если у человека нет денег, он может удовлетворить свои желания (нет).

Таким образом, что такое спрос?

Спрос – способность купить определенное количество товара за приемлемую цену в определенный промежуток времени (Томас Мальтус).

Спрос всегда определяется желанием потребителя.

Для экономики важно не просто определить спрос, но и установить его величину.

Величина спроса получается путем анализа спроса на определенный товар, в каком-либо месте в установленное время.

Задача: Представим: фирма, продающая фрукты, в частности, яблоки, желает их продавать, но не знает, по какой цене. Маркетинговая служба проводит в городе исследование и получает следующие выводы.

Шкала спроса (приложение 1):

Цена товара за 1 кг, руб Покупатели готовы купить, количество товара (тонн)
2 25
5 15
8 9
10 6
15 4
20 2

Работа с графиком № 1:

Учитель: У экономики много общего с математикой, полученные данные мы можем изобразить графически (к доске вызывается один ученик по желанию).

— Постройте ось координат X и Y, где Х —  это количество товара, а Y – цена товара.

—  По какой цене количество покупателей будет самым большим?

(Дети дают ответы): по 2 рубля-25 покупателей

— Изобразим и соединим эту зависимость пунктирной линией на доске, а вы, ребята, в своих тетрадях.

— Анализируем дальше, по 5 рублей – уже 15, по 8 рублей — уже  9, по 10 -6, по 15 – 4, по 20 только 2 покупателя.

Соединяем верхушки полученных данных и получаем кривую спроса.

 

Примерный образец графика № 1

Вопрос учителя: «По какой цене потребители предпочли бы товар (их число будет наибольшим).

Закон спроса (дети формулируют сами): при прочих равных условиях величина спроса на товары и услуги тем больше, чем ниже их цена (обратная взаимосвязь от цены)
Работа с графиком — Сдвиг кривой спроса: если спрос увеличивается, то кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, то кривая сдвинется влево (учитель на графике на доске показывает сдвиг).

Факторы, влияющие на спрос

Вопрос: Представьте себе ситуацию, что вы идете в магазин. Вам нужно купить телефон.  Только ли цена повлияет на ваш выбор?  На что вы посмотрите кроме цены? (марка, дизайн, характеристики).

Сейчас мы назвали факторы спроса кроме цены. На экономическом языке они называются неценовыми факторами.

Ценовые факторы Неценовые факторы
Цена товара или услуги вкусы потребителей, реклама,  доходы потребителей, качество товара, цены на заменители (субституты) и товары-комплементы, количество потребителей, потребительское ожидание, культурные и религиозные традиции и т.д.

Степень изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. 

Эластичность спроса – степень изменения спроса в зависимости от динамики цены.

Спрос эластичен при снижении цены, количество проданного товара увеличивается.

Спрос неэластичен – снижение цены не влияет на объем продаж.

Единичная эластичность – снижение цены компенсируется увеличением объемов продаж.

К товарам с эластичным спросом относят:

  1. предметы роскоши;
  2. товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета;
  3. легкозаменяемые товары.

К товарам с неэластичным спросом относят:

  1. предметы первой необходимости;
  2. труднозаменяемые товары;
  3. престижные, уникальные и очень дорогие товары;
  4. товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета.

Закрепление

Практикум № 1 «Зависимость положения кривой спроса от влияния факторов спроса» (приложение 1).

Изменение спроса Сдвиг кривой спроса (вправо или влево) График

(указанием стрелки)

1.Рост цен на товар заменитель (товар-субститут)  

 

 
2.Снижение цены на товар- заменитель    
3.Рост цен на дополняющий товар (товар комплемент)    
4.Снижение цен на дополняющий товар (товар комплемент)    
5.Увеличение доходов покупателей    
6.Снижение доходов покупателей    
7.Товар вышел из моды    
8.Увеличение расходов на рекламу товара    
9.Ожидание роста цен    

Ответы: 

  1. вправо
  2. влево
  3. влево
  4. вправо
  5. вправо
  6. влево
  7. влево
  8. вправо
  9. вправо

Учитель: А теперь я вам предлагаю поработать с типичными заданиями из первой части ЕГЭ.

Практикум № 2: Тестирование (приложение № 2)

  1. На графике изображено изменение ситуации на рынке ювелирных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1. (P — цена товара, Q — объём спроса товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

  1. увеличение поставок ювелирных изделий из Европы
  2. активная реклама изделий
  3. увеличение налогов для производителей ювелирных изделий
  4. рост доходов потребителей
  5. использование производителями новых технологий изготовления ювелирных изделий
  6. На графике отражена ситуация на рынке бытовой химии: линия спроса D переместилась в новое положение D1(Р — цена товара, Q — объем спроса товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. расширение числа производителей бытовой химии
  2. заселение многоэтажных домов новых микрорайонов
  3. технические нововведения на предприятиях бытовой химии
  4. увеличение налогов, уплачиваемых производителями
  5. реклама новой продукции предприятий бытовой химии
  6. На графике отражена ситуация на рынке сельскохозяйственной техники: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. расширение посевных площадей
  2. развитие потребительской кооперации
  3. концентрация производства на крупных предприятиях
  4. вступление экономики в фазу подъема
  5. изменение ставки налога на прибыль
  6. На рисунке отражена ситуация на рынке спортивных тренажёров для дома. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение — D1? (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)
  7. снижение уровня жизни населения
  8. уменьшение доходов потребителей
  9. хорошие отзывы покупателей о спортивных тренажёрах для дома
  10. снижение цен на посещение тренажёрных залов
  11. повышение внимания граждан к собственному здоровью
  12. На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой медицинской техники. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение — D1? (На графике Р — цена товара; Q — количество товара).
  13. внедрение новой высокопроизводительной технологии производства бытовой медицинской техники
  14. снижение стоимости медицинских услуг в частных клиниках
  15. повышение внимания граждан к собственному здоровью
  16. развитие фундаментальных исследований в области медицины
  17. успешное проведение рекламной кампании бытовой медицинской техники

Ответы к тестированию

  1. 24
  2. 25
  3. 12
  4. 35
  5. 35

Рабочая тетрадь ученика 11 А класса

Тема: Рыночные отношения в экономике: законы рынка

(спрос, предложение, цена)

параграф 4 (учебник по обществознанию 11 класс под редакцией Л. Н Боголюбова

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню