А.-Х.С.Ондар, учитель русского языка и литературного чтения гимназии №9 г.Кызыла
Народная педагогика – тысячелетний совокупный опыт народа, передающийся из поколения в поколение, секреты и мудрость народа в сфере воспитания: традиции, обычаи, нравы, фольклор.
В народной педагогике традиционно функционируют движущие силы воспитательного воздействия: природа, игра, общение, традиции, быт, искусство.
Основным объектом науки, именуемой этнопедагогикой, является народная педагогика, где главное – верность памяти и заветам предков, обожествление матери, любовь к детям.
Сила народной педагогики в необозримо огромном, колоссальном многообразии идей, подходов, форм, занятий, методов, приемов и в совокупности их комплексное взаимодействие. Все это легко рассмотреть в тех самых факторах: слово, дело, общение, обычай, традиции.
Слово действенно на разных уровнях воспитания. Это потешки, считалки, поговорки, пословицы, прибаутки, загадки, песни, сказки. У народа распределены и функции воспитателей в применении словесных форм воздействия. Конечно, не очень тонко и не очень строго: песня – дело матери, сестер; пословица – деда; сказка – бабушки; загадка – отца; считалка – сестер, братьев. Всем есть дело, всем есть место.
Формы эмоционально-нравственного воздействия тоже различны. Это пожелание, поучение, благопожелание, увещевание, назидание, благословение, укор, упрек.
«Слово – универсальный фактор народной педагогики. Диапазон его действительно огромен». В это мы, учителя, полностью согласны с высказыванием ученого этнопедагога Г.Н.Волкова. Поэтому программа изучения русского языка в начальной школе в национальных классах включает в себя большое количество материала устного народного творчества – это пословицы, поговорки, потешки, загадки, скороговорки. Отдельное место занимают сказки.
Меткий, образный русский язык особенно богат пословицами. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые отразились в чеканных народных изречениях. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин.
Беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в загадках, поговорках, сказках золотые крупицы народной жизни и традиций бесчисленных поколений. Каждая пословица или поговорка, загадка или потешка не только развивают речь, память, мышление, логику, но и, в первую очередь, несут детям традиционное воспитательное зерно.
На уроках русского языка в начальной школе пословицы, поговорки, загадки часто являются незаменимым, богатейшим речевым материалом для разного рода диктантов как для оттачивания орфографической зоркости, так и для пополнения словарного запаса.
Выборочные диктанты: (из текста пословицы или загадки выбрать слово с заданной орфограммой, прокомментировать орфограмму, записать). «При солнышке – тепло, при матери – добро», «Корень учения горек, да плод его сладок», «Дерева немо, а вежеству учит».
Зрительные диктанты: текст диктанта прочитывается, орфограммы комментируются, текст закрывается и прочитывается учителем. Дети записывают. Это могут быть пословицы: «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Учись доброму, так худое на ум не пойдет», «Ремесло пить, есть не просит, а само кормит», «За безручье по головке не гладят».
Письмо по памяти: проводится с целью закрепления навыков правописания слов с различными орфограммами. Ценно тем, что требует от учащегося тщательной подготовки. Во 2-м классе – это пословицы и поговорки, в 3 и 4-м – загадки. Учащиеся заучивают наизусть текст в несколько строк. «Взялся за гуж, не говори, что дюж». «В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет» (Балалайки). «Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало» (Роса), «Дедушка мост мостит без топора и без ножа» (Мороз), «Расстелю рогожку, насыплю горошку, положу хлеба краюшку» (Небо, звезды, месяц).
Предупредительные диктанты: используются чаще на начальном этапе изучения правила. Ошибки предупреждаются да записи текста. «Иглой да бороной деревня стоит», «Сказка-складка, а песня-быль, сказка-ложь, а песня- правда».
Объяснительные диктанты: способствуют развитию самостоятельности в усвоении программного материала, проводятся тогда, когда учащиеся хорошо усвоили те или иные правила. «В какой народ попадешь, такую и шапку наденешь», «На привычку есть отвычка. Бык, да и тот отвык».
Обязательно проводится словарная работа с картинками, с наглядным иллюстрированным материалом, с предметами русского быта. И самое главное – беседа по теме пословицы или поговорки: «Что это значит?», «Почему так говорят?», «А как говорит об этом тувинский народ?» В совокупности с правильно подобранными вопросами, помимо развития речи. Памяти, диктанты влияют на развитие мышления, социальной компетентности и самостоятельности.
На этапе снятия утомления – на физминутках – используются заклички, пальчиковая гимнастика. На переменах можно играть в русские народны игры: «Гуси-гуси», «Арбуз», Особое внимание уделяется интонированию пословиц и поговорок. Ведь пословицы и поговорки не только раскрывают истинно русскую фонетику, звукопроизношение, но и, кратко изрекая огромный важный смысл, учат расставлять паузы, понижая и повышая голосовой поток, правильно ставить словесное и логическое ударение, позволяя прочувствовать мелодику русской речи.
Чтобы ввести в пассивный словарный запас одно слово, надо, чтобы оно прозвучало на уроке не менее восьми раз. На уроках русского языка речевой материал устного народного творчества отрабатывается на различного рода диктантах, интонационных и фонетических упражнениях, в беседах о морали и нравственности. К любому тексту часто задается вопрос: «Какую пословицу здесь можно было бы прочитать?»
Особое место на уроках литературного чтения уделяется русским народным сказкам. Начинается знакомство со сказкой в 1-м классе на этапе изучения «Устного курса». Это сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь» и другие. Ценен как сам речевой материал сказки со всеми прибаутками, приговорками, присловьями, со всеми характерными героями, так главная мысль, которая обязательно выделяется.
Так, в сказке «Курочка Ряба» задаем вопрос: «Почему плакали Дед и Бабка?», «Какое яйцо лучше – золотое или настоящее?». Делаем вывод – «Все должно быть настоящим».
В сказке «Репка»: главная мысль – в единстве сила; если быть дружными, можно свершить любое дело.
«Колобок»: главная мысль – не хвастай, найдутся и похитрее тебя.
Во 2-м классе – это русская народная сказка «Каша из топора». В этой веселой, доброй сказке прославляется находчивость, наказывается глупость и жадность.
Следуя принципам мультикультурализма, без которых нам в многонациональной стране не обойтись, во 2-м классе в программу включена албанская народная сказка «Учиться надо до старости», название которой говорит само за себя.
В 3-м классе – это русская народная сказка «Сивка-Бурка», в которой встречается большое количество характерных прибауток, поговорок. Главная мысль: «По одежке встречают, по уму провожают».
По тому же принципу мультикультурализма и сравнительного литературоведения мы проходим тувинскую народную сказку «Золотая птичка» («Алдын кушкаш»), сравниваем ее с русской народной сказкой в изложении А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Дети замечают, что, несмотря на различия в деталях, богатство у каждого народа – свое, главная мысль одна: «от добра добра не ищут» — перекликается в обеих сказках, что в сказках любого народа всегда прославляются трудолюбие, честность, смекалка, жизнелюбие, скромность и осуждается лень, жадность, глупость.
Народное творчество – неиссякаемый источник, неисчерпаемое богатство педагогики, так как пословицы и поговорки, слова назидания, песни, сказки, легенды и благопожелания имеют огромное воспитательное и познавательное значение. Беседуя с родителями на родительских собраниях, мы рекомендуем им вспомнить старую традицию чтения на ночь. Пользу от этого переоценить трудно: во-первых, это живое общение с ребенком, ненавязчивое воспитание; во-вторых, ребенок соприкасается с сокровищами устного народного творчества, в-третьих, родители познают своего ребенка как личность, каждый из них реагирует на сюжетные линии по-своему. Для чуткого родителя правильный подбор сказки может стать важным элементом воспитания. Наконец, подготовка к самостоятельному чтению, его основа.
«Общество лишь тогда способно решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и ценностям, к памяти своих предков», — так сказал Президент Российской Федерации В.В.Путин. В многонациональном дружном государстве подлинно народное – язык, культура, память предков, — как правило, и интернационально, общенародно. В совокупности это способствует формированию толерантности, патриотических чувств и нравственного поведения личности.