Наука

Антон Павлович Чехов – врач

44
folder_openНаука
commentКомментариев нет

Оюн Сайзана Бивижиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Хайыракан Улуг-Хемского кожууна

Врач – профессия творческая. Каждый человек индивидуален, к каждому нужен свой, нестандартный подход. Увлекаясь творчеством лечения, врач переносит его в другую область, например, в литературу. Известны случаи, когда врачи, не оставляя медицинской практики, становились писателями. Такова судьба Антона Павловича Чехова.

Свое будущее Чехов решил посвятить медицине. Он получил небольшую стипендию и перебрался в Москву, где и поступил в университет. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их под псевдонимом в различные издания.

Заканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений как «Хирургия», «Хамелеон», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности.

Получив диплом врача, Чехов устроился на работу в Подмосковье и даже пробует писать диссертацию на тему «Врачебное дело России». Он по-прежнему видит себя врачом, а не писателем. Впрочем, это ощущение у Чехова сохранялось всю жизнь. Даже после того, как он перестал заниматься врачебной практикой и купил имение в Мелихово, во время эпидемии холеры в 1892 году писатель работал как участковый санитарный врач. Правда, он отказался от любого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами. Очевидно, он никак не мог забыть времена своей врачебной практики, когда количество больных в сезон доходило у врача Чехова до тысячи. Чехов не забывал о том, что он врач и в своей литературной деятельности. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям понятно, что писатель, создавший такие произведения, как «Палата №6», «Случай из практики», «Скучная история», «Припадок», — врач по профессии.

Медицинская практика, несомненно, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли люди не только с разными заболеваниями, но и с разными судьбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в произведениях писателя встречаются люди самых разных характеров и социальных кругов. Правда, критики часто ставили в вину Чехову то обстоятельство, что в своих рассказах он изображает мрачный и неприглядный мир. В котором нет места «живому человеку», как будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель по своей натуре был веселым и жизнерадостным человеком. Он был привязан к своей семье, любил сестру и братьев, в его жизни бывали и любовные увлечения. В общем, его нельзя было назвать мизантропом.

Чехов вряд ли сказал бы о себе: «Я — хороший писатель». Но он много раз говорил: «Я — хороший врач». Выпускник московского университета, имеющий диплом врача, мог и в дальнейшем сделать ученую или административную карьеру, заняться частной практикой либо, наконец, работать безвозмездно. Это беспокойную и неблагодарную судьбу избрал для себя Чехов. Всю жизнь он посвятил практике.

Глубокое изучение трудов И.М.Сеченова, К.А.Тимирязева и Ч.Дарвина воспитало в Чехове материалиста, мыслящего широко и смело. Он гордился своим материалистическим мировоззрением. Медицинские выступления А.П.Чехова в общей печати носили не случайный характер. В одном из фельетонов – «О долговечности» — Антон Павлович ставит конкретные задачи перед общественной гигиеной и делает глубоко научный и справедливый даже на сегодняшний день вывод о магистральных путях продления человеческого века.

Чехов видит связь болезни с психическим состоянием человека. Испытывая тяготение к научной и преподавательской деятельности. Чехов хотел прочитать студентам курс лекций по весьма оригинальной тематике: субъективное ощущение больного человека, то есть все то. Что переживает больной человек, что составляет его внутренний мир. И хотя Чехова не допустили к преподаванию, сама задача, которую он себе поставил, действительно, важна для медицины, в том числе и современной.

Медицинская практика – а она была повседневной, столь же постоянной, как писательство, определила особенное, чрезвычайно глубокое знание русской жизни и в то же время особое отношение к ней, особое ее понимание и трактовку – то, что Чехов называл «методом»: «Метод составляет половину таланта». Естественно-научный подход к материалу при первом же контакте с ним, при первоначальном его освоении имел, по-видимому, серьезный творческий смысл. Статическая непрерывность наблюдений исключает пробелы и какой бы то ни было субъективный отбор: врач не имеет возможности выбирать больных, не может предпочесть одного другому. Болезнь возникает случайно: человек живет в привычной колее труда или праздности, она же приходит вдруг, кажется беспричинной. Но и для врача встреча с больным есть случайность; он не знает, сколько людей заболеет утром, днем или ночью, сегодня или завтра, кто позовет его или придет на прием. Это и обозначено в заглавии рассказа – «Случай из практики». Но мышление врача является научным как раз потому, что развивается и совершенствуется в накоплении повторяющихся случайностей; их статистическое множество обобщается в опыте, в систематическом знании человеческой природы и психологии.

Как врач, Чехов достоверно знал, что внутренний мир человека обостренно и нервно связан со средой и бытом. Как писатель, он создал художественный мир, в основу которого положена гипербола быта, поглощающего дух: «…люди обедают, только обедают, а в это время слагаются их судьбы и разбивается их жизнь».

Обычно Чехов указывал объективную причину, внешний (бытовой) предлог, порождающий душевное страдание или болезнь, оставляя в подтексте те повествовательные планы, которые были столь важны для «психологической прозы». Поэтому «внешний» образ (то, что постоянно видит или слышит персонаж) у Чехова особо подчеркнут, насыщенно реален и значителен.

Метод Чехова – это метод, выработанный писателем на основе тщательного изучения законов естествознания и биологии, глубокого проникновения в психику человека, тонкого изучения общества, окружающего человека и постоянных поисков законов, управляющих жизнью общества.

Чехов во множестве своих рассказов и повестей изображал больных, однако болезнь человека была лишь сюжетным фоном, на котором писатель развивал нужную ему мысль.

Рассказ «Случай из практики» построен действительно как частный случай из практики доктора Королева, приехавшего по вызову к дочери владелицы фабрики госпожи Ляликовой.

Автор с юмором подмечает широко распространенное явление, когда родственники больной вместо того, чтобы сообщить, кто болен и в чем дело, излагает врачу свою версию причину болезни. А суть заключается в том, что Лиза, девушка двадцати лет, болеет давно и лечится у разных докторов. В последнюю ночь у нее было сильное сердцебиение, и все боялись, что она может умереть.

Королев словно пишет историю болезни: больная «совсем уж взрослая, большая, хорошего роста». Поздоровавшись с больной за руку, он мимолетно задержал внимание на кисти девушки. Дело в том, что терапевты старой школы многое могли «прочитать» по руке пациента, даже узнать, какие болезни он перенес. Так, пальцы в виде «барабанных палочек» свидетельствовали о хроническом гнойном процессе в легких, ломкие ногти – о малокровии и т.п. Королев ничего этого не отмечает. У больной была большая, холодная, некрасивая рука.

Доктор выслушивает сердце и произносит, словно записывает в историю болезни: «Сердце как следует». Остается сделать заключение: нервы «подгуляли немного», но это не страшно. Болезнь обыкновенная, ничего серьезного, и врача менять нецелесообразно. На этом, собственно, кончается медицинская часть диагноза.

Королева просят остаться на ночь, и тут ему постепенно проясняется социальный диагноз болезни его пациентки, которая хотя и является богатой наследницей, миллионершей, живет на территории завода «точно в остроге». Королев предлагает рецепт: бежать от этих корпусов, оставив завод с его миллионами. И оттого, что он встретил понимание в душе девушки, он уехал в хорошем настроении.

Доктор в рассказе расспрашивает больную, наблюдает за ней и условиями ее жизни, благодаря этим наблюдениям герой обнаруживает социальную причину недомогания девушки. Действует он по любимому Чеховым методу доктора Захарьина. Антону Павловичу Чехову как писателю импонировал доведенный Г.И.Захарьиным до совершенства субъективный метод исследования больного, заключающийся в тщательном расспросе пациента не только об отдельных его ощущениях, но и о мельчайших подробностях его жизни, быта и труда – для «постижения связи всех явлений данного болезненного случая». В этом была великая врачебная мудрость.

У Чехова много рассказов, посвященных врачам, их судьбе. Это труженики, верные клятве Гиппократа, самоотверженно борющиеся с людскими недугами, страданиями, а порой с ограниченностью ума и сердца.

Список литературы.

Бердников Г.А. Идейные и творческие искания. – М.: Худ.литература, 1984.-511с.
Громов М.П. Книга о Чехове.- М.,1989.
Доктор Антон Павлович Чехов. –М.: Знание, 1982.-176
Журнал «Башкы» ;4, 2010.-С.20-21.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню