Наука

Художественная деталь в создании национального характера в произведениях народного писателя К.Кудажи

188
folder_openНаука
commentКомментариев нет

 

Бады-Монге Елена Тадар-ооловна, кандидат филологических наук

Развитие национальной прозы — это движение от нормированной эстетики к нравственному и философскому поиску, от гипотетичной к психологической обоснованной эволюции героя, от силуэтного изображения характера к его всестороннему усложнению. Оно свидетельствует об усилении нравственного начала при создании характера, о повышенном внимании к духовным исканиям героев, утверждении принципа исторического детерминизма, углублении философского содержания произведений. Немаловажную роль в раскрытии национального характера играет художественная деталь. Выразительные образные детали помогают писателю отразить особенности национальной жизни, показать колоритные национальные характеры.

Одаренность писателя определяется наличием «истинной», «добротной» детали. Для определения самых существенных черт исторической среды народному писателю Тувы К. Кудажи удалось отобрать из множества фактов окружающей среды самые главные, которые отличаются правдивостью, и в то же время подчеркивают национальное своеобразие.  Национальное своеобразие поэтики К.Кудажи, в том числе поэтики детализации, складывается, на наш взгляд, из следующего:

  1. Тематика произведения, отражающая эстетические идеалы и нравственные ценности тувинского народа, историческое прошлое Тувы; борьбу за новую жизнь; изменение облика деревни и психологии людей, современное время и его проблемы.
  2. Особенность социально-экономической жизни народа- фактор, руководящий выбором детали. В произведениях Кудажи широко представлены национально-характерные детали, которые можно обозначить как детали — реалии, называющие объекты, характерные для жизни (быта, культуры, социального и исторического развития) одного народа.
  3. Особенности создания национального характера диктуют и свою систему деталей и их детализацию. Национальный характер в литературе, как известно, это тип человеческого поведения, присущий представителям данной нации, преображенный в соответствии с национальными особенностями художественного мышления писателя. Подтверждение этому — образы героев произведений К. Кудажи, в которых гармонично сочетаются народная мудрость, доброта и трудолюбие.
  4. Особенности воссоздания реалий предметного мира и духовной среды.

К.Кудажи во всей полноте изображает микросреду героев, в которой исторические и этнографические детали создают нужный фон, атмосферу времени.  Используя фольклорную поэтику, писатель показывает обычаи и нравы своего народа, трудовые будни, сезонные перекочевки, жизнь в степи и в тайге, религиозные верования и т.д. Детали — реалии позволяют подчеркнуть разницу между образом жизни различных социальных слоев общества. Кудажи делает видимым портрет персонажа, выделяя его глаза, нос, губы, тело, движения; подробно описывает детали интерьера, раскрывающие духовный мир героев. Метафоричен язык его произведений, эпитеты, сравнения, народные легенды и песни, пословицы, поговорки создают свой национальный колорит текста.

Кроме того, К.Кудажи использует такие мифопоэтические элементы стиля как цвет, звук, запах, выполняющие в его художественных произведениях определенную функцию. Важную роль играют у К.Кудажи экспрессивно-стилистические детали. Они делают образ или ситуацию выразительней, рельефней, а также способствуют более широкому и глубокому раскрытию внутреннего мира того или иного персонажа. Использование пословиц и поговорок свидетельствует о закономерном процессе развития национальной письменной литературы на основе плодотворного использования опыта устного народного творчества. Пример творчества К.Кудажи показывает — освоение и творческая переработка идейно-художественных богатств фольклора и инонациональных литературных традиций имели большое значение в формировании тувинской прозы.

Кудажи большую роль отводит именно детали, она у него многозначна, участвует в развитии сюжета, делая его стройным и цельным. Исторические и этнографические детали способствуют у него созданию необходимого фона, соответствующего настроения, атмосферы изображаемого времени, делают его осязаемым. Деталь у К. Кудажи служит для воспроизведения яркой картины, создает впечатление объективности, реалистичности изображаемого. Мы встречаем у него детали-реалии национального быта (юрта, идики (сапоги), тон (шуба) и др.); реалии, отражающие тувинские понятия и обычаи (бай, арат, кулугур), конкретные детали местности (Улуг-Хем, Шагонар и др.), которые становятся для героев символом родины. Детали у К. Кудажи статичны и динамичны. Это детали внешности персонажей, детали бытового уклада их жизни, а также картин природы, среди которых они живут. Роман «Улуг-Хем неугомонный» позволяет судить о том, насколько разнообразной является деталь и как велика ее роль в художественном переосмыслении действительности. Писателю удалось воссоздать художественно емкие, исторически достоверные картины исторического прошлого тувинского народа.  Кудажи скрупулезно исследует исторический процесс, до мельчайших деталей воспроизведя картины жизни, доводит их до глобальных художественных обобщений.

Портрет, как категория художественного текста, у Кудажи состоит из множества компонентов. Писатель воспроизводит, прежде всего, зрительное восприятие персонажа (рассказчик «видит» своих героев). Он дает эскизную характеристику, описывая одежду, подчеркивающую социальную принадлежность персонажа, характеризуя формы черт лица, цвет, жесты и манеру держаться, двигаться, а также характеризуя его голос. Писатель уделяет внимание деталям лица, глаз, взгляда, губ, носа, улыбки, телосложения (шея, рост, живот, руки и ноги). Каждая из этих деталей сыграла свою роль в портретной характеристике героя, в индивидуализации персонажей.

Таким образом, можно сделать вывод, что К. Кудажи является мастером портрета, умеющий привести в движение детали внешности как целостную модель. В описаниях различных деталей внешнего облика персонажа находят отражение, прежде всего, важнейшие социальные и нравственные законы, специфика народа, к которому принадлежит персонаж, обобщенный образ. Для создания ярких выразительных деталей портрета писатель использует специфичность выделяемого признака.

Детали природы у К. Кудажи также активны. В пейзажных зарисовках писатель использует метафорическую деталь (отчаянный дождь, состарившаяся луна, тайга дышала), которая включает в свое содержание скрытое сравнение. Детали природы у К. Кудажи раскрывают душевное состояние героя. Также мы встречаем у него метонимическую деталь (непослушные слезы, дымящаяся трубка, контора гудела), цветовые (белый, красный, черный, синий) и звуковые детали (шум реки, ветра, звон сосулек и т.д.), символические детали (в «Улуг-Хеме неугомонном» — это эпитет «неугомонный», повторяющийся неоднократно). Повтор уже говорит о символизирующей роли детали. Символом — деталью также является сам образ Улуг-Хема.

Из множества деталей писатель выбирает наиболее необходимые, способные работать на решение художественной задачи. Сочетая различные детали быта и нравов, Кудажи раскрывает потаенные участки жизни, которые придают «серой действительности» яркое художественное звучание, делают страницы его произведений яркими образцами художественного творчества.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню