Учитель

ЧЕЛОВЕК, ЧЬЁ СЕРДЦЕ – «ПЛАМЕННЫЙ МОТОР»(о жизни и деятельности замечательного педагога от Бога Ольге Михайловне Дамчай)

46
folder_openУчитель
commentКомментариев нет

Виктория Аракчааевна ХЕРТЕК, ветеран труда.

Институт развития педагогического образования остался в моей памяти как самое лучшее и любимое место работы. 31 августа 1998 года у меня состоялась беседа с ректором института Ольгой Михайловной Дамчай. Тогда я видела её впервые, но сразу почувствовала, что это очень умный, волевой и проницательный человек с каким-то необыкновенно широким кругозором и нестандартным мышлением. Из беседы она узнала обо мне всё – всю мою биографию, взгляды, стремления – и предложила возглавить кафедру экспериментальной работы и педагогических исследований.

Дело для меня новое. Но Ольга Михайловна сказала, что оно новое для всех и постигать его мы будем вместе со всеми педагогами республики. Посоветовала взять в библиотеке института книгу М.М. Поташника об инновациях в педагогике и подробно её изучить. Позже я заметила, что ректор прочитывает всю периодику, поступающую в институт, делает закладки с фамилией адресата из числа сотрудников.

Это были непростые годы. Зарплату не выдавали, холод в кабинетах и аудиториях, вода в подвале … Приводили в порядок здание, создавали условия для работы и учебы слушателей сами сотрудники института. Здание и мебель были старые, но было чисто, уют создавали сами, принося из дома всё необходимое. Ольга Михайловна — портьеры, тюль, даже мебель, Оюн-оол Доктугуевич Сат, художник, заведующий кафедрой национальной культуры, принёс свои картины и повесил их на стенах самой большой аудитории, сегодня бы её назвали конференц-залом. Галина Николаевна Феоктистова и Анна Михайловна Энютина облагородили территорию института, разбив цветники.

Какие люди работали в институте! Все умные, опытные, творческие личности, настоящие профессионалы. Я была приятно удивлена, увидев, что занятия для учителей музыки проводит композитор Саая Мынмырович Бурбэ, для учителей изо — автор флага Республики Тыва Сат Оюн-оол Доктугуевич. Мне посчастливилось работать с учителем всех учителей Тувы Региной Рафаиловной Бегзи, профессором историком-буддологом Николаем Вячеславовичем Абаевым, политологом Владимиром Романовичем Фельдманом, душой коллектива Людмилой Стефановной Белоноговой, психологом от Бога Инной Владимировной Монгуш, с моими преподавателями Марией Андреевной Хадаханэ и Альбиной Ивановной Бирюковой…

И самое главное – атмосфера. Именно Ольга Михайловна создавала эту окрыляющую атмосферу свободы и полёта творчества.

Ректор обязательно присутствовала на открытии и закрытии курсов, читала вводную лекцию. Чем интереснее были занятия и отзывы учителей, тем чаще Ольга Михайловна улыбалась и кивала головой. Если сердце – это «пламенный мотор», то именно сердцем коллектива была Ольга Михайловна Дамчай. Она не давила авторитетом и не докучала мелочной опекой, но результатов работы требовала строго.

Как руководитель института Ольга Михайловна, конечно, сталкивалась со сложностями финансового, организационного характера, но мы об этом почти не думали. На собраниях коллектива по понедельникам она сообщала о них, но всегда сразу же озвучивала решение, поэтому мы даже не успевали забеспокоиться.

Не забыть методологические семинары по пятницам. К нам приходили «на других посмотреть и себя показать» молодые ученые из университета, ТИГИ. Лекции читали признанные авторитеты. Так мы подпитывали духовную жажду в лихие 90-е.

Когда в институт перед ликвидацией зачастили комиссии, меня назначили проректором по науке, нужно было написать много программ, собрать методические пособия, научные статьи, всё, что разрабатывалось на кафедрах. Благо, что у нас в институте проходили методические и методологические семинары и научно-практические конференции, мы создавали учебники, проводили аттестацию педагогических кадров республики, поэтому материалов было много. И материалов интересных, нужных педагогам, учёным, студентам и школьникам республики. Всё было собрано и систематизировано. Правда, потом, после ликвидации института, я узнала, что все они были вынесены во двор института и сожжены.

А какие у нас были праздники! Ольга Михайловна считала, что именно в такие сложные времена коллектив должен быть особенно сплочённым. Мы дружили на кафедре, мы дружили с другими кафедрами, мы дружили всем коллективом. Институт развития педагогического образования тех лет до сих пор является для меня идеалом, образцом настоящего, нужного педагогам института, образцом сплочённого и творческого коллектива, открытого новым знаниям и стремящегося вперёд к новым научным открытиям.

Иногда Ольга Михайловна обходила кафедры. Не с целью проверки дисциплины, конечно, в этом не было необходимости, потому что все работали от души. Каждый ее приход был поводом что-то обсудить в новом проекте, получить совет. А советы ее всегда улучшали идею, иногда добавляли в неё то, чего мы и сами не видели. Опыт, умение истинного руководителя видеть результат в перспективе, чему тут удивляться.

На всех кафедрах кипела жизнь, царила настоящая рабочая атмосфера, и Ольге Михайловне было интересно посмотреть, как действует механизм, который она запустила. Мы же взрослые люди и всё понимали. На самом деле для меня лично было очень ценно ее доверие, его обязательно нужно было оправдать. Но это было нетрудно, потому что идеи рождались отличные, и работать было интересно.

В ИРПО приезжали учителя из разных школ. Да, ради них мы и работали. Результативность нашей работы выражалась в отзывах слушателей, системе оценивания каждого лектора. После курсов заместителей директоров школ, одна из них вернулась обратно в институт на курсы по своему предмету. На открытии курсов она сказала, что ее тянуло в институт, как в детстве снова в Артек, где она отдыхала. Такие откровения окрыляли нас.

Сколько людей продвинулось на идеях и даже конкретных разработках Ольги Михайловны – не сосчитать. Она это знает, но не обижается, если её имя не называют, на неё не ссылаются. Что тут сделаешь, благодарности и порядочности людей надо учить отдельно, выделять для этого специальные часы в школе.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. На самом деле Ольга Михайловна очень смешливая и обладает прекрасным чувством юмора. И ближайшее её окружение такое же. Когда Людмила Стефановна, проректор по учебной работе, приходила на кафедру, Татьяна Алексеевна Ондар, заведующая кафедрой педагогики и психологии, даже спешила записать её меткие изречения на листки настольного календаря. От неё первой мы услышали выражение «мухи отдельно, котлеты отдельно» и так смеялись. Это она говорила про бюджетные и внебюджетные курсы, которые учитывать надо было отдельно. Она очень мудрая, рассудительная, но при этом тоже зажигалка, столько энергии и оптимизма! Мы её очень любили. Дай Бог ей здоровья!

А сколько они обе знают стихов! В нужный момент всегда процитируют. Я записывала в ежедневник цитаты Ольги Михайловны. Например, «началась шумиха, неразбериха, наказание невиновных и награждение непричастных». А иногда что-то из классики так к месту скажет, что сначала и не узнаешь автора, как будто наш современник сказал. Карамзина, например, или Киплинга. Как-то одна из старейших педагогов с обидой пожаловалась на некорректность реакции на ее выступление со стороны власть предержащих на августовском совещании учителей. На что Ольга Михайловна ответила вопросом: «Как вы думаете, почему «Горе от ума» до сих пор изучается в школе?» Человек успокоился и даже остался доволен.

За годы функционирования института в нём работали замечательные люди, которые внесли огромный вклад в развитие образования и науки нашей республики. Я счастлива, что шла с этими людьми одной дорогой. Встречаемся до сих пор, добрым словом вспоминаем то счастливое для нас время.

Уже после ликвидации института мы с Людмилой Стефановной и моим младшим сыном Даяном поехали к Ольге Михайловне в гости в Туран. Как раз был День учителя. Я с удовлетворением отметила в Туранской школе №2 атмосферу творчества, содружества детей и взрослых: в спортзале репетируют дети, в компьютерном классе полно детей и учителей. В одном из классов нас посадили за роскошный стол. А потом было представление в спортзале. Ребята показали восхитительную сказку, которую они готовили для представления в лагере «Океан», куда они вскоре выезжали на фестиваль «Театральные подмостки». Руководила детским драматическим театром младшая дочь Ольги Михайловны. Для нас это было откровением. Елена Сергеевна Уйнук-оол, несомненно, талантлива. Мы не подозревали, что у Ольги Михайловны такие дети, такая творческая семья. Муж — Сергей Ондарович Уйнук-оол, оказывается, автор герба Турана, один из сильнейших тренеров по лыжному спорту. Старшая Татьяна — доктор биологических наук, генетик.

Этот День учителя стал для меня особенным, и я рада, что мой сын увидел пример настоящей школы для детей. Я была рада, что Ольга Михайловна работает в таком дружном коллективе. Думаю, что школе тоже повезло с ней.

Дамчай Ольга Михайловна представитель известной династии учителей. Ее родители трудовую деятельность начали с Баян-Кольской начальной школы учителями. Дамчай Михаил Конолович и Анна Манчыновна работали в Туранской школе №2, в Ленинской начальной школах. Все четверо детей семьи стали учителями. Татьяна Михайловна, Ольга Михайловна, Лидия Михайловна, брат Николай Михайлович состоялись в профессии, имеют почетные знаки, звания.

Ольга Михайловна в 1969 году окончила среднюю школу №2 г. Турана. Имеет два высших образования: КГПИ — по специальности учитель русского языка и литературы, тувинского языка и литературы; НВПШ – общественные дисциплины.

Работала в средней школе №2 г. Турана, в аппарате Пий-Хемского, Тандынского РК КПСС, администрации Пий-Хемского кожууна, в Институте развития педагогического образования Республики Тыва в должности ректора, затем проректора. После ликвидации института занимает должность заместителя директора школы по научно-методической работе МБОУ СОШ №2 г. Турана.

Награждена Почетными грамотами МОПО РТ (2001 г.), Законодательной Палаты Парламента РТ (2008 г.), Палаты Представителей РТ (2009 г.), Главы Республики Тыва (2012); нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации (приказ минобрнауки России от 3.10. 2006 г.), присуждено почетное звание «Заслуженный работник образования Республики Тыва» (Указ Главы Республики Тыва от 24 07. 2014 г).

Будучи на партийной работе, затем в должности заместителя главы администрации Пий-Хемского кожууна по социальной политике, большое внимание уделяла вопросам укрепления семьи. В Тандынском районе, затем в Пий-Хеме объединила молодые семьи в «Клуб молодой семьи». К работе клуба привлекла учреждения социума, учителей, врачей, юристов, психологов, работников культуры. Проводила конкурсы «Супруг-92», «Кадын-92», «Кадын – 95». Положительный опыт работы распространялся через тувинское телевидение.

Работая ректором Института развития педагогического образования, разработала авторскую программу «Культура традиционной тувинской семьи». По данной проблеме институт повысил квалификацию более 60 педагогам республики.

На базе МБОУ СОШ №2 г. Турана успешно завершила экспериментальное апробирование программы и издала учебно-методическое пособие «Культура традиционной тувинской семьи» под руководством Института развития национальной школы.

За годы эксперимента образовалось исследовательское пространство. 6 воспитанников Ольги Михайловны являются победителями регионального этапа престижной конференции школьников “Шаг в будущее”, 3 — заняли второе место, 3 – третье место, 3 — награждены грамотами, 3-получили сертификаты на участие в федеральном этапе.

МБОУ СОШ№2 г. Турана выгодно отличается интересными формами работы с семьей, учреждениями социума. В школе действует социально-психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка и семьи. Служба учредила номинацию «Друзья школы», «Спонсор года» и ежегодно вручает удостоверения на итоговом вечере «За честь школы».

Большое внимание уделяется гендерному подходу в воспитании мальчиков. Это вовлечение мальчиков в отряд Юных друзей полиции, направление их участковыми инспекторами в классы-участки, ежегодный праздник мальчиков “Эрниң эрези” с целью популяризации национальной борьбы хүреш. К проведению праздника привлекаются родовые сообщества. Они посвящают праздник замечательным мужчинам, внесшим свой вклад в социально-экономическое развитие республики. Данный опыт обобщен в методическом пособии “Духовно-нравственный потенциал национальной борьбы хүреш”.

Дамчай О.М. щедро делится опытом в журнале “Башкы”, в выступлениях на семинарах, НПК, КПК, на сайте школы odamchay@mail.ru. Страница на сайте www.prosholi.ru/user/damchay2015/ввод/aad/.

Разработаны авторские программы: «Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене» (диплом), «Взаимодействие школы с семьей и учреждениями социума», «Формирование правосознания старшеклассников» (диплом), «Школьная республика», «Салгакчылар», «Программа духовно-нравственного воспитания школьников» (1 м. в РТ), выход на федеральный этап.

14 учителей школы являются победителями кожуунного этапа и успешными участниками регионального этапа профессионального конкурса “Учитель года”. В этих результатах имеется и доля участия таких опытных наставников, зажигающих звезды, как Ольга Михайловна.

30 сентября 2017 года в школе состоялась презентация книги «История школы в лицах» — итог многолетней поисково-исследовательской работы автора, образец внимательного, бережного отношения к людям, способности увидеть индивидуальность, неповторимость каждой личности.

Ольга Михайловна состоялась как жена и мать. Ее муж – Уйнук-оол Сергей Ондарович – известный в республике тренер по лыжному спорту, он – Заслуженный работник спорта РФ и РТ. Это творческий человек, мастер на все руки – автор эмблемы г. Турана.

Старшая дочь Татьяна является доктором биологических наук. Живет и работает в Германии. Младшая дочь Елена – творческая личность. Она увлечена современной хореографией, режиссурой, художественным чтением, прекрасно рисует, хорошо разбирается в русской и зарубежной литературе, интересуется этнографией. Ее питомцы успешно участвуют в конкурсах федерального уровня.

У Ольги Михайловны четверо внуков. Элена, Эрик, Эмили живут в Германии, Тимур – в Кызыле. Элена и Эрик прекрасно учатся в школе, занимаются музыкой (пианино, кларнет, гитара). Старшая внучка увлеченно рисует. Внук Эрик, кроме занятий музыкой (пианино, гитара), посещает Детскую академию наук, секцию карате. Все начинается с семьи.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню