Доржу Татьяна Хертековна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Исследовательская деятельность входит в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Исследование, по сути, — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование — бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Таким образом, исследование — это в большей степени научная деятельность, а проект — это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
Кроме того, в процессе исследовательской деятельности ФГОС ООО предполагает формирование и развитие у учащихся лингвистической компетенции, вбирающей в себя нижеприведенные знания и умения.
Исследовательская деятельность на уроках русского языка ставит учащихся перед необходимостью работы с различными источниками информации (справочной, научно-учебной и научной литературе), направлена на ознакомление и переработку полученной информации в научный текст. Защита исследовательской работы по русскому языку обязывает учащихся к публичному выступлению и общению на лингвистические темы, отстаиванию собственных взглядов на ту или иную лингвистическую проблему. Вся вышеперечисленная деятельность учащихся также способствует развитию лингвистической компетенции.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что на старшей ступени школы у учащихся должны быть сформированы навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера». Исследовательская работа развивает у учащихся самостоятельность, вырабатывает активную жизненную позицию.
Учитель на уроке стремится передать способ творческой деятельности и приобщить учащихся к творчеству. Развивается способность личности сопоставлять, анализировать понятия. Исследование углубляет способы получения знаний, главное научиться сопоставлять данные первоисточников, их творческий анализ и обобщение новых выводов. Исследовательская деятельность является творческой работой учащихся, с поиском ответа на поставленную проблему. Основной частью работы по совершенствованию творческих способностей является применение исследовательского метода на уроках и во внеурочное время.
На первом этапе привлекаются почти все учащиеся, им даются задания довольно простые, разнообразные и обязательно соответствующие их интересам. На втором этапе необходимо научить учащихся работать с первоисточниками, проводить эксперименты и работы с практической направленностью. На третьем этапе исследование требует серьезных усилий от ученика и учителя. Тема должна быть актуальной, практически значимой, иметь новизну. На практике использовала следующее:
На уроке русского языка ученики составляют таблицы и схемы по фонетике, морфологии, синтаксису с 5 класса.
На уроках литературы составляют словарик трудных слов с переводом на тувинский язык, мини-схемы по сказкам, рассказам, легендам с рисунками, сборник сочиненных сказок.
Самостоятельно оформляется сборник схем интересных рассказов, как русских, так и тувинских писателей, где раскрывается одна и та же тема. Коллективный словарь по произведению писателя, литературная газета.
Введение элективного курса «Абсолютная грамотность» для предпрофильной подготовки в 9 классах.
Элективный курс в 9 классе «Основы исследовательской работы»
Элективный курс «Сочинения разных жанров» для учащихся 9-11 классов
Привлечение учащихся к созданию презентаций для уроков.
Для классного часа в 5 классе, посвященная участнику ВОВ Еромаеву В.И., учащимся 9 класса была подготовлена презентация.
Для урока в 11 классе «Поэзия периода Великой Отечественной войны» старшеклассники провели огромную подготовительную работу: подбирали фотографии, делали сопоставительный анализ стихотворений, отбирали исторический материал, записывали песни войны и т. д. В результате была создана мультимедиапрезентация в качестве наглядного пособия.
Таким образом, грамотно организованная исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности способствуют развитию и формированию как метапредметных, так и предметных компетенций (коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой), что является неотъемлемым требованием реализации ФГОС.