Методика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

48
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Саая Чай-Суу Алексеевна, учитель математики МБОУ Моген-Буренская средняя школа Монгун-Тайгинского кожууна

Согласно ФГОС, по результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по математике учащиеся овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач [5]. В связи с этим обучение математике в школе должно строиться так, чтобы оно способствовало развитию логического мышления, расширению познавательного интереса к математике, что возможно с помощью использования различных устных упражнений.

Под устными упражнениями понимают систему задач, организующую и направляющую учебную деятельность учащихся на различных этапах урока, решение которых производится в уме за короткий промежуток времени [1].

Раньше устные упражнения на уроках сводились почти исключительно к устному счету. За последние годы устные упражнения заняли прочное место в использовании на уроках математики. Значительно расширились и цели проведения устных упражнений. Если раньше основной целью было натренировать учащихся в быстрых вычислениях, то теперь эта тренировка рассматривается как одна из задач «работы в уме».

Как считает Г. И. Саранцев [3], особенность применения устных упражнений на уроках математики заключается в следующем:

— устные упражнения способствуют повышению общего уровня математического образования и сознательному усвоению школьного курса;

— устные упражнения развивают у учеников навык быстро выделять из известных им законов, формул, теорем те, которые следует применить для решения предложенных или возникших в практике задач, расчетов и вычислений;

— устные упражнения содействуют развитию памяти, развивают способность зрительного восприятия математических фактов, совершенствуют пространственное воображение.

Навыки устной работы у школьников начинают формироваться еще в начальной школе. В 5-6 классах с помощью устных упражнений учащиеся учатся рассуждать, устанавливать связи между изучающими объектами, явлениями, сравнивать и обобщать их, тем самым развивая память, гибкость мышления.

При использовании устных упражнений на уроках следует исходить из целей урока. Если на уроке вводится новая тема, то целесообразней устные упражнения проводить в начале занятия, чтобы повторить пройденный материал для плавного перехода к новой теме. Если же целью урока является повторение, то устные задачи можно проводить параллельно с проверкой домашнего задания или закреплением изученного материала. Обычно устной работе отводится 5-10 минут, это одна из самых важных частей урока математики. Считается, что этого времени достаточно для того, чтобы учитель добился поставленных целей устной работы.

При использовании устных упражнений учитель должен придерживается следующих условий:

— Упражнения надо выбирать не случайно, а преднамеренно.

— Упражнения должны отличаться разнообразием, они могут быть как легкими, так и трудными.

— Тексты упражнений, рисунков, чертежей и записей, учитель готовит заранее.

— В устной работе должны участвовать все ученики.

— При проведении на уроке устного счета учитель должен заранее продумать критерии оценок [6].

Различают разнообразные формы устной работы: математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка др. В систему устных упражнений может входить алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, свойства действий над числами и величинами и т.д.

Анализ школьных учебников по математике за 5-6 классы показал, что в них рассматриваются однотипные тренировочные задачи, при этом недостаточно внимания уделяется работе по осознанию школьниками взаимосвязи изучаемых понятий и общих способов вычислений, развитию систематичности их мышления [4]. Важнейшими вычислительными умениями и навыками являются умения: выполнять арифметические действия с натуральными числами; выполнять основные действия с обыкновенными и десятичными дробями; выполнять действия с отрицательными числами; уметь упрощать числовые и алгебраические выражения; использовать признаки делимости чисел; округлять числа до любого разряда; определять порядок действий при вычислении значения выражения и др. Однако, практика показывает, что не все учащиеся владеют перечисленными вычислительными навыками, и одним из решений проблемы может быть активизация устной работы на уроках математики.

Рассмотрим несколько устных упражнений по теме «Задачи на проценты».

1) Сколько будет 1% от числа 500?

2) Сколько будет 10% от числа 300?

3) Сколько процентов составляет половина числа?

4) Какую дробь представляет 3%?

5) Какую часть числа составляет 20%?

6) Выразите в процентах числа: 0,7; 0,16; 0,453

7) Азия занимает 0,8 часть площади Евразии. Сколько процентов территории Евразии занимает Азия? [6]

8) Верно ли утверждение, что увеличить на 200% значит увеличить в 2 раза

9) Верно ли утверждение, что 30% равны одной трети?

10) Длина пути Кызыл – Чадан – Хандагайты равна 320 км, а от Чадана до Хандагайты – равна 80 км. Сколько процентов это составляет от всего пути? [6]

11) В ателье по заказу были сшиты за неделю 5 тувинских национальных халатов, что составляет 20% заказа. Найти общее число заказанных халатов [6].

12) Ученикам дано задание посадить 300 кустов. Они перевыполнили план на 20%. Сколько кустов посадили ученики?

13) Пастух пасет 700 овец и коз. Из них овцы составляют 80%. Сколько коз у пастуха? [6]

14) В аратском хозяйстве 150 овец, что составляет 60% от всего поголовья скота. Сколько голов в аратском хозяйстве? [6]

Перечисленные упражнения хорошо закрепляют знания детей по данным темам, развивают навыки устного счета. Учитель может придумать устные задачи по каждой изучаемой теме.

Таким образом, устные упражнения способствуют формированию и развитию навыков устной работы, активизирует мыслительную деятельность у обучающихся, развивает у них внимание, память, речь и наблюдательность, что является одним из условий успешного обучения учащихся математике. Использование на уроках математики устных упражнений не только способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков у учащихся, но и играет большую роль в повышении познавательного интереса детей к математике.

Литература:

1. Батчаева П.А-Ю. Устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся 5-9 классов. Автореф. дисс. …к.п.н. – Астрахань, 2010. – 24 с.

2. Монгуш А.С., Танова О.М. Решаем задачи на проценты: сб.задач. – Кызыл: изд-во ТуГу, 2016. – 36 с.

3. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – 242 с.

4. Суханова Н.В. Устные упражнения в обучении математике. – Открытый урок. 1 сентября / http://открытыйурок.рф/статьи/588175

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвщение, 2011. – 48 с.

6. Хамар-оол С.В. Устные упражнения на уроках математики как средство активизации мыслительной деятельности учащихся. / Информацтизация образования: история, проблемы и перспективы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения первого ректора ТувГУ О.Б.Бузур-оола. – Кызыл, 2016. С.101-103.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню