Методика

Использование пальчиковых кукол в работе с детьми младшего дошкольного возраста

66
folder_openМетодика
commentКомментариев нет
Пальчиковые куклы

Эльвира Седен-ооловна Саая, воспитатель Детского сада № 29 г.Кызыла

Эльвира Седен-ооловна Саая, воспитатель Детского сада № 29 г.Кызыла

Использование пальчиковых кукол в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Пальчиковые куклы – это замечательный тренажер для маленьких пальчиков, развития связной речи и детской фантазии. Вот уже несколько лет я использую в работе с малышами деревянные пальчиковые куклы, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию и совершенствованию речевых способностей, творческого мышления и воображению детей.

Игры с пальчиковыми куклами помогают детям лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Разыгрывание различных ситуаций с куклами, которые ведут себя как люди, развивают воображение детей.

На первом этапе игр-занятий с пальчиковыми куклами я познакомила детей с каждой куклой, «оживляла» их: от имени кукол разговаривала с детьми, проводила игры, разыгрывала разные ситуации. Кукольные персонажи воспринимались детьми как полноценные участники действия. Опираясь на традиционный детский материал: сказки, потешки, заклички, песенки, игры с пением, поэтапно формируя интерес к фольклору, обогащая словарный запас детей, параллельно вызывала интерес детей к пальчиковым куклам. Дети воспринимали их как живых, сопереживали им, даже спорили с ними.

Игры-представления с пальчиковыми куклами – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, позволяющий детям психологически сблизиться с героями сказок, потешек, пережить их радость или беду.

В играх с деревянными пальчиковыми куклами использую русский и тувинский фольклор – потешки, прибаутки. Фольклор как проявление творчества народов близок по своей природе творчеству ребенка: простота, завершенность форм, обобщенность образа В тувинском фольклоре, как и в русском, множество потешек, прибауток, посвященных детям. Они существуют сотни лет в устной форме, передаются из поколение в поколение. С помощью потешек тувинцы забавляют малышей, укрепляют тело и ум, развивают речь, общительность.

У тувинцев были очень популярны игры-представления с участием деревянных пальчиковых кукол, которые использовались в настольном театре («ширээ шиизи» — настольный театр) и в пальчиковом театре («деспи шиизи» — представление за перевернутым корытом). Я внедрила в свою работу эти виды театра с участием деревянных кукол. В «ширээ шиизи» ставила кукол на стол с невысокими ножками («ширээ») и разыгрывала различные ситуации, опираясь на потешки, прибаутки. А в «деспи шиизи» (представление за перевернутым корытом) надевала на пальчики кукол и показывала представление или просто вела игру-беседу с детьми от имени кукол. В играх с детьми использую элементы популярной детской игры тувинцев «Сайзанак». В игре «участвуют» те же деревянные пальчиковые куклы. Дети постепенно учатся «оживлять» кукол, управлять ими, общаться от имени кукол. Здесь тоже отмечается параллельное развитие мелкой моторики и речи.

Использую пальчиковые деревянные куклы при разучивании с детьми программных стихов и песен. Дети, рассказывая стихи как индивидуально, так и хором, учатся шевелить пальчиком, на который надета кукла, в такт словам песни. Детям младшего возраста очень нравится петь песенки вместе с куклами. Они делают движения куклой то вперед, то назад, наклоны, качки вправо-влево. Эти различные движения с куклами помогают детям легче запомнить слова текста, оказывают эмоциональное воздействие на детей.

В педагогической работе пальчиковые куклы оказывают благотворное влияние на общение с детьми в разные режимные моменты, с опорой на те же самые потешки и прибаутки: когда умываются – ласковые потешки о воде, об умывании, совпадающие по эмоциональному колориту с активным, общим тонусом ребенка; когда дети садятся кушать – потешки, сопровождающие кормление, во время сбора на прогулку – одеться детям легче и веселее с потешками от имени кукол. Потешки, рассказанные от имени кукол, развивают у ребенка способность тоньше чувствовать мелодику, ритм языка и являются важнейшим источником развития выразительной речи детей.

.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню