Оюн Аяна Алексеевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ СОШ №3 г. Кызыла имени Т.Б. Кечил-оола
Цель: Создание условий для знакомства с росписью по стеклу витражными красками.
Задачи:
Изготовить картину в технике заливного витража;
Вызвать интерес к данному виду творчества;
Развитие эстетического вкуса.
Назначение:
Украшение интерьера школы, дома, подарка родным и близким.
Ход мастер-класса
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Не секрет, что многие родители и мы, педагоги, хотели бы иметь универсальный «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей, интересных личностей. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство, где ребенок отражает реальный мир. А более широко раскрыть свои творческие способности помогают нетрадиционные изобразительные техники. Мастер-класс рассчитан на детей школьного возраста, педагогов, а также любителей создавать эксклюзивные подарки своими руками.
Хотя занятия рисованием приносят много радости школьникам, необходимо постоянно поддерживать интерес к изобразительной деятельности. С этой целью на занятиях я знакомлю детей с разнообразными видами техники рисования. Все необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться.
На нашем занятии мы познакомимся с одним из инновационных техник рисования на «прозрачном мольберте». В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения, а также способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел и пробуждает в них интерес к творческим поискам и решениям. Кроме того, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство световосприятия фактурности и объемности.
- Слово «витраж» происходит от латинского «vitrum» – стекло.
Витраж – это сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет, которая заполняет оконный переплет.
Немного истории
Самое раннее известное изделие из стекла, Египетская цепочка, датируется между 2750 и 2625 годами до нашей эры. 115 фрагментов цепочки были обнаружены экспедицией Давида Шлумбергера в 1937 году.
Зарождение витража в России.
Николай I проявлял к витражам большой интерес и желал распространить их в России. Прежде всего в столице империи – Санкт-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Витражи в тот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера – той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятна высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839г. «картина в 61 стекло» завода М.Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы, как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей. Мало кто мог себе позволить приобрести такие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть, как на чудо.
Виды росписи:
Наиболее распространенная – оконная.
- Перегородочная. Она используется для оформления не только временных (мобильных) внутренних стен, но и дверей с остеклением. Особенность заключается в том, что краски накладываются с обеих сторон с соблюдением симметричности и контура росписи.
- Потолочная. Стеклянные потоки монтируются не везде, но эффект, особенно при правильном расположении приборов подсветки, потрясающий.
- Картинная. Ее используют при изготовлении отдельных элементов интерьера в виде панно, тех же картин и тому подобное, для чего образцы стекла обрабатываются соответствующими составами, а затем крепятся на стенах помещения.
- Аксессуарная. Подразумевает роспись различных чашек, ваз (посуды). Именно она более всего подходит для тех, кто решил освоить азы этого искусства.
Необходимые материалы:
Любая декоративная стеклянная поверхность подойдет для творчества:
- Стеклянные межкомнатные двери;
- Оконные стекла;
- Витрины;
- Рамочное стекло;
- Вазы;
- Посуда.
Самое важное, чтобы изделие было прозрачным, тогда витраж смотрится эффективнее
Материалы и инструменты:
- Стекло (стеклянное изделие);
- Краски для витража;
- Контур;
- Шаблоны;
- Кисти;
- Лак;
- Ватные диски (тряпочка).
Техника безопасности при работе со стеклом
- Кромки стекла необходимо проклеить плотной липкой лентой или обработать шлифовкой;
- Работать со стеклом нужно с максимальной осторожностью и вниманием;
- Стекло накладывать на эскиз плавно, без резких движений и рывков;
- Работать со стеклом необходимо чистыми руками, не оставляя отпечатков;
- Готовое витражное стекло переносить в свертке из бумаги или ткани.
Техника безопасности при работе с витражными красками.
- При работе с витражными красками необходимо пользоваться клеенкой;
- Избегать попадания красок на кожу, удалять их необходимо салфеткой;
- Надавливать на тюбик с краской надо с осторожностью во избежание чрезмерного вытекания и разбрызгивания краски;
- Нельзя подносить тюбики с краской к лицу;
- После выполнения витража необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Контур или контурная паста
Это специальная густая краска, создающая границу между разными цветами витражной краски, чтобы предотвратить их смешивание. Контур придает эффект мозаики, разделяя картину на фрагменты. Может быть серебристого, золотистого, черного или другого цвета.
Эскиз работы или шаблон
В качестве шаблона можно использовать любые картинки, например, из Интернета, с четкими линиями. Хорошо для этого подходят книжки-раскраски. Также можно нарисовать картинку самим.
Техника выполнения
- Выполнить эскиз.
- Положить стекло на эскиз.
- Выбрать цвет контура и обвести им все линии и оставить до полного высыхания.
- Залить витражные краски соответственно с цветом на эскизе внутри контурных линий.
- После высыхания можно украсить «витраж» по желанию
- Литература:
- Данилова Т.И., Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Т.И. Данилова -6-е издание. стереотип. – М.:Дрофа, 2008.- 333[3]с.:ил.
- Люцкевич Д.Л. Роспись по стеклу: 8 эксклюзивных проектов: оригинальный дизайн, живопись на стекле, запеченные бокалы, коллекция бабочек/Дарья Люцкевич – Москва: Эксмо,2008. 63с.:ил.;29см.
- Регли Л. Цветное стекло в интерьере. Практическое руководство/ пер.с англ. – издательство М.: Ниола-Пресс, 2007 – 96с, 15
- Э Тоде. Стекольная живопись; краткий очерк ее историй и технического развития./ «Зодчий», №23, 1908, С.204-208
Интернет ресурсы:
http://www/abitant.com/post/masterskie-les-ateliers-duchemin