Методика

Экологическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного творчества

485
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Швалова Вера. педагог ЦДО г.Кызыла

Большей частью экологическое образование в нашей стране получают в общеобразовательной школе: на уроках биологии, географии, физики, химии, окружающего мира и даже экономики. При таком подходе опираются на разум, а не на чувства ребенка. Однако дети, в отличие от взрослых, активнее постигают мир и его проблемы через эмоции. В связи с этим возрастает роль и внешкольного дополнительного образования, поиск педагогами разнообразных форм в этом направлении.

В Центре дополнительного образования г. Кызыла достаточно большое внимание уделяется экологическому образованию школьников от 10 до 14 лет именно посредством декоративно-прикладного творчества.

Целью работы педагога в этом направлении является поиск и внедрение новых действенных форм воспитания экологической культуры в среде подростков. Контингент, с которым работают педагоги Центра, – школьники 7-14 лет.

В условиях дополнительного художественного образования педагог обладает большей свободой в выборе используемых технологий.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений. Именно в творческой деятельности дети получают представление об основных этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте.

Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте, что способствует формированию экологической культуры обучающихся.

Декоративно-прикладное творчество позволяет ребенку передать свои впечатления с помощью таких обыденных вещей, как природные материалы, краски, комок глины, бумага, нитки, лоскутки ткани. . Занятия декоративно-прикладным творчеством оказывают разносторонее и положительное влияние на все аспекты развития ребенка: укрепляют мелкую моторику рук, делают более точными и уверенными движения, неоценимо влияние и на умственное развитие ребенка, так как требует от него сообразительности, внимания, развивает его мышление, воображение, инициативу, наблюдательность, тренирует память.

Материал для работы доступен для всех – это дерево, береста, коряги, песок, камни, соломка, глина, гипс, из которых можно сделать огромное количество разнообразных поделок, используя при этом различные приемы работы. Кроме того, дети замечают разнообразие форм и красок окружающего, у них появляется непосредственно интерес к природе, появляется осознание того, что необходимо относиться бережно к тому, что создано руками человека.

Работу с использованием современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, для экологического образования детей средствами декоративно-прикладного творчества целесообразно начинать с презентаций. Наглядная демонстрация процесса, пошаговая инструкция помогут ученикам самостоятельно подготовиться к выполнению задания. Включение в презентацию видеофайлов необходимо для изучения объектов и явлений природы.

В Центре дополнительного образования г. Кызыла Республики Тыва разработана образовательная программа «Природная фантазия», способствующая воспитанию у детей экологической культуры, бережного отношения к природе. Содержание данной программы позволяет ребенку познавать мир природы во взаимосвязях, получить элементарные навыки творческой деятельности. .

Создание ребенком различных изделий, подарков, сувениров позволит развить его активную творческую деятельность и самовыражение.

На протяжении всего периода обучения в ЦДО дети работают исключительно с природными материалами (перьями, семенами, мхом, берестой, соломой, лозой) для изготовления и росписи шкатулок, корзинок, кашпо, создания панно и картин, папье-маше, кукол и т.д.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Во время занятий кружка с детьми проводятся беседы о бережном отношении к природе родного края, о ее красоте и неоценимой пользе для людей. Психологические исследования показывают, что на этапе школьного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие

При конструировании из природного материала педагог объясняет детям, что природа – это лучший творец. К примеру, древесина, которая встречается повсюду. Из нее можно сделать различные сувениры, подарки, интересные декоративные предметы.

Береста является одним из самых красивых природных материалов и с давних времен пользуется огромной популярностью у русских мастеров. Красота березы воспевалась в русских песнях. Эту красоту можно преподнести и на картине, слегка дополнив ее. При этом на картинке оставляются натуральные дефекты коры для придания изделия оригинальности.

Для изготовления и оформления разных поделок также используются семена самых разных форм и размеров (дыни, арбуза, подсолнуха, тыквы).

Крупа – незаменимый материал для поделок гречка, пшено, манка, рис, горох). Ее легко можно покрасить, сделав работу более яркой и красочной. Такая работа развивает мелкую моторику и творческое воображение и фантазию ребенка.

Яичная скорлупа давно стала не просто материалом, содержащим до 27 полезнейших для человеческого организма элементов, но и декоративным элементом при создании поделок. Это основа и для создания красивых сувенирных яиц, расписанным согласно традиционным канонам, и для новогодних елочных игрушек , и декоративный элемент мозаики.

Темы занятий так или иначе связаны с природой. Например, панно «Животное из Красной книги». Педагог проводит беседу о птицах, занесенных в «Красную книгу» Тувы. Затем демонстрируется образец, рассказывается о технологии выполнения, о материалах, цветовом решении композиции, даются творческие предложения. Используются следующие материалы и инструменты: перья птиц, крупы по выбору, рамка с ДВП, ножницы, клей ПВА, горячий силиконовый клей и лак.

Одним из излюбленных занятий детей, занимающихся в Центре дополнительного образования, является плетение, которое считалось древнейшим из ремесел. Педагог знакомит с процессом выполнения работы, видами плетения (спиральное, прямое, плетение на каркасе, объемные плетенки), помогает выбрать материал (лоза, камыш, рогоза). Кроме того используются нитки, палочки, клей, картон и прищепки.

Валяние – самая древняя на земле техника изготовления шерстяных изделий. Археологи датируют появление первых валяных вещей 4-5 веком до н.э. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников, горных скотоводов Тибета, Памира и Алтая. На занятиях дети используют сухое выкладывание шерсти в виде картин, ковриков, панно, гобелена и т.д.

Экскурсии являются неотъемлемой частью учебного процесса Центра дополнительного образования (по городу, парку и т.д.). Учащиеся наблюдают за природой, собирают материал для работы. После завершения работы над поделками готовятся выставки в течение всего учебного года.

Таким образом, вся деятельность занятий по декоративно-прикладному творчеству детей связана с их экологическим воспитанием, начиная с презентационного материала, показом образца изделия, которое им предстоит выполнить, сопровождаемое беседой о природе и заканчивая оформлением самими детьми выставки готовых поделок. Работа с прикладным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Кроме того, это развивает воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы. Изготовление игрушек, поделок из природного и бросового материала – труд кропотливый, но увлекательный.

Организация творческой деятельности детей с природным материалом предоставляет огромные возможности для формирования у обучающихся экологической культуры, целостных представлений о природе, как живом организме и создания условий для развития личности ребенка.

Программа «Природная фантазия» способствует формированию эстетического восприятия природы, умению воплощать увиденное в практической творческой деятельности, Ведущая педагогическая идея программы – формирование экологической культуры обучающихся через художественно-эстетическое восприятие природы и отображение ее в декоративно-прикладном творчестве.

В программу включены темы по экологии, где дети учатся рациональному использованию заготовленного материала. Особое внимание обращается на технологию заготовки, обработки и хранения, как природного материала, так и готовых изделий из него.

Поэтапное развитие в кружке осуществляется с помощью главного, ненавязчивого перехода от работы с простым знакомым материалом (бумагой) до замысла и организации персональной творческой выставки.

Активно используется технология развивающего обучения, групповая технология, технология творческой деятельности, где учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности ( 10 – 15 человек).

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню