Методика

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

14
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Шаалы Алевтина Сугдуровна, в.н.с. ГБНУ Министерства образования и науки Республики Тыва «Институт развития национальной школы», к.пед.н.

 Какие этнокультурные особенности могут быть определены при реализации Примерной программы воспитания?  Ответ на данный вопрос является предметом сегодняшнего обсуждения на страницах журнала «Башкы». И это неслучайно. С начала 2021-2022 учебного года начнется внедрение Программы воспитания в образовательных организациях Республики Тыва, которая станет составной частью основной образовательной программы всех уровней общего образования (далее – Программа воспитания). Мы с вами, уважаемые учителя, несем личную ответственность за результаты нашей совместной деятельности с детьми и родителями по созданию необходимых социально-педагогических условий гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений  с окружающими их людьми с учётом региональных и этнокультурных особенностей Республики Тыва.

В настоящей статье остановимся на целевой и этнокультурной составляющей внедрения Программы воспитания, конкретизации общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся. Для этого нам необходимо осмыслить и понять, какой смысл вкладывается в понятие ВОСПИТАНИЕ? «Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [10, 11.Ст.2, п.2].

Исходя из этого, закономерно вытекает необходимость учета этнокультурных особенностей внедрения Программы воспитания в Республике Тыва. Приоритетной задачей государственной политики в области образования определено духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Именно этот подход является методологической основой разработки  внедрения новой программы. В связи с этим возникает необходимость осознания и понимания  каждым субъектом учебно-воспитательного процесса ключевой роли  образования в воспитании обучающихся, в консолидации многонационального и мультикультурного российского общества.

Республика Тыва, как неотъемлемая часть России, полиэтнична и мультикультурна, в ней свободно сосуществуют и активно взаимодействуют разные этнические традиции и языки, культуры и религии, придавая общему культурно-цивилизационному потенциалу России особую устойчивость и открытость.

По данным Росстата, население Республики Тыва на 1 января 2020 года составляло 327 383 человека. Здесь проживает, по данным  Всероссийской переписи населения 2010 года: тувинцы – 249 299 чел. — 82,04 %; русские – 49 434 чел.  — 16,27 %; хакасы – 8770 — 29 %; киргизы – 628 чел. — 0, 21 %; армяне – 512 —  0, 17 %; украинцы – 493 — 0, 16 %; татары – 352 — 0,12 %; буряты – 313 — 0,10 %; узбеки – 253 — 0,08 %; корейцы – 162 — 0,05 %; азербайджанцы – 59 — 0,05 %; белорусы – 99 — 0,03 %; чуваши – 98 — 0,03 %; немцы – 87 — 0,03 %; грузины – 85 — 0,03 %; башкиры – 59 — 0,02 %; мордва – 56 — 0,02 %; казахи – 50 — 0,02 %; монголы – 47 — 0,02 %; другие – 794 — 0,26 %.

Каждая из национальностей обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу, содержание Программы воспитания.  Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую духовно-нравственную ценность.

Программа воспитания может внедряться в трехмерном пространстве: национально-региональной, общероссийской и мировой культуры и исходит из стратегии сохранения культурного многообразия с учетом национальных, региональных, этнокультурных потребностей многонационального народа Тувы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Республики Тыва, Законами Российской Федерации и Республики Тыва «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, также Примерной программы воспитания, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

Учитывая вышесказанное, реализация  целей и задач  воспитания осуществляется на следующих принципах:

  • принцип воспитывающего обучения;
  • принцип положительного примера;
  • принцип этнокультурной коннотации;
  • принцип цикличности.

Принцип воспитывающего  обучения представляет собой обучение, в котором воспитательные задачи первичны и приоритетны. Систематическая работа на основе принципа положительного примера личностей-символов, учителя, родителей будет способствовать глубокому осознанию важности для семьи, рода, народа, человечества в целом значения личностей, ставших гордостью семьи, рода, а также символами этноса, эпохи, цивилизации Необходимо обращать внимание на личности-символы, например, (полководцы Күлтегин и Субедей, государственные деятели Буян-Бадыргы и Сергей Шойгу), национальные и общечеловеческие таланты высокой нравственности и духовности (Степан Сарыг-оол и Виктор Кок-оол). Данные описания нисколько не умаляют значимости других наших исторически значимых личностей, главное в том, что каждое образовательное учреждение сам определяет в качестве личностей-символов представителя своего рода, села, города, республики.

Нравственный пример самого учителя в учебно-воспитательном процессе занимает первейшую роль, ибо он должен нести в себе громадный социальный заряд, выполняя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль и стать образцом для подражания. Это можно сказать одним глубоким и содержательным умозаключением академика Г.Н. Волкова: «Воспитание — есть пример и любовь».

Сущность принципа этнокультурной коннотации образования заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной темы культуры этноса, как сквозных этнокультурных тем, присутствующих во всех компонентах образовательной системы. Инвариантная и вариативные модули Программы воспитания: урок (всё содержание учебных предметов, особенно родного языка и литературы, истории, географии, основ духовно-нравственной культуры народов России), внеурочная деятельность, дополнительное образование: народоведение, работа кружков, секций по национальным видам спорта (хүреш, скачки, стрельба из лука), настольные тувинские игры – шахматы (бугашыдыраа, кажык и др.), школьные народные фольклорные коллективы по горловому пению, народным танцам, музейная педагогика и многое другое, что традиционно в школе принято проводить). Здесь принципиально важно естественное движение от семьи и родного дома к стране и миру, от Тувы к России и земному шару.

Принцип цикличности подразумевает ритмичность, этапность жизнедеятельности личности, где соблюдаются учет генетических, физиологических, возрастных особенностей, связанный с цикличностью жизни этноса, а также с микро- и макро- изменениями общества. Этот принцип тем более важен, когда при внедрении Программы воспитания учитывать ведущий вид деятельности в общепринятой, также возрастной периодизации по 12-летнему циклу лунного календаря у кочевых народов Саяно-Алтая – хакасов, алтайцев, телеутов, сойотов и сопредельных территорий – родственных народов по традиционной культуре воспитания и вероисповеданию – монголов, бурят.

Определяя цель воспитания, мы исходим из ориентиров ФГОС ОО и основываемся на базовых для нашего общества ценностях – таких, как человек, семья, труд, отечество (родинопочитание), природа, мир, знания (образование), культура, здоровье. В соответствии с этнопедагогическими идеями тувинского народа и с  «Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва» (2011 г.) нами расширена цель воспитания в образовательных организациях, как личностное развитие школьников, проявляющаяся:

1)      в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых духовно-нравственных ценностей (то есть в усвоении ими социально значимых знаний);

2)      в формировании высоконравственной, ответственной личности, способной к духовно-нравственному развитию, самовоспитанию, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе этнических традиций, ценностей российской и мировой культур;

3)      в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

4)      в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Исходя из вышеобозначенного целеполагания, содержание  воспитания  представляет собой конкретное выражение нравственного идеала совершенного человека в народной педагогике и национального воспитательного идеала, понимаемого как высшая цель российского образования. С учётом многокультурного образовательного пространства  важно сочетание интеграции и дифференциации  национальных культур в определении общего, отличительного и специфического в традиционных культурах народов, проживающих в Республике Тыва, формирования умений и навыков межкультурного взаимодействия, сотрудничество учителей, родителей и обучающихся (взрослых и детей) в объединении общих усилий в личностном развитии обучающегося.  Такие отношения являются важным фактором успеха в достижении цели воспитания.

Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения поставленной цели воспитания. Поскольку каждая школа по-своему видит эти проблемы, то и задачи ею будут формулироваться по-своему.

Исходя из целевой установки Программы с учетом этнокультурных особенностей культурно-образовательного пространства  воспитания личности, мы дополнительно определяем следующие задачи:

  1. Формирование мотивации, готовности и способности у обучающихся иметь духовно-нравственные ценности и следовать им в жизни.
  2. Развитие нравственных мыслей (чувств), нравственного сознания и нравственного поведения.
  3. Взаимное сотрудничество систем семейного, школьного и дополнительного образования в формировании поликультурной компетенции школьников как носителей духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Тувы и России.

В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание  должно обеспечить:

— готовность  и способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм непрерывного образования, самовоспитания и самосовершенствования – универсальной духовно-нравственной компетенции;

— понимание и способность  ценить  человеческую жизнь  как части природы и обязывающие человека следовать ее законам, дорожить богатством, беречь и приумножать ее;

— понимание и способность личности осознавать себя как члена конкретной семьи и родовой структуры, народа, обязывающие  быть их достойным сыном (дочерью), гражданином России и продолжателем лучших духовно-нравственных традиций народов, сотрудничества, взаимопонимания и толерантности — способности человека спокойно, терпимо и снисходительно относиться к представителям разных народов, культурам, религиям, нравственном внимании — готовности понять и принять радость и горе другого человека и прийти на помощь;

— понимание, осознание и способность личности быть носителем, преемником и транслятором духовно-нравственного кодекса родного народа, быть приобщенным к культурам народов многонациональной России и мира.

В сфере государственно-общественных отношений духовно-нравственное воспитание обучающихся должно обеспечить:

— готовность и способность личности противостоять негативным решениям, поступкам, нарушениям государственных, общественных и национальных традиций, наносящим вред отношениям человек-человек, природа-человек-природа;

— бережное отношение к своему здоровью, здоровью родных и близких, друзей, знакомых,  умение заботиться, посоветовать, оказать помощь в пределах своих возможностей; умение вести здоровый образ жизни и вести за собой других;

— осознание себя сыном (дочерью) своей Родины, воспитание чувства благодарности и признания, бережного отношения к своей родной земле, ее богатствам, традициям и обычаям, исторически обеспечивающим гармонические межличностное, межродовое, межнациональное, межконфессиональное отношения, а также ответственности за сохранение и развитие национальных, общероссийских, мировых культур;

— осознание себя высоконравственным, творческим и компетентным гражданином России на основе принятия ее многонациональности и единства поликультурного образовательного пространства с учетом этнокультурных особенностей своей республики.

Каждая из обозначенных задач предполагает конкретное отражение в содержании совместной содержательной и результативной деятельности взрослых и детей.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять дифференцированное отношение на разных уровнях общего образования.

1.В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того этноса, многонационального  общества, в котором они живут [5, 9].

В начальном общем образовании этнокультурная составляющая содержания воспитания представлена в общей теме «Семья»:  почитание старших, родителей, забота о младших, помощь по хозяйству,  знание домашних животных, следовать  просьбе родителей, уход аза ягнятами, козлятами, телятами, подгонять (отгонять) их; поливать огород и т.д; знать  название местности, кожууна, республики; название и значение символов Тувы; названия объектов окружающей природы (горы, леса, реки, озера, поля); название и порядок расположения домашней (аальной)  утвари по календарным предписаниям в юрте;  этикетные правила поведения на территории аала, во дворе дома; правила поведения в юрте (дома).

В рамках изучения курса «Улусчу ужурлар» ученик  1  класса должен усвоить значение следующих понятий: семья, кровные родственники,  термины родства, окружающий мир, родная земля, Тыва, кожууны, Россия – наш общий дом, символика Республики Тыва и России, жилище, юрта, аал,  дом, аальная территория, порядок, скотоводство, тувинский календарь, трудовые обязанности.

Ученик 2 класса должен усвоить значение следующих понятий:  этикет, речевой этикет, аальный этикет,  семейный этикет, возрастной этикет, этикет знакомства, этикет представления друга, гостевой этикет, правила поведения в общественных местах [6].

Ученик 3 класса должен усвоить значение следующих понятий:  природа, человек, виды календарей, земля, растения, птицы, вода, охотничий этикет, народные охранные правила [7].

В ходе изучения курса «Улусчу ужурлар» обучающиеся начальной школы должны усвоить значение следующих понятий:  народы мира, нация,  культура,  российские народы, совместно проживающие народы,  сопредельно проживающие народы,  земляки,  детское народное творчество народов мира, праздники. Народные праздники (Шагаа, освящение Оваа,  Цагаансар, Чылпазы, Тун-пайрам, Сурхури, Масленица, родительскийдень,  Ртвели, Татьянин день и др); национальную кухню народов мира [8].

  1. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Например, в 6 классе по модулю «Человек  как высшее творение природы» ученик 6 класса должен усвоить значение следующих понятий: человек, здоровый образ жизни, внутренняя культура, мысль, духовные субстанции, аальный этикет [8].

В результате изучения курса «Удаль молодецкая» ученик 7 класса должен знать: «Кодекс чести мужчины», традиционные представления народа о роли мужчины в защите семьи, рода, родины; традиционные представления народа о  девяти доблестях тувинского мужчины,  о связи имени мужчины с его жизнью, родовым сообществом; знаменитых героев-мужчин, устного народного творчества; имен знаменитых мужчин (мальчиков, юношей) республики, добивших успехов в разных областях знания; виды традиционного хозяйства (скотоводство, охотничий промысел, собирательство); нравственные  этические постулаты [1].

В результате изучения курса «Прелесть девушки» выпускница 7 класса должна знать: «Заповеди матерей Тувы», жизненную функцию женщины в народной педагогике; знаменитых женщин республики;  правила ухаживания за собой: внешний вид, здоровье, осанка, движение, одежда, личная гигиена, прическа; режим дня; особенности развития женского организма; женский этикет и его значение; речевой этикет и его особенности [12].

В ходе изучения курса «Семейная педагогика» ученик 8-9 классов должен усвоить значение следующих понятий: семья, семейные ценности, семейные отношения, любовь и пример предков, родителей, старших, взаимообучение и взаимовоспитание, материнство, отцовство, родительские чувства, ответственность, культура, авторитетная семья, возрастная периодизация детства, обряды, детские игры, защита детства, родовое сообщество как фактор защиты детства [4].

  1. 3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел [2].

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся, педагогических работников и родителей, что станет эффективным способом воспитания личности гражданина России.

 

Литература:

  1. Казырыкпай Б.О., Казырыкпай Б.Б. Эр чол (Мужской путь). 7 кл. – Кызыл, 2001, 2005. На тувинском языке.
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных организациях Республики Тыва. – Кызыл: ИПО «Билиг» ИРНШ, 2011.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Оюн С.С., Шулуу-Маадыр С.Ч. Тыва өг-бүле педагогиказы (Педагогика в тувинской семье) 8-9 кл. – Кызыл, 2004. На тувинском языке.
  5. Примерная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва (дошкольное, общее, профессиональное). – Кызыл: ИПО «Билиг» ИРНШ, 2014.
  6. Сундуй Г.Д. Улусчу ужурлар (Народоведение). 1-2 кл. –Кызыл, 2002. На тувинском языке.
  7. Сундуй Г.Д. Улусчу ужурлар (Народоведение). 3-4 кл. –Кызыл, 2004. На тувинском языке.
  8. Сундуй Г.Д. Улусчу ужурлар (Народоведение). 5-6 кл. –Кызыл, 2005.   На тувинском языке.
  9. Примерная программа воспитания: Одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
  10. Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ).
  11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).
  12. Шаалы А.С., Монгуш В. Б. Кыстың бүдүжү (Девичья нравственность). 7 кл. – Кызыл, 2001, 2005. На тувинском языке.

 

 

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню