Методика

Использование технологии «Диалог культур» на уроках литературы в рамках реализации ФГОС

44
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Монгуш Чеченмаа Макаровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва

Цель:

передача педагогического опыта; повышение профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:

Познакомить коллег с методами и формами организации учебного процесса, предполагающими творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы;
Показать приемы урока на различных этапах;
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класса и участников мастер-класса.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование в своей практике новых технологий. ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности и социализацию личности учащихся.

По требованиям ФГОС учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания.

Главная наша задача – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов и приемов обучения сложно организовать усвоение программного материала.

Современный урок будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.

Технология «Диалог культур».
Обучение анализу и принятию других, иных ценностей и смыслов осуществляется на основе модели диалога культур, т.к. это путь к формированию диалогового, креативного мышления, ведь сравнивать и выбирать – значит творить

Метод: Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

— Ребята, мы с вами закончили изучение и чтение русской сказки Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка». А вы любите читать тувинские сказки? (Учащиеся должны дома прочитать тувинскую сказку).

— Какие сказки вы знаете?

— Сегодня мы попытаемся сравнить две интересные сказки – это «Медной горы Хозяйка» и тувинскую народную сказку «Кодур-оол и Биче-Кыс». (Внимательные учащиеся могут сразу сказать, что это не сказка, а сказ).

— Чем отличается народная сказка от литературной? (Народную сказку создает народ, а литературную сказку пишет писатель).

— А что такое сказ? Ведь у Бажова целый цикл сказов. (Жанр эпоса опирается на народные предания и легенды. В сказке сочетаются народный быт и сказочно-фантастическим мир фольклора).

— Чем же отличается сказ Бажова «Медной горы хозяйка» от тувинской народной сказки «Кодур-оол и Биче-Кыс»? Мы будем работать с таблицей отличий и сходства русской литературной и тувинской народной сказки.

Сказки и названия

«Медной горы хозяйка»

«Кодур-оол и Биче-кыс»
Вид сказки

Литературный сказ, автор – Павел Петрович Бажов

Тувинская народная сказка.
Главные герои

Степан Петрович

Сын старого охотника Кодур-оол

Занятия героев

Добывают руду в горах Пасут скот богача Буура-Баштыг
Портреты героинь

Спиной к парню сидела, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.
А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.

Девка небольшого росту, из себя ладная …

Из скалы вышла нарядная девушка в халате из красного шелка, с зеленым поясом, в рысьей шапке с парчовым верхом. Ее узкие, черные глаза сверкали, концы длинных кос змеились по земле.
Вывод по портретам
(схожесть героинь)

Удивительной красоты, имеет волшебную силу Удивительной красоты,
имеет волшебную силу

Любимые девушки:

Настенька (сирота) Биче-кыс (бедная)
Ситуации удивления, парадокса, поиска, желания кого-то выслушать и задать вопросы. В.С. Библер эти ситуации, в которых «завязываются узлы или точки удивления», называет загадками слова, числа, природы, момента истории, сознания, предметного орудия, загадка имени, портрета, пейзажа, интерьера, исторического персонажа,

Кто дает поручения героям? Царевна гор или Медной горы хозяйка Лесная Царевна
или Царевна гор и лесов

Какие цвета выделяются при описании двух царевен? Коса сизо-черная, ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют, будто листовая медь. А одежа из шелкового… малахиту платье. Ящерки… зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, с золотыми крапинками.

Нарядная девушка в халате из красного шелка с зеленым поясом, в рысьей шапке с парчовым верхом.
Черные глаза сверкали.

Поручения 1. Велела сначала сказать:
«Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть».

2. Хотела, чтобы Степан женился на ней (проверяла верность невесте)

3. Помогла ему стать богатым, но не разлюбила.

1. Хотела, чтобы Кодур-оол женился на ней.
2. Если ты хочешь получить то, что тебе дороже всего на свете, девяносто дней ничего не говори. Если ты выполнишь это условие, то получишь все, что захочешь.

Немаловажную роль играет художественный образ – в средоточиях глаза и руки, в объективном воплощении на полотне, в глине, в камне; в графическом ритме линий.
Отношение волшебниц к главному герою

Положительное. Даже отправила невесте подарок — малахитовую шкатулку.

Лесная царевна была разгневана, что Кодур-оол любит бедную и простую девушку и верен ей.
Нравственная проблема: В чём настоящая сила человека?
Концовка. Степан умер от любви к Медной горы Хозяйке. Кодур-оол женился на Биче-кыс.
В конце приводится вывод: в чем схожесть и в чем отличие двух сказок?

Прием: Сочините синквейн.

Структура синквейна:

1 строка. Тема (1 существительное).

2 строка. Характеристика темы (2 прилагательных).

3 строка. Развитие темы (3 глагола).

4 строка. Основная мысль (Фраза из 4 слов).

5 строка. Уточнение темы (1 существительное).

(Пример синквейна, составленного учащимися:

Сказ Бажова «Медной горы хозяйка»

Тувинская народная сказка «Кодур-оол и Биче-кыс»
Хозяйка медной горы

Царевна гор и лесов
Красавица
Мудрая, хитрая

Помогает, Любит, Держит слово

С ней лучше не встречаться

Любовь к Хозяйке не спасла Степана.

1. Волшебница
2. Коварная, злая

3. Хочет жениться, дает поручение, ….

4. Влюблена в звук бызаанчы и песни.

5. Она проиграла.

Степан Кодур-оол
1. Храбрец.
2. Хитрый, честный.

3. Держит слово, не отступает.

4. Не разлюбил Хозяйку медной горы.

5. Погибает от любви.

1. Смельчак.
2. Верный, талантливый.

3. Выкупил невесту у Буура-Баштыг.

4. Не разлюбил бедную Биче-Кыс.

5. Побеждает богача Бура-Баштыг.

Культурологический подход к изучению литературы, лежащий в основе технологии «Диалог культур», способствует формированию диалогового мышления и поликультурной компетентности, позволяет сформировать у учащихся системно-целостный взгляд на мир и культуру, гуманизировать процесс образования, что полностью согласуется с требованиями ФГОС ООО.

Рефлексия.

— Покажите, пожалуйста, какое у вас настроение после нашего занятия? Покажите листочки вашего настроения.

— Что формировали? (существительное) .

— Опишите: какое оно?— регулятивное, новое, важное, нужное.

— Какую функцию оно выполняет? — организует, планирует, контролирует, оценивает.

— Что формирует у школьников? (Составьте фразу из четырёх слов).- Формирует умение учиться самостоятельно.

— Замените существительное «действие» синонимом из одного слова «Способ».

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню