Наука

КРОССКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

44
folder_openНаука
commentКомментариев нет

Галина Сундуй, кандидат педагогических наук

           В настоящей статье формулируется проблема совершенствования кросскультурной грамотности учителя в системе дополнительного образования (повышение квалификации учителей). Ставится цель выявления существующих противоречий, обосновывается актуальность разработки универсальных и профессиональных компетенций учителя, также образовательной программы по совершенствованию кросскультурной грамотности учителя с учетом общего и особенного в культуре народов совместного и сопредельного проживания в частности Южной Сибири и Западной Монголии

Ключевые слова: учитель, кросскультурная грамотность, народы совместного и совместного проживания, дополнительное образование.

           Кросскультурная грамотность учителя занимает особое место среди видов культурной деятельности и выступает одной из самых острых проблем системы образования в условиях культурного многообразия страны.  В данной сфере существует противоречие между востребованностью учителя, подготовленного к работе по формированию культуры межэтнических отношений личности в системе нравственного воспитания и недостаточной представленностью совершенствования кросскультурной грамотности в системе дополнительного образования (повышение квалификации).

         Основными причинами такого положения выступают: поверхностное понимание кросскультурной компетентности как наиважнейшего составляющего педагогической деятельности; увлечение «культурами дальнего зарубежья» нежели с «ближними культурами», т.е. народов совместного и сопредельного проживания; преобладание мероприятийного подхода на разных уровнях; недостаточная наполненность образовательных программ учреждений дополнительного образования по совершенствованию кросскультурной грамотности учителя.  В данном контексте справедливым представляется утверждение о том, что «образование как ценность человека и общества определяет важную задачу построения воспитательных программ культурного человеческого многообразия, что особенно важно в условиях современности» [1, c.28].

Методологическую  основу рассмотрения данной проблемы составляет философское понимание единичного, общего (всеобщего) как категории, выражающей объективные связи мира и характеризующие процесс его познания, исходя из чего определены следующие ведущие методологические подходы:  онтологический, определяющий бытийственные основания общего и особенного (А.А.Анисимова, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, В.И.Слободчиков, Г.Д.Сундуй и др.); психологический,позволяющий правильно вести воспитательную работу с учетом закономерностей развития психики детей, связанных с рефлексией коллективного (общественного) сознания (С.К Бондырева, И.С.Кон, В.Г. Крысько,  и др.); этнопедагогический, ориентирующий на определение стратегии формирования основ культуры межэтнических отношений школьников (Г.Н.Волков, А.Б.Панькин, Н.А.Шодоев и др.); системный, позволяющий подходить к общему и особенному как части системы, имеющей свою структуру, свои законы функционирования (А.В.Мудрик, П.Н.Савицкий, Л.В. Сокольская, Э.Г Юдин и др.).  В качестве регулятивной функции в педагогической деятельности выступает принцип единства сознания и месторазвития, представляющий собой правильное понимание сущности общего и особенного, что существует в культуре народов совместного и сопредельного проживания (Л.Н.Гумилёв, В.Г.Крысько, П.Н.Савицкий, М.П.Татаринцева, Н.С. Трубецкой, Л.В.Федорова и др.). Данные методологические подходы позволяют рассматривать кросскультурную грамотность учителя как одного из видов функциональной грамотности, её структуру образуют знания о содержании и формах культур, позитивных межэтнических диалогов, обогащающих и развивающих детей разных национальностей.

Конкретное содержание кросскультурной грамотности учителя рассмотрено во многих исследованиях (Л.С.Илюшин, Т.А.Колосовская, Ю.Н.Кулюткин, Е.И.Добринская[А1] , В.Г.Рощупкин и др.). В них отмечается, что образование имеет большой потенциал по обеспечению вхождению школьника в культурные диалоги через учителя, преследующего цель его обогащения культурой других (иных) народов.

Термин «кросскультурный» означает сравнение и адаптацию культурных различий и универсалий сообществ, индивидов согласно социокультурным характеристикам (Т.А.Колософская). Кросскультурная компетентность учителя выступает интегральным качеством личности, включающим знания о сравнении и адаптации культурных различий и универсалий, умения ретрансляции иной культуры, опыт творческой педагогической деятельности [2, с. 16].

Кросскультурная грамотность представляет собой целостный, интегративный механизм, включающий способность к осмыслению, пониманию, владению культурой диалога, широкого общения с культурно-информационной средой (В.Г. Рощупкин). К необходимым структурным элементам и важнейшим критериям кросскультурной грамотности относятся понимание как связывающее звено между конкретными видами, формами знания и мировоззренческими структурами, приобщение к истинным и достоверным основаниям в форме традиции, общения, ценностей жизнедеятельности; знание как основа отношения к иной культуре, средство понимания, т.к. человек понимает реальность, отраженную в знании; смысл, т.е. овладение знанием зависит от того, какой смысл оно имеет [3, с. 183].

Совершенствование кросскультурной грамотности учителя обуславливается необходимостью знания и понимания процессов движения и характера взаимодействующих субъектов отношений, повышения уровня ответственности за детей в условиях совместного и сопредельного проживания разных народов [7, с.89-93]. Рассмотрение современного уровня кросскультурной грамотности учителя позволило выделить универсальные и профессиональные компетенции, которые детерминируются необходимостью соответствия профессиональной готовности императивам существующего культурного многообразия в частности народов совместного и сопредельного проживания Южной Сибири (алтайцы, русские, тувинцы, хакасы) и Западной Монголии:

                                                                                                Таблица 1.

 Универсальные и профессиональные компетенции учителя по совершенствованию кросскультурной грамотности

УниверсальныеПрофессиональные
Общенаучные: расширение теоретических знаний об общем и особенном в различных культурах;навыков философской, культурной аналитики и ценностной интерпретации межэтнических ситуаций; интерпретация информации для формирования самостоятельных суждений, связанных с межэтническими отношениями  Образовательные: совершенствование умений к формированию культуры межэтнических отношений (осознание и постановка проблемы); повышение методической грамотности (зун, постановка цели и задач, отбор и подача материалов, разработка дидактических ситуаций); совершенствование технологической грамотности (планирование, технологии обучения и воспитания); совершенствование психологической грамотности (специфика мононациональных и многонациональных школьных (классных) коллективов, этнопедагогических технологий воспитания с учётом национально-психологических особенностей школьников; умение создавать систему воспитательных мероприятий с учётом общего и особенного
Инструментальные: совершенствование навыка пользователя компьютера, мультимедийными информационными источниками, ИКТ –средствамиНаучно-исследовательские: понимание необходимости изучения общего и особенного народов совместного и сопредельного проживания, его осмысление как концепта культуры, создание и использование процедур и методик исследования
Социокультурные: глубинное понимание специфики функционирования и воспроизводства современного детства, его исторической, психологической составляющих; правильная интерпретация общего и особенного; осознание объективного социокультурного процесса; умение фиксировать и демонстрировать мотивы, ценностные ориентации, ситуацииОрганизационно-управленческие: совершенствование навыков, приемов педагогического общения с детьми разных национальностей и их родителями, представителями родовых сообществ; способность применять на практике организационно-управленческие решения

 В основе разработанной нами программы обучающего семинара «Кросскультурная грамотность учителя» заложена идея исторической динамики мозаичности и единства взаимодействующих культур. Она представляет собой систематический курс, состоящий из 10 тематических разделов: «Кросскультурная грамотность как вид функциональной грамотности» (1); «Образование в системе развивающейся культуры» (2); «Диалектика общего и особенного» (3); «Этнопедагогическая пансофия. Предмет, сущность и содержание» (4); «Детство как социокультурный феномен» (5); «Общее и особенное в этнопедагогических традициях» (6); «Народы Южной Сибири и Западной Монголии как евразийское культурное сообщество» (7); «Ребёнок в обществе тюрко-монгольских и русского народов» (8); «Возрастной символизм детства в культуре евразийских народов» (9); «Евразийские доминанты совести» (10). Цель освоения программы – совершенствование учителями своих знаний и умений в области методов и приёмов, специфики педагогического анализа вновь возникающихся межэтнических проблем, социокультурной информации и связанных с ними проблем детства, технологий воспитания, междисциплинарных связей пограничных наук (этнография, культурология, философия и психология) и т.д.; анализа социокультурной информации и т.д.

         Тематический раздел «Кросскультурная грамотность как вид функциональной грамотности» нацеливает учителей на возросшую необходимость совершенствования своей кросскультурной грамотности на нескольких уровнях: государственном (осознание своей роли в реализации политики многонационального государства), научном (получение новых знаний); социальном (консолидация многонационального общества на основе общего и особенного локальных культур, формирование культуры межнациональных отношений). Здесь рассматриваются такие вопросы как место кросскультурной грамотности в системе функциональной грамотности, содержание кросскультурной грамотности в кросскультурной психологии и педагогике. Для паритетного (двудоминантного) изучения общего и особенного как средства формирования культуры межэтнических отношений необходим учёт уровней формирования кросскультурной грамотности.

Тематический раздел «Образование в системе развивающейся культуры» выстроен в следующей логике: закономерности функционирования культуры; взаимообусловленность культуры и образования; культурное наследие как отражение ценностных сфер; целостность и мозаичность культурно-исторического развития человечества; понятийный аппарат («культура», «традиция», «род», «этнос», «нация», «личность», «суперэтнос», «образование»). Данная последовательность позволяет выделить общее и особенное как концепт культуры, отражающий базовые ценности, сложившиеся в ходе развития народов совместного и сопредельного проживания; целостные и особенные доминанты культур; диалог культур как средство взаимопонимания и выживания, ведущая форма современного бытия человека и его места в мире культуры.

Тематический раздел «Диалектика общего и особенного» рассматривает категорию общего, единичного и особенного в контексте закона единства и борьбы противоположностей (философский подход); многообразие культур как достижение человеческого общества, познаваемое через ценностные ориентации в общем и особенном (ценностный подход).

Тематический раздел «Этнопедагогическая пансофия. Предмет, сущность и содержание» раскрывает предмет, её сущность и содержание этнопедагогики как науки, определяет её место в системе гуманитарных наук и основные этнопедагогические термины и понятия. Рассматривается общность педагогических культур, взаимовлияние этнопедагогических традиций у разных народов.

Тематический раздел «Детство как социокультурный феномен» посвящен понятию детства в зарубежной и отечественной науке. В нем представляются образы детства в литературных источниках, также общие и особенные представления о ребёнке у разных народов; детство рассмотрено как социокультурный феномен; обозначены современные проблемы детства в новом историческом состоянии российского общества и пути их преодоления.

Тематический раздел «Общее и особенное в этнопедагогических традициях» представляет этнопедагогические традиции как стабильную часть культурного наследия народов; понятие «Я и иной (другой)» как исходящего из пространства культурного многообразия, реального бытия (онтологический подход). Здесь важное внимание уделяется роли народной педагогики для формирования основ культуры межэтнических отношений личности, методам изучения общего и особенного. 

Тематический раздел «Народы Южной Сибири и Западной Монголии как евразийское культурное сообщество» призван осветить     позитивный опыт по формированию культуры межэтнических отношений в лице народов Южной Сибири (алтайцы, тувинцы, русские, хакасы) и Западной Монголии из-за географического и социокультурного месторазвития; роль этнопедагогических традиций в формировании видов идентичностей: родовой, этнокультурной, сибирской, российской (гражданской). 

Тематический раздел «Ребёнок в обществах тюрко-монгольских и русского народов» посвящен образу детства в тюрко-монгольской и русской историко – художественной литературе, эволюции понимания ребенка как ценности семьи и родового сообщества; общим и особенным ценностным ориентациям в детской обрядовой практике; культуре детской игры и т.д.

Тематический раздел «Возрастной символизм детства народов Южной Сибири и Западной Монголии: общее и особенное» раскрывает категорию возраста как подсистему культуры евразийских народов, общее и особенное в возрастном символизме детства; ценностно-нормативные подходы в нравственном воспитании ребенка.

Тематический раздел «Евразийские доминанты совести» рассматривает отношение народов Южной Сибири и Западной Монголии к совести как движущей силе, способствующей нравственному становлению и нравственному развитию человека; общие и особенные модели совести у тюрко-монгольских и славянских народов [4].

Программа по совершенствованию кросскультурной грамотности рассчитана, прежде всего, на творческую работу с опорой на местный материал. Ядром совершенствования данной грамотности курса выступает кейс-метод – инструмент, посредством которого оцениваются реальные межэтнические ситуации, возникающие в той или иной сфере. Кейс-метод (описание ситуаций) в культурно-педагогическом аспекте является логическим продолжением подобных кейс – технологий в разных областях знания [5].

Вышеизложенное обоснование вписывается в теорию отношений В.Н. Мясищева, согласно которой отношения – это система сознательных связей человека с миром и другими людьми [6]. В этом смысле совершенствование кросскультурной грамотности учителя становится глубоко востребованным и в научном, и в социальном, и   практическом плане. Вопросы, в основном, касаются ситуаций обыденной жизни в условиях культурного многообразия, области теории воспитания, культурологии, этнографии, фольклора.  Они совершенствуют социокультурный опыт учителя, мотивируют его инновационную деятельность, побуждают к осмыслению общего и особенного в целях формирования культуры межэтнических отношений личности школьников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бондырева С.К. Иное в этническом самоопределении и общекультурном определении // Мир психологии. – 2004. — №3:19-24;
  2. Колосовская Т. А. Формирование кросс-культурной компетентности будущих учителей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Челябинск, 2006.
  3. Рощупкин, В. А. Кросскультурная грамотность студента – будущего учителя: диагностики, формирование. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006.
  4. Pankin A.B, T. A. Badmaeva, Sunduy G.D, Pedagogy of conscience as spiritual and moral foundation of education / // European Journal of Science and Theology.  Vol.11, No.3 (2015). P. 13–19.
  5. Илюшин, Л.С. Методология и методика кросс-культурных исследований образовательной мотивации современных школьников: автореф. дис. … док-ра пед. наук: 13.00.01. – Санкт-Петербург, 2004.
  6. Мясищев, В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. – М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та: Воронеж: МОДЭК, 2003.
  7. Юркова В.М, Г.Д. Сундуй. Народы Южной Сибири и Западной Монголии как евразийское культурное сообщество: история и современность // Детство как социокультурный феномен: материалы науч-практ. конф., посвящённой Десятилетию детства в Российской Федерации (2018-2027 гг.). – Кызыл: изд-полиграф. отд.Ин-та разв. нац. школы,  2018. – С. 89-93.

 [А1]

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню