Алевтина Алдын-оол, учитель-логопед
Организация коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (далее – РАС) или его признаки, является одним из обязательных направлений комплексной помощи, так как нарушение в формировании речи присутствуют во всех случаях детей особого развития. В рамках функционирования Службы ранней помощи, как структурного подразделения психолого-медико-психологической комиссии (далее – ПМПК) в 2018 году обратилось 25 вновь выявленных детей раннего возраста (от 2-3 лет) с подтвержденным заключением врача-психиатра о наличия РАС. В связи с этим возникла необходимость создания специальных условий обучения и воспитания.
Структура речевого дефекта у детей с РАС крайне неоднородная – от полного отсутствия звучащей речи, наличия отдельных слов до формально высокого уровня развития. У всех детей с РАС имеются недостатки произношения отдельных звуков, нарушения фонематического восприятия, лексико-грамматических средств и связной речи. Это характерно как для детей русской, так и тувинской национальности.
Наиболее распространенным и эффективным способом развития и коррекции речи по-прежнему являются классические методы логопедии. Для детей раннего дошкольного возраста рекомендуется применять игровые технологии, основанные на культурных и фольклорных традициях своего народа. Предлагаемая нами разработка игровых упражнений для развития речи детей на тувинском языке является авторской и может быть использована как в домашних условиях родителями, так и педагогами дошкольных учреждений, учителями-логопедами, дефектологами, педагогами-психологами.
Всем известно, что игра для дошкольника является ведущей деятельностью, она всегда эмоциональна окрашена для достижения положительного эффекта. Использование предлагаемых нами игр направлено на развитие речи, игры создадут базу для формирования у детей с РАС устойчивых социально-коммуникативных средств языка, мотивации к обучению и формированию познавательных интересов. Методической рекомендацией к применению данных игр служит призыв: «Делай, как я! Повторяй за мной! Давай сделаем это вместе!». Также необходимо помнить, что для детей с РАС или с признаками РАС характерен речевой негативизм и на первых порах ребенка необходимо вовлекать в прослушивание, в процесс наблюдения за происходящим, попробовать привлечь его внимание звучащими игрушками, наборами кукольных персонажей настольных театрализованных игр, сказок и т.д. Очень часто обучение с неговорящими детьми следует начинать с формирования простейшего речевого навыка – вокальной имитации. Это могут быть простые слова, например, «пока», «привет» и т.д.
Первый шаг в обучении вокальной имитации – это выбор ценного для ребенка поощрения. Это может быть «съедобное» поощрение, любимые игрушки, какие-то приятные для ребенка телесные движения (поглаживание, объятия и т.д.) Важно понять, что ребенку доставляет радость и удовольствие. Система поощрений у детей с РАС является основной стратегией по развитию навыков жизнедеятельности и формирования умений и навыков. Постепенно у неговорящих детей накапливаются простые вокализации, и тогда можно переходить на повторение отдельных слогов и слов из народных потешек, чистоговорок и т.д. Детьми легче запоминается речевой материал на родном языке, на котором говорят дома, в семье. Самые первые, самые любящие и самые терпеливые учителя ребенка – это его родители. Поэтому данные игры будут полезны не только педагогам, но и родителям для применения в домашней обстановке.
Любые усилия всегда приносят положительный результат, который у детей с РАС и с признаками РАС часто является отсроченным, когда новые слова, фразы входят в словарный обиход ребенка спустя какое-то время.