Наука

Межличностные взаимоотношения в спортивной среде

362
folder_openНаука
commentКомментариев нет

 Тарыма Чечена Владимировна, старший преподаватель кафедры физкультуры Тувинского государственного университета

                 

Аннотация: В данной статье рассматриваются межличностные отношения, культура общения между спортсменами одного коллектива и тренером как неотъемлемая часть совместной работы для достижения общего результата.

Ключевые слова: межличностные отношения, культура общения, спортсмены, тренер, команда, спортивная среда, спортивная деятельность.

 

В любом коллективе, социальной группе, независимо от сферы деятельности, главное, на что нужно обращать внимание – это психология, понимание тех личностных качеств, которые определяют успех и достижения. Это касается и спортивной среды. Спортсмен должен уметь управлять стрессом, быть устойчив   к препятствиям, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям.

Объединение отдельных людей в группу изменяет некоторые стороны их психической деятельности, существенно меняя скорость, силу и характер их реакций на внешнюю ситуацию. Спортсмены редко выступают или тренируются в социальном вакууме. Даже при самостоятельных тренировках спортсмен часто соотносит свои результаты с показателями своих соперников, а также прогнозирует возможные реакции на свои выступления со стороны своего тренера, друзей, болельщиков, членов семьи. Свойства группы как целостного психосоциального объекта определяются, с одной стороны, психофизиологическими свойствами отдельных её членов, с другой — структурой межличностных связей в группе. Поведение человека в обстановке спортивной тренировки и соревнований не может быть правильно понято без учета параметров коллектива, которому он в данной ситуации принадлежит. Исследуя проблему личности, особое значение уделяется психологическим особенностям и свойствам спортсмена, развившимся и проявляющимся у него как у члена спортивного коллектива.

В современный спорт кроме самих спортсменов вовлечены тренеры, спортивные руководители, судьи, врачи, представители прессы и т.д. Их участие в процессе спортивной деятельности существенно различается по мотивам, целям, составу действий, возможности влиять на спортивные результаты и т.д. Несмотря на это, все они являются активными участниками этой деятельности.

Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций, т.е. проявления высокой надёжности в соревновательной деятельности.

Общение в спортивной деятельности – это связь спортсменов между собой и тренером с целью взаимного обмена информацией и эмоциями. Особенностью общения в отличие от других видов коммуникации (радио, телевидение) является возникновение психического контакта между общающимися. Общение может быть непосредственным (например, при беседе тренера со спортсменом) и опосредованным (например, с помощью дневника спортсмена, который просматривают тренер и психолог, курирующий данного спортсмена.

В физкультурной среде в зависимости от числа общающихся различают три вида общения: межличностные (например, тренер – спортсмен), личностно-групповые (тренер-команда) и межгрупповые (между командами). Личностно-групповое общение чаще используется с целью обучения спортсменов, а межличностное – с воспитательными целями. Если цели общения совпадают, то происходит взаимодействие, если же цели исключают друг друга (к примеру, во время спортивного соревнования), то общение приобретает вид противоборства. При межличностном общении, которое касается только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку должны заботиться о престиже представляемых ими групп. Поэтому проведение тренером воспитательной работы с учеником, принадлежащим к компании с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение осуществляется в присутствии других ребят из этой компании.

Общение может быть кратковременным и длительным. Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга, но в то же время оно может привести к взаимопресыщению, что часто наблюдается у спортсменов, находящихся длительное время на сборах.

По своей направленности общение в спортивной среде классифицируют следующим образом: социально-адаптированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом), личностно-ориентированное общение (обращение к отдельным партнерам, членам команды) и подтекстовая ориентация (обращение к конкретному спортсмену или группе, например, когда тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду, которая это замечание слышит).

В межличностных отношениях спортсменов речевые средства общения являются основными как по частоте использования, так и по содержательности. С помощью речи тренер отдает распоряжения, объясняет, оценивает поведение и действия своих учеников, регулирует их состояние, а спортсмены-игроки подсказывают во время игры друг другу, какие действия следует предпринять, чтобы взаимодействие стало эффективным.

Для соревновательной игровой спортивной деятельности характерно использование кратких речевых сообщений, к которым относятся:

  • произнесение имени партнера с целью привлечь его внимание, обозначить определенную комбинацию, побудить партнера действовать определенным образом;
  • краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка»);
  • сообщение о предполагаемых действиях – своих или партнера: «я», «ты», «сразу за мной» и т. п.;
  • сообщение о местоположении своем или партнера («здесь», «выйди», «иди в шестой»);
  • указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча в волейболе), «возьми его» (о совместных защитных действиях в футболе) и т. п.;
  • оценка действий своих или партнера: «молодец», «извини, я ошибся» и т. п.;
  • побуждение к активности: «давай, давай», «взялись» и т. п.

В спорте широко используются и неречевые средства общения, так как в ряде видов спорта речевое общение либо отсутствует, либо ограничено. Например, его почти нет в видах спорта с непосредственным контактом между соперниками, к ним относятся бокс, все виды борьбы и др.

Неречевые средства общения многообразны. Это и жесты, и мимика, и взгляд, и двигательные действия (например, в знак одобрения тренер может похлопать ученика). Двигательные действия несут информацию для партнеров, адекватную целям деятельности, а для соперника – информацию, не совпадающую с основной целью действия (обманные движения). В процессе спортивных игр двигательные действия спортсменов несут основную информационную нагрузку. Нередко для подсказывания (в тайне от соперника) того, какую следует разыграть комбинацию, игроки используют специальные жесты (например, складывание пальцев руки определенным способом). Существуют также принятые в международной практике жесты спортивных судей, сигнализирующие о конкретных событиях. В волейболе и баскетболе используется около двадцати таких жестов, в футболе – шесть, а в гандболе – около пятидесяти.

В соответствии с функциями и категориями обращений выделяют профили общения в процессе взаимодействия спортсменов друг с другом. Категории обращений делятся на ориентирующие, стимулирующие и оценочно-экспрессивные. Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров.

  • Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменением внешней ситуации, мобилизации усилий.
  • Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношение (положительного или отрицательного) спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров. В разных видах спорта профили общения имеют свою специфику.
  • В периоды до и во время спортивных соревнований общение спортсменов имеет также свои особенности. Увеличивается потребность спортсмена в общении с тренером в ходе подготовки к соревнованию. Так, за 2–3 недели до ответственных соревнований у спортсменов наблюдается повышенная потребность во внимании тренера, связанная со стремлением убедиться в своей готовности, исправить недостатки в технике и т. д. В этом случае пассивность тренера и особенно отсутствие его замечаний, которых ждет спортсмен, могут привести к скрытому недовольству и даже к серьезным межличностным конфликтам.

С другой стороны, могут сказаться последствия постоянного вынужденного общения, ежедневных контактов спортсменов друг с другом и с тренером, возникает «пресыщение» в общении.   В этом случае у спортсмена может возникнуть негативное отношение к замечаниям, советам и указаниям тренера независимо от их уместности и своевременности. Спортсмену хочется побыть одному, и он начинает воспринимать присутствие тренера как излишнюю опеку и даже как проявление недоверия к себе.

В спортивных играх по мере увеличения значимости игр и нервно-психического напряжения повышаются интенсивность общения игроков, общее управление командой, количество одобрений и порицаний партнеров, но уменьшается число ответных реакций. Однако это увеличение происходит только за счет игроков, имеющих в команде высокий статус. Игроки с низким статусом имеют невысокий уровень общения, не зависящий от значимости игр.

    Для любой спортивной команды важно установить нормальное взаимопонимания между участниками общения. Существенным условием успешного общения спортсменов друг с другом и с тренером является взаимопонимание между ними. Отсутствие взаимопонимания приводит к нарушению взаимодействия во время спортивной деятельности, а подчас и к конфликтам. Так, тренер может расценивать проявление его учеником настойчивости как упрямство, а проявление инициативы – как нарушение дисциплины. Ученики же могут принимать требовательность тренера за придирчивость.

Создание взаимопонимания проходит через ряд этапов: возникновение первого впечатления о партнере по общению, изучение и понимание его, обеспечение понимания себя партнером, сближение позиций, поддержание взаимопонимания.

        Познание партнера по команде часто начинается с получения сведений о нем от других людей (спортсменов, тренеров) или из прессы. Это создает установку на его восприятие, которая не всегда объективна. Во-первых, сообщаемые о ком-то сведения всегда эмоционально окрашены и отражают чье-то сложившееся субъективное мнение. Во-вторых, формирующееся мнение во многом зависит от того, чего ждет спортсмен от появления в команде новичка: конкуренции или содружества.

Вторым путем получения сведений об объекте общения является его непосредственное восприятие при вхождении с ним в прямой контакт. Восприятие другого спортсмена (социальная перцепция) означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками нового члена команды и интерпретация на этой основе его поступков.

Понимание друг друга – сложный процесс, во многом зависящий от наблюдательности участников общения. В этом спортсменки имеют преимущество перед мужчинами-спортсменами. Они полнее и глубже понимают интеллектуальные и волевые качества, а также черты характера, выражающие отношение к людям и к самому себе. Обусловлено это тем, что у женщин более развито такое качество, как эмпатия. Мужчины-спортсмены лучше видят черты характера, которые выражают отношение к спортивной тренировке и соревнованиям. У тренеров высокого класса имеется стремление рассмотреть индивидуальное своеобразие своих подопечных, в то время как у тренеров среднего уровня отражение личности их спортсменов часто стереотипно и формально.

Достоинства мальчиков и девочек оцениваются тренерами по-разному. У первых физическая сила, как правило, переоценивается, у девочек она оценивается адекватно. Умственные качества и общительность правильно оцениваются у мальчиков и переоцениваются у девочек.

Взаимопонимание требует от партнеров по общению (или хотя бы одного из них) готовности учесть точку зрения другого. Такую позицию, прежде всего, должны занять более старшие и более опытные субъекты спортивной деятельности (особенно тренеры, имеющие дело с детьми). Ведь последние еще не имеют богатого жизненного опыта, их интеллект еще недостаточно развит и поэтому они не могут в полной мере осознать и принять образовательно-воспитательное воздействие тренера. Им хочется на тренировках порезвиться, поиграть, в то время как тренер должен решать «скучные» задачи, связанные с достижением его учениками высоких спортивных результатов.

Взаимопонимание в спортивной среде может быть на двух уровнях. Первый – понимание целей, потребностей, установок, ценностей друг друга и согласовывание на этой основе своих действий и поступков. Второй – не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, потребностей, установок и ценностей. Это имеет особую важность для установления взаимопонимания между тренером и его учениками. Даже неоспоримые доказательства и энергичные воздействия тренера на своих учеников не дадут положительного эффекта, если они не затрагивают их мотивов. Нужно найти способ включить свои доводы в мотивы учеников (например, рассказать, что цель у тренера та же, что и у спортсмена, а именно – достичь высокого результата). Например, молодые талантливые футболисты и хоккеисты часто стремятся побыстрее уехать в зарубежные клубы. Попытки тренеров удержать их от поспешного шага спортсмены рассматривают как негативное отношение к ним и проявление деспотизма. В действительности же опытный тренер видит, что игрок еще не «созрел» для выступления на более высоком уровне. Тренер должен объяснить спортсмену, когда он действительно станет мастером, тогда попадет в команду более высокого класса, чем ему предлагают сейчас, и получит более выгодный контракт, а в настоящее время он рискует долгое время просидеть в запасе, и более того – при неудачной адаптации вовсе сломать свою карьеру.

В спортивной среде важно непросто создать взаимопонимание, но и сохранить его. Для этого требуется терпение со стороны партнеров по общению, особенно при возникновении разногласий по некоторым вопросам, сдержанность и уступчивость, терпимое отношение к маленьким слабостям партнеров, если они не мешают общему делу. Нужно учитывать, что команды высокого класса включают в себя спортсменов разного возраста и уровня образования, у которых различные интересы и увлечения, привычки, характер, жизненный опыт. Надо приучить себя рассматривать замкнутость и молчаливость или общительность и разговорчивость, суровость или смешливость своих партнеров по команде как данность, которую нельзя изменить. Нельзя подгонять всех под один шаблон, искусственно создавать ценностно-ориентировочное единство в отношении факторов, не имеющих отношения к спортивной деятельности. Тем более недопустимы насмешки над привычками и традициями спортсменов разных национальностей. Это вызывает лишь неприязнь к острословам.

Таким образом, взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. И осуществляется оно с помощью общения. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Межличностное общение в спортивной деятельности занимает важное место, оно может влиять на сплоченность команды, на единение в предстартовый момент.

Спорт – это командный вид, даже если он одиночный. Для одиночного спортсмена командные отношения заложены с его тренером, психологом и теми, кто непосредственно оказывают влияние на достижение результатов; в командном виде спорта (футбол, хоккей) важным является не только общение с тренером, а еще и умение общаться с членами команды.

Особого внимания, при изучении вопроса об общении в спорте как социально-психологического явления, заслуживает культура общения. Культура общения в спорте отражает особенности того или иного вида спорта, которые регламентируют само общение, прежде всего в условиях тренировок и соревнований. Общение различных специализаций отличаются друг от друга спецификой делового общения. Недостаточность знаний в области культуры общения в спорте мешает процессу организации и управления, а также приводит к конфликтным ситуациям на тренировках и соревнованиях, характеризуется высокими и разнонаправленными психолого-неврологическими заболеваниями. Отрицательно сказывается на эффективности спортивных результатов. Неправильное построение общения между тренером и командой, внутри группы, между отдельными спортсменами ухудшает морально — психологический климат, эффективность спортивной деятельности. Поэтому одной из главных задач для тренера, спортсмена является расширение и углубления знаний в области социальной психологии, педагогики и техники профессионального общения. Развитие умений и навыков общения, методов предупреждения и преодоления конфликтной ситуации, приёмов обеспечения высокой эффективности спортивной деятельности строятся на принципах гуманизма.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построенного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе социальной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной деятельности, таких как спортивная стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательное общение друг с другом по определенным правилам. В командных же видах спортивной деятельности, например, в спортивных играх, психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, а, следовательно, и фактором спортивного успеха.

 

 Таким образом, культура общения в спортивном коллективе, то есть межличностные отношения спортсменов  — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Особо важную роль межличностные отношения играют в спортивной среде. Они способны влиять на сплоченность команды, ее единение для достижения общих целей. Для любой спортивной команды важно установить нормальное взаимопонимания между участниками общения. Существенным условием успешного общения спортсменов друг с другом и с тренером является взаимопонимание между ними. Отсутствие взаимопонимания приводит к нарушению взаимодействия во время спортивной деятельности, а подчас и к конфликтам.  В связи с этим особого внимания при изучении вопроса об общении в спорте как социально-психологического явления, заслуживает культура общения.

Литература

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. – М.: МГУ, 1990.− 240 с.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989.− 216 с.

3.Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.− 365 с.

  1. Лобанов А.А. Общение и деятельность. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2002.− 189 с.
  2. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.− 336 с.
  3. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1959.− 280 с.
  4. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.− С. 513.

7. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. −М.: Физическая культура и спорт, 1980.− С.172-180

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню