Дитрих Анжелика Александровна, методист лаборатории технических средств обучения ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище»
Одним из стратегических направлений в деятельности Кызылского президентского кадетского училища определяется инновационная деятельность, поскольку преобразования, происходящие в российской системе образования, в частности, реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, введение профстандарта педагога, определяют приоритеты в области технического оснащения образовательного процесса, предъявляют высокие требования к педагогическим работникам в части применения ими современных информационно-образовательных технологий и технических средств обучения, выдвигают задачи, направленные на достижение нового качества образования, на подготовку кадет к жизни в условиях информационного общества, на формирование у них способности к успешной социализации в этом обществе, продолжения обучения в высших военных учебных заведениях.
Инновационная деятельность в училище направлена на внедрение педагогических инноваций (инновационных образовательных технологий) в практику образовательного процесса, распространение имеющегося инновационного опыта, а в дальнейшем может быть направлен на разработку новых педагогических приемов.
Целью инновационного развития училища является создание современного информационного образовательного пространства, которое представляет собой целостное пространство педагогического процесса со средствами электронного обучения, а также все виды его обеспечения. Стратегическим документом построения единого информационного образовательного пространства училища является «Концепция развития единого информационно-образовательного пространства, как условие достижения (новых) образовательных результатов обучающихся Кызылского президентского кадетского училища». Концепция предусматривает внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, использование сети Интернет в качестве насыщения содержания учебно-развивающей среды и грамотного управления.
В общеобразовательных учреждениях с каждым годом появляется все больше интерактивного оборудования, с помощью которого становится возможным достижение высокой наглядности и интерактивности учебного материала. Кызылское президентское кадетское училище не стало исключением, техническое оснащение училища в полной мере удовлетворяет потребностям участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Все учебные аудитории на 100% оснащены необходимыми средствами информатизации: в каждом кабинете установлены персональные компьютеры, интерактивные доски, проекционное оборудование; каждый кадет имеет закрепленный за ним персональный ноутбук.
В училище существует локальная сеть на основе Windows Server STD 2012R2. Услуги Интернет предоставляются ООО “Ростелеком”. Жилые помещения кадет двух корпусов на 100% обеспечены телевизорами для общего просмотра телепередач, для просмотра учебных материалов внеклассных мероприятий, снабжены караоке-системами. Ноутбуки обучающихся имеют выход в локальную сеть училища и в сеть Интернет. Кадеты ведут монтаж и обработку фото и видеоматериалов, пользуются техникой фото-видеостудии.
Для решения задач по внедрению инновационных образовательных технологий в образовательный процесс в штатное расписание довузовских общеобразовательных учреждений Минобороны РФ с 2011 года были включены лаборатории инновационных образовательных технологий и технических средств обучения. Лаборатории инновационных образовательных технологий и технических средств обучения во взаимодействии с учебным отделом и отделом воспитательной работы осуществляют поиск, адаптацию и внедрение наиболее интересных образцов технической и педагогической мысли в образовательный процесс.
Лаборатория инновационных образовательных технологий функционирует со дня открытия Кызылского президентского кадетского училища, а лаборатория технических средств обучения с 2016 года. В течение первого года основной задачей вновь сформированного подразделения являлось создание сетевой информационной инфраструктуры (создание локальной сети, настройка серверов, настройка ПК сотрудников и ноутбуков кадет, безопасное подключение к Интернету, внедрение в деятельность училища Системы управления образованием «LMS — Школа»).
В настоящий момент лаборатория инновационных образовательных технологий и лаборатория технических средств обучения осуществляют работу по сопровождению развития единого информационно-образовательного пространства училища в соответствии с принятой Концепцией, в части обеспечения информационной открытости образовательного учреждения, внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, создания современной безопасной информационной образовательной среды. Сотрудники лабораторий ИОТ и ТСО решают и другие задачи в соответствии с поставленными целями, определенными локальными актами училища и основными стратегическими документами.
Деятельность лабораторий направлена не только на создание единого информационно-образовательного пространства училища, но и на активное участие в создании единой информационно-образовательной среды довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, признана повышать качество и производительность труда сотрудников Кызылского и ориентирована на обеспечение следующих видов деятельности:
— консультационная деятельность – внедрение и сопровождение технических средств обучения, оказания консультативной помощи педагогам при внедрении новых технических и программных средств обучения, обучение педагогического состава в работе с техникой и программным обеспечением;
— информационное сопровождение деятельности училища, реализации медиаплана основных мероприятий училища и размещение их на официальном сайте, работа со СМИ;
— обеспечения информационной безопасности — мониторинг использования веб-ресурсов в сети Интернет сотрудниками училища посредством ПО «Kerio Control»; обеспечение контент-фильтрация автоматизированных рабочих мест всего персонала и ноутбуков кадет с целью предотвращения несанкционированного использования ими сети Интернет и в целях обеспечения информационной безопасности посредством ПО «Kaspersky Endpoint Security»;
— наращивание IT-базы, настройка локальной сети, Wi-fi училища; внедрение программного обеспечения (далее ПО), содержание серверов училища, внедрение многопользовательского web-ресурса для обеспечения удаленного доступа кадет к электронным учебным материалам, наполнение web-ресурса электронными учебными материалами;
— учебно-методическая деятельность – выявление перспективных информационных образовательных технологий и оказание помощи педагогическому коллективу училища по их внедрению в образовательную практику, консультационно-методическая помощь сотрудникам по работе в системе управления обучением «LMS-школа»; оказание помощи администрации, педагогам и воспитателям в повышении квалификации и уровня ИКТ-компетенции, проведение постоянного цикла методических учебных занятий для педагогического состава;
— техническое, консультационно-методическое обеспечение и содействие педагогам при участии в различных конкурсах среди довузовских учреждений Минобороны России;
— автоматизация учебно-воспитательной и административно-управленческой деятельности училища; обеспечение телефонной связью, техническое сопровождение, аппаратно-программное сопровождение компьютерных и телекоммуникационных сетей и оргтехники сотрудников и ноутбуков кадет.
Одним из важнейших направлений реализации Концепции развития единого информационно-образовательного пространства Кызылского ПКУ является массовое внедрение в образовательный процесс информационных и инновационных программных средств и технологий, в частности, интерактивных образовательных технологий.
В процессе сопровождения инновационной образовательной деятельности и внедрения технических средств обучения лабораториями во взаимодействии с учебным отделом и отделом воспитательной работы осуществляется мониторинг эффективности применения педагогическими работниками инновационно-образовательных технологий и технических средств обучения (ТСО) в образовательном процессе. Мониторинг направлен на оперативное и своевременное выявление всех изменений, происходящих в сфере деятельности образовательного учреждения в области использования инновационно-образовательных технологий и технических средств обучения (ТСО). В качестве методов исследования выступают метод наблюдения, метод опроса, метод анализа документов, анкетирование, тестирование. Полученные объективные данные служат основанием для принятия управленческих решений, корректировке методической работы.
На сегодняшний день можно говорить о сложившейся за пять лет команде педагогических работников (преподавателей, воспитателей), которые оценили педагогический потенциал интерактивного оборудования и постоянно используют его в своей работе, а также применяют на практике инновационные образовательные технологии. Комплексная диагностика профессиональной деятельности преподавателей и сотрудников структурного подразделения «Учебный курс» (воспитателей, классных руководителей) позволила выявить уровень владения современными образовательными технологиями педагогами училища (по классификации Г. Селевко и Н. Запрудского). Более 50% педагогов училища активно применяют на практике современные образовательные технологии: технологии проектного обучения, технологии разноуровнего обучения, технологии проблемного обучения, развития критического мышления, технологии развивающего обучения, кейс-технологии, интерактивные технологии, технологии сотрудничества», технология коллективного взаимообучения, технологии перспективно-опережающего обучения, квест-технологии, технологии создания ситуации успеха, технология проведения дискуссий и др.
Все педагоги училища используют в своей повседневной практике ИКТ, при подготовке урока (воспитательного мероприятия), его проведении, при проведении анализа, владеют программами Microsoft Office (Word – на базовом уровне), навыки работы в Excel, программой презентации Power Point, Adobe Reader, Internet Explorer, программами-архиваторами Winrar, умеют пользоваться электронной почтой, имеют хорошие навыки работы в СУО «LMS-Школа», навыки работы с интерактивной доской, с видео, звуком и графикой. Практически все преподаватели на своих уроках так или иначе используют интерактивные доски. Преподаватели используют при проведении занятий с кадетами с помощью интерактивной доски различные приемы работы, наглядные материалы высокого качества, модели реальных объектов, интерактивные тренажеры и упражнения. Например, Google Планета Земля (география, история, литература), GeoGebra (математика, физика), My Test (универсальная программа виртуального тестирования).
Для успешной реализации всех направлений инновационной образовательной деятельности в училище за последние 2 года создана система повышения ИКТ-компетентности преподавателей через реализацию внутриучрежденческого (корпоративного) коллективного обучения, в рамках методической работы. Например, в этом учебном году методистом лаборатории (ТСО) разработана и совместно с ГАОУ ДПО «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации» реализуется рабочая программа Методической школы по теме: «Использование интерактивных обучающих систем (досок) в педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС (SmartBoard)». Основная часть педагогических работников училища проходит обучение, и мы надеемся, что большинство сдаст зачет без труда, а результатом обучения станет не только творческая защита итоговой работы, но и банк методических разработок по урочной и внеурочной деятельности с использованием интерактивной доски.
Лаборатории, в целом, успешно выполняют задачу по поддержанию функционирования училища в штатном режиме, поддерживают функционирование системы управления обучением «LMS «Школа», осуществляют сопровождение введения информационно-коммуникационных технологий, методическое сопровождение формирования ИКТ-компетентности педагогов. Но главной их задачей в настоящее время является реализация проектов прорыва и активное содействие внедрению в образовательную деятельность инновационных образовательных технологий, способствующих не только достижению качественно новых образовательных результатов, но и созданию саморазвивающейся и технологичной образовательной среды нового формата для вовлечения всех участников образовательного процесса в развитие и расширение границ информационно-образовательного пространства, одновременного развития их цифровой и информационной компетентности.