Методика

Использование скрайб-метода на уроках русского языка и литературы, в проектной деятельности кадет КызПКУ

43
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Людмила Ивановна СОКОЛОВА, преподаватель ФГКОУ «КызПКУ»

Очень часто учитель при подготовке к уроку задается вопросами: как просто рассказать о сложном? Как объяснить материал? Презентации стали уже скучны? И здесь в помощь всем нам хорошо забытое старое – скрайбинг.[1]

В детстве все немного были скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Когда стали учиться в школе, столкнулись с проблемой скучных уроков. Время тянулось бесконечно, и скрасить ожидание звонка многим позволяли рисунки на полях или последних страницах тетрадей. Конечно, учительница, заставая нас за этим занятием, была недовольна. Так, наше визуальное начало, присущее всем людям, начинало утрачиваться.

Особенность скрайбинга по сравнению с другими способами донесения сложной информации в том, что он задействует одновременно слуховую, зрительную, моторную память и воображение человека. Когда зарисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, ребенок её не только лучше понимает, но и запоминает. И это особенно важно в условиях нашего региона, где для большинства обучающихся государственный язык не является родным. Визуализированная информация лучше усваивается носителями другого языка.

Скрайбинг бывает нескольких видов: рисованный, аппликационный и компьютерный.

Рисованный скрайбинг часто использую на уроках русского языка при изучении нового материала. Предлагаю ребятам самостоятельно познакомиться с теорией, а затем, поделившись на группы, оформить полученную информацию (формы могут быть разные) опорной схемой или таблицей, написать и иллюстрировать синквейн, изобразить информацию в ассоциативных образах, сочинить и иллюстрировать лингвистическую сказку. Затем один представитель от группы (можно вдвоем) доносит информацию у доски. Например, при изучении в 7 классе темы «Не с причастиями» урок начался с расчерчивания доски на две половины, учащимся было предложено высказать предположение, что будем изучать. Затем учащиеся самостоятельно знакомились с материалом учебника. Кадеты, сидящие на первом варианте, придумывали рассказ и оформление половины доски, озаглавленной «Слитно», второго варианта – «Раздельно», каждый случай написания с «НЕ» должен был иллюстрироваться примерами. Поделившись на группы, кадеты создали свои варианты оформления и подачи материала. В качестве домашнего задания было предложено систематизировать материал на более расширенную тему «Не с разными частями речи» (форму визуализации каждая группа выбирала самостоятельно). В начале следующего урока скрайбер от каждой группы доносил информацию. Лучший вариант оформлялся в тетради для справочных материалов (туда постепенно собирается весь экзаменационный материал).

Скрайбинг аппликационный помогает уроки литературы сделать интереснее, а обсуждаемые темы и проблемы понятнее. При работе над стихотворением учащимся предлагается создать аппликацию, где будут отражены предметы изображения, а цветовая гамма расскажет о настроении в стихотворении. Здесь же осуществляется работа с художественными средствами. Это помогает лучше осмыслить содержание и понять авторскую идею. Иногда кадеты испытывают трудности при заучивании наизусть. В этом случае предлагается нарисовать картинки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст. Возможный вариант: унылая (грустный смайл) пора (желтый лист), очей (глаз) очарованье (смайл восхищения). Кадет сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.

Помогает активизировать познавательную деятельность и скрайбинг компьютерный. Скрайб-презентация – это видеоролик, в котором транслируется рука человека, создающая схемы или иллюстрации, в это время голос за кадром проговаривает теоретические сведения. Скрайб-презентации можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Как создается скрайб-презентация? В первую очередь необходимо собрать ту информацию, которую хотелось бы представить в своем ролике. Нужно продумать последовательность изложения мыслей, для этого составляется определенный сценарий. Далее продумываются рисунки или схемы, которые способны отразить главные мысли. Последним и ключевым шагом становится запись видеоролика. В момент создания видео рисуются необходимые схемы и иллюстрации, а голос за кадром проговаривает теоретические сведения. Например, по принципу скрайб-презентации создаются анимационные фильмы.

Использование скрайб метода помогает учителю решить основные задачи ФГОС, а именно, развивать у обучающихся способность к самообразованию, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию.

Литература

1.Майк Роуди. Визуальные заметки. — Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Петровский П., Любецкий Н., Кутузова М. Скрайбинг. Объяснить просто. 2016. с.208
3.Электронный ресурс: https://vynderkind.ru

Электронный ресурс: http://io.nios.ru
Электронный ресурс: https://lifehacker.ru
[1] Скрайбинг (от английского «scribe» — набрасывать эскизы или рисунки) — новейшая техника презентации. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит в реальном времени параллельно с докладом говорящего.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню