Геращенко Наталья Александровна, преподаватель отдельной дисциплины (технология) ФГКОУ «Кызылское ПКУ»
Современное образование должно соответствовать реальным потребностям общества и международным стандартам. Современная модель образования направлена на решение проблемы востребованности человека в условиях рыночной экономики. Одним из главных условий, способствующих повышению качества образования, является инновационный подход в обучении и воспитании. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования.
По мнению ряда ученых, понятие “инновация” возникло в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация – это внедрение нового. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.
Интерактивные методы обучения при условии их правильной подачи являются одними из самых успешных педагогических технологий, активизирующих учебно-воспитательный процесс.
Цель их использования в образовательной области «Технология» – совершенствование учебного процесса. Задачи – развитие творческих способностей кадет средствами инновационных технологий и внедрение интегрированных уроков технологии в процесс обучения.
Инновационные методы обучения позволяют нашим детям самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии. Инновационный подход предполагает большую активность обучающихся и творческое переосмысление ими полученных знаний. Инновационные методы в преподавании предмета “Технология” – это новые методы общения учителя и ученика, позиция делового сотрудничества.
Важной особенностью образовательной области “Технология” является направленность на творческое развитие девочек. Главная цель – подготовка их к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Цели, поставленные перед преподавателем технологии, требуют переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса. На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя технологии, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы, которая составляет 60–90% учебного времени.
Проектная деятельность является одним из таких методов. Этому способствует высокая самостоятельность обучающихся в процессе реализации проекта. Педагог, выступающий координатором, лишь направляет деятельность обучающегося, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии. Главным в творческих проектах является то, что обучающиеся, анализируя и созидая, включаются в активный процесс самообучения и саморазвития.
Кроме метода проектов на своих уроках использую метод интеграции.
Метод интеграции способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации. Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных обучающихся, создаёт благоприятные условия для развития личности, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.
В системе моей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность обучающихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении. Интегрированные уроки позволяют включить девочек в активную учебную работу, использовать при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности, значительно расширить учебно-воспитательные возможности урока. Например, урок на тему: «Правила составления суточного меню. Виды меню. Расчет стоимости блюд». Цель урока: совершенствование умений составления суточного меню и расчёт калорийности блюда (по выбору).
Для достижения цели урока поставлены следующие задачи:
познакомить с суточным расходом энергии человека в зависимости от различных факторов;
развивать познавательный интерес о значении рационального питания для здоровья человека;
научить составлять суточное меню и рассчитывать стоимость приготовленных блюд;
способствовать умению планировать, организовывать и выполнять работу в группах;
Ожидаемые учебные результаты: умение анализировать, сравнивать, выполнять математические расчеты, участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; вырабатывать навыки работы в группе; составлять меню обеда и рассчитывать стоимость блюд.
Урок проводился двумя преподавателями (технологии и биологии), что сделало его более познавательным и раскрытым. Преподаватель биологии познакомил обучающихся с химическим составом продуктов различных групп. С преподавателем технологии обучающиеся составили меню и рассчитали стоимость блюда, поданного на обед. На уроке обучающиеся выступали с докладами, занимались расчетами, составляли меню.
Для проведения практической работы использовались следующие задания.
Задание № 1. Расчет веса тела.
Задание № 2. Расчет затраты тепловой энергии в КАЛОРИЯХ.
Задание № 3. Определение оптимального времени приема пищи.
Задание № 4. Составление суточного меню.
Задание № 5. Расчёт стоимости блюда.
По окончании практической работы была проведена рефлексия, в ходе которой девочки сделали вывод, что для обеспечения рационального питания необходимо:
следить всегда за своим весом;
— соотносить калорийность пищи и потраченные калории;
— обязательно завтракать (каша или кисломолочные продукты);
— обязательно за обедом съедать первое блюдо;
— принимать пищу в установленные часы, ничего не есть в промежутках между основными приемами пищи;
— употреблять в пищу исключительно свежие овощи и фрукты;
— не переедать перед сном;
— не есть до явного пресыщения, когда в подложечной области возникает ощущение тяжести, а вид пищи и воспоминание о ней вызывают отвращение;
— не торопиться во время еды, так как плохо прожеванная пища хуже усваивается, раздражает стенки пищевода, желудка, кишечника;
— не есть очень холодную или очень горячую пищу; частое охлаждение или обжигание слизистой оболочки пищевода и желудка способствуют возникновению воспалительных процессов.
Целью другого урока было знакомство с гостеприимством как отличительной чертой тувинского народа, его традициями, обычаями. Обучающиеся должны были научиться практическому применению теоретического материала по теме «Национальная кухня тувинцев, правила гостеприимства, сервировка стола, правила поведения за столом», должны были обобщить и закрепить пройденные темы по разделу «Виды теста», показать его применение на практике, развивать ответственность, культуру поведения, уважения к обычаям и традициям народов.
Современный уровень образования предполагает не только обучение, но и воспитание обучающихся. Главной целью общеобразовательной области «Технология» является содействие в подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к подготовке и овладению массовыми профессиями, а трудовое обучение – один из основных элементов в воспитании и развития личности ребенка. Республика Тува многонациональна, культура разных народов сохранила свою самобытность, а национальные традиции живут и поныне. Особое место в условиях нашей республики имеет знакомство с элементами национальной кухни. Знакомство с их истоками развивает понимание национальных традиций, обычаев и культуры разных народов.
Трудно переоценить значение уроков о тувинской национальной кухне в осуществлении гражданского воспитания обучающихся. Прежде всего обучающиеся получают начальные профессиональные навыки, у них закладываются основы будущей семейной жизни – женщина хранительница очага. Вместе с тем, эти уроки содержат благодатный материал для интернационального и национального воспитания, воспитания гражданина – патриота своей страны, возвращают человека к его истокам, формируют чувство гордости за свою страну и свой народ и его традиции.
При проведении урока «Конструирование» в предмет «Технология» были интегрированы геометрия, физика. Целью данного урока было обучение приемам конструирования и построения чертежа основы плечевого изделия. Обучающимся необходимо выполнить построение чертежа.
Учёные утверждают, что детям полезно заниматься расчётами, модульного изготовления изделия. Занятия по конструированию учат совершать последовательные действия, развивают способность мозга контролировать тонкие движения рук и пальцев, улучшают пространственное воображение и умение мысленно оперировать с пространственными предметами, учат читать чертежи, по которым создают лекало будущего изделия, развивают уверенность в своих силах и способностях, стимулируют развитие памяти, развивают творческие способности и исследовательские навыки. Занятия по конструированию помогают осваивать чтение и математику, улучшают почерк. Учёные, архитекторы и математики исследуют геометрию для красоты или практических применений.
К каждому своему уроку я подхожу творчески, люблю свой предмет и сколько бы лет ни преподавала, открываю в нем все новые и новые грани, увлекая девочек содержанием самого предмета и процессом преподавания. Повышению интереса к предмету «Технология» способствуют внеклассные мероприятия, выставки, подарки, сделанных своими руками.
Список использованной литературы:
1. Карпова Т.И. Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности. М., 2016. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 2018. 3. Кудрявцева Л.И. «Интегрированный урок как средство формирования коммуникативной компетенции», 05.02.2017 г. 4. Каимова Р.Т., Козыбай А.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Астана: Фолиант, 2015.