Колхозпай Чечек Артемовна, помощник воспитателя детского сада №25 г.Кызыла
Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение. Веками тувинцы жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.
Многовековой педагогический опыт наших предков убеждает в воспитательной эффективности этнокультурных традиций своего народа. Сегодня, как никогда раньше, молодое поколение остро нуждается в социальных ориентирах, опирающихся на национальные ценности в русле общечеловеческой направленности. Построение воспитательного процесса на традициях этнической культуры, способствует формированию ценностных ориентаций, духовно-нравственной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции пробуждают у воспитанников генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.
Проблема состоит в необходимости разрешения противоречия между возросшей потребностью современного общества в подготовке младших школьников, обладающих высоким уровнем этнокультурной компетентности и недостаточной теоретико-методологической разработанностью путей ее формирования в условиях динамично развивающегося образования.
Проблемой формирования этнокультурных традиций и педагогическими проблемами внеурочной деятельности занимались такие ученые как Т. И. Бакланова, О.Д. Мукаева, А. Б. Панькин, В. К. Шаповалов и др. Решению теоретико-методологических аспектов изучения этнокультуры способствовали культурологические исследования А.И.Арнольдова, С.Н.Артановского, А.А.Аронова, М.М.Бахтина, Л.Н.Гумилева, Н.А.Бердяева, B. И.С.Гуревич, Д.С.Лихачева, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Павлов, B.C. Селиванов, Л. Н. Селиванова, Н. П. Сенченков, В. Н. Соколова.
Существенное значение для этнокультурного воспитания личности в условиях досуга имеют исследования в области теории социально-культурной деятельности 1. Вайнштейн, С. И. Загадочная Тува Текст. 2. Вайнштейн, С. И. Историческая этнография тувинцев: проблемы кочевого хозяйства 3. Вайнштейн, С. И. Мир кочевников центра Азии Текст. / С. И. Вайнштейн. М.: Наука, 1991. — 296 с.4. Культура тувинцев: Традиция и современность / ТНИИЯЛИ; Отв. ред. Ю. Л. Аранчын. — Кызыл, 1988.- 151 с. Ю9.Курбатский Г. Н. Тувинские праздники: Историко-этнографический очерк. — Кызыл, 1974. — 263 с.
Развитие детей происходит в определенном этнокультурном контексте, особенности которого, безусловно, накладывают свой отпечаток на специфику развития, сознания и самосознания детей. При обсуждении особенностей развития детей в контексте этнических культур, формирования у них представлений о своем месте в мире и социуме значимы такие категории, как образ мира, этническое самосознание, менталитет, этнический стереотип. В основе мировидения и мировосприятия каждого народа лежит своя система предметных значений, социальных стереотипов, когнитивных схем. Поэтому сознание человека всегда этнически обусловлено, видение мира одним народом нельзя простым “перекодированием” перевести на язык культуры других народов.
В различных исследованиях выявляются особенности социокультурной детерминации интеллектуального развития младших школьников, зависимые как от этнического компонента, так и от типа поселения (город, деревня). Так, в исследовании Ю. В. Соловьевой и Н. Ф. Талызиной выявлено, что социокультурные условия развития влияют на следующие характеристики интеллектуального развития младших школьников, значимые в учебной деятельности: новизна и доступность приема; план выполнения приема; соотношение плана выполнения приема с возрастом; уровень помощи, достаточный на этапе составления схемы ориентировочной основы действия; совпадение планов выполнения плана.
Применительно к изучению мировосприятия различных этносов наиболее целесообразно использовать феномен «этническое самосознание», так как этническое самосознание – это своего рода «последний рубеж» сохранения этничности, ибо в ходе исторического развития могут быть утеряны и язык, и общая территория, и даже культурные традиции, но пока сохраняется этническое самосознание, не тускнеет и образ этнического «мы». Особенности самосознания во многом зависят от практики межэтнического взаимодействия и характеристики этнической среды.
Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции появились задолго до появления письменности.
Тувинцы воспитали детей на добрых традициях предков. Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали веками.
Внеурочная деятельность младшего школьника является неотъемлемой частью обучения в школе. Школа является ядром образовательного процесса, и на нее возлагается основная организующая деятельность на протяжении всего срока обучения в ней детей. Современному развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, нравственно воспитанные люди, которые в сложной обстановке могли бы самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения, прогнозировать их возможные последствия. Выполнение такого заказа требует поиска новых подходов к организации деятельности участников образовательного процесса, и прежде всего в школе, где многие задачи, в том числе связанные с воспитанием полноценной личности, уже не могут быть решены только традиционными средствами. Важно увидеть потенциальные, нереализованные возможности. Одну из таких возможностей мы видим в вовлечении учащихся в активную внеучебную деятельность. Воспитательная работа, проводимая во внеурочное время, дополняет и углубляет воспитание, осуществляемое в процессе обучения. Для обозначения этой работы употребляется ряд понятий: «внеурочная, внеклассная, внешкольная, внеучебная воспитательная работа».
Таким образом, внеклассная, внеурочная работа — это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации. Предпринимаются попытки систематизировать возникающие объединения, например:
— объединения социальной инициативы (политические, экологические, национальные, культурные),
ставящие перед собой серьезные цели и пытающиеся добиться решения насущных проблем общества.
— объединения демонстративного характера (металлисты, футбольные фанаты, хиппи, панки, рокеры, качки и т.д.), жизнедеятельность в которых предельно театрализована, приобретает гипертрофированную форму.
— клубы по интересам (спорт, восточные виды единоборства, йоги, художественное творчество, компьютерная техника, марки и т.д.), которые представляют для школьников особую форму самодеятельности, наиболее полно отвечающую возрастающим потребностям личности в разнообразии, расширении культурной и социальной деятельности, в поиске общения и отношений по поводу такой деятельности, в которой присутствуют черты самореализации, самоуправлении.
Таким образом, формирование этнокультурной компетентности младших школьников определяется преобразованием внутренней сущности ученика через познавательную, духовно-практическую деятельность, основанную на системе ценностных ориентаций традиционной культуры .
Осуществление комплексного подхода к воспитанию младших школьников требует, чтобы при организации всех мероприятий с использованием различных организационных форм решалась не только одна задача, необходимо выделить нравственно-воспитательный аспект. Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач, направленных на формирование этнокультурной компетентности.
Процесс формирования этнокультурных традиций младших школьников во внеурочной деятельности заключается в знании и понимании культуры своего народа, осознании ее своеобразия и ценности. Этнокультурные традиции соединяют знания, представления об этнических общностях, их культуре, толерантные и поведенческие отношения.
Формирование этнокультурных традиций во неурочной деятельности младшего школьника является неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса. Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков. Осуществление комплексного подхода к воспитанию младшего школьника требует, чтобы при организации всех мероприятий с использованием различных организационных форм решалась не только одна задача. Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач, направленных на формирование этнокультурных традиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Н.Г. Аверина. // Нач. школа. – 2009 – №11 – С. 68-71.
2. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, проблемы совершенствования [Текст] / А. Б. Афанасьева // Проблемы педагогики и психологии. – 2009 – № 3 – С. 189-195.
3. Алимжанова, Г.А. Технология этнокультурного воспитания в демократизации образования: [Электронный ресурс] / Г.А. Алимжанова. Режим доступа: http://www.samal.kz/civics/docs/44.htm.
4. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества [Текст]: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; под науч. ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 347 с.
5. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа [Текст] / К.Ш. Ахияров. – Уфа; Баш. ГПУ, 2000. – 328 с.
6. . Бабунова Е.С, Этнокультурное развитие личности дошкольника [Текст] / Е.С. Бабунова. Modern developmental psychology: main trends and prospects of research. – Прага, 2015. – 194 с.
7. Байбурин А.К. Введение в этнологию, [Электронный ресурс] А.К. Байбурин. Режим доступа: http://www.gerimg.nw.ni/Ethnolin/etlmosite/Bavbiim.htm.
8. Баркова, А. М. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора. [Текст] / А. М. Баркова, – М: 2010г. – С. 2-17.
9. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. [Текст] / Г.И. Батурина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. – М.: Народное образование, 2012 г. – 112 с.