Наука

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

675
folder_openНаука
commentКомментариев нет

Михаил Борисович САНАРОВ, педагог-библиотекарь МБОУ «Кызылский

центр образования «Аныяк»

В данной статье рассматриваются модели организации деятельности школьной библиотеки: традиционная и инновационная. Обладая рядом особенностей каждая, они реализуются в деятельности школьного Информационно-библиотечного центра (ИБЦ).

Формирование информационного общества, основанного на передаче и использовании знаний, затрагивает все сферы общественной деятельности, в том числе и сферу образования, неотъемлемой частью которой являются школь- ные библиотеки.

Сегодня в их деятельности происходят значительные перемены. Можно выделить традиционную и инновационную модели организации школьной библиотеки. Традиционной моделью является минимум оснащения и выполняемых ею функций. Они позволяют говорить о библиотеке, связанной с образовательным процессом. Инновационная модель основана на эффективном использовании информационных технологий в информационно-образовательной среде школы. Это обеспечивает качественное изменение образовательного процесса в целом.

Данные модели школьной библиотеки реализуются в деятельности Информационно-библиотечного центра (ИБЦ). Рассмотрим особенности каждой модели более подробно.

Традиционная модель деятельности школьной библиотеки

Под традиционной деятельностью понимается деятельность согласно общепринятой или обычной практике [8]. В сфере библиотечно-информационной деятельности ею считается деятельность, связанная с рукописными и полиграфическими документами [2, с. 9]. Поэтому целесообразно рассмотреть основные задачи школьной библиотеки, выявить содержание её работы.

В «Манифесте школьных библиотек ИФЛА» обозначены важнейшие позиции их деятельности:

— обеспечение и поддержка целей образования, зафиксированных в задачах и учебном плане школы;

— воспитание и закрепление у детей охоты и привычки к чтению, учёбе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни;

— предоставление условий для самостоятельного создания и использования информации как с целью приобретения знаний, развития понимания и творческих способностей, так и ради удовольствия;

— помощь всем учащимся в выработке и применении навыков оценки и использования информации независимо от формы, вида или носителя, в том числе восприимчивости к разным способам коммуникации в обществе;

— предоставление доступа к местным, региональным, национальным или глобальным ресурсам и другим возможностям, через которые учащиеся постигают различные идеи, опыт и точки зрения;

— организация деятельности, способствующей расширению культурного и социального кругозора и эмоциональному развитию;

— работа с учащимися, учителями, администрацией и родителями с целью выполнения задач школы;

— пропаганда идеи о том, что лишь при условии интеллектуальной свободы и доступа к информации можно быть хорошим и сознательным гражданином, членом демократического общества;

— пропаганда чтения, а также ресурсов и услуг школьной библиотеки внутри школьного сообщества и вне его [6, с. 158-159].

Для реализации этих функций школьная библиотека разрабатывает методики и услуги, комплектует фонды. Она обеспечивает физический и интеллектуальный доступ к информационным ресурсам, предоставляет средства обучения и использует квалифицированный персонал.

Теоретический анализ и практическое изучение работы школьных библиотек позволяют выделить основные модели организации их деятельности. Для определения содержания деятельности традиционной модели школьной библиотеки необходимо выделить выполняемые ею функции. Они отражены в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек»:

— организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения;

— обеспечение учебно-воспитательного процесса средствами библиотечного и информационного обслуживания;

— совершенствование традиционных, освоение и применение новых технологий [7, c. 2].

Традиционной моделью школьной библиотеки считается минимум оснащения и выполняемых ею функций, позволяющих говорить о библиотеке, связанной с образовательным процессом. Деятельность школьной библиотеки обычно связана с выполнением следующих функций, в той или иной степени реализуемых в любой библиотеке:

— организация работы библиотеки: график работы, ведение учётно-финансовой документации, составление планов и отчётов;

— комплектование и организация фондов (комплектование, обработка, расстановка, анализ состава фонда, организация подписки). Традиционно фонд школьной библиотеки содержит книги, учебные, методические, справочные издания, художественную литературу, входящую в школьную программу, литературу для внеклассного чтения, периодические издания, обеспечивающие учебный процесс и поддерживающие досуговое чтение, фонд учебников;

— ведение и редактирование справочно-библиографического аппарата школьной библиотеки: каталогов, картотек, рекомендательных списков литературы, информационных материалов;

— информационная поддержка учебного процесса: обеспечение учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой по их запросам; многообразное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание учителей и школьников;

— деятельность по привлечению детей к чтению: подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению, подготовка книжных выставок по учебным и другим темам и др.;

— деятельность в помощь развитию информационной грамотности учеников, в том числе проведение библиотечных уроков.

Научно-методической базой модернизации школьных библиотек являются исследования Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского (ГНПБ), документы её научно-методического отдела. В них рассматривается организация и технология работы библиотек общеобразовательных учреждений, предлагаются проекты документов, регламентирующих их деятельность. В ряде сборников, выпущенных ГНПБ, освещается современное развитие школьных библиотек [4].

Таким образом, традиционной моделью школьной библиотеки является минимум оснащения и выполняемых ею функций. Они позволяют говорить о библиотеке, связанной с образовательным процессом.

Инновационная модель деятельности школьной библиотеки

Последовательно осуществляемая информатизация образования через активное вовлечение информационных технологий качественно изменяет пространство школы и библиотеки. Их использование наполняет информационную среду последних онлайновыми ресурсами, модернизирует учебную практику, программы обучения и весь образовательный процесс.

Сегодня происходят инновационные (т.е. приводящие к появлению новых технологий, услуг) перемены в школьной библиотеке [5]. С развитием Интернета поиск информации больше не требует посещения библиотеки как физического места. Однако этот вызов времени должен привести не к уменьшению ресурсов библиотеки, а к появлению новых возможностей для целей обучения, развитию библиотечно-информационного пространства. Здесь школьники должны иметь доступ к качественным печатным и цифровым коллекциям, обмениваться информацией и впечатлениями, участвовать в мероприятиях образовательного, воспитательного и научно-исследовательского характера.

Можно выделить следующие три первоочередных вектора изменений в библиотеке как информационном институте:

— библиотека становится связующим, высоко контактным пространством в высокотехнологичном мире;

— библиотека предлагает свои услуги в виртуальном пространстве;

— возрастает роль библиотекаря как специалиста по работе с информацией.

Ф.С.Воройский [1, c. 2-4] представляет прогнозы изменений в работе библиотек, связанные с внедрением вычислительной техники в ближайшее десятилетие, и выделяет следующие положения:

Поступление в библиотеки новых технических средств делает неэффективным обслуживание читателей только с использованием электронного каталога и небольшого массива собственных данных.
Необходимо шире использовать внешние библиотечные и другие информационные ресурсы в телекоммуникационных режимах (включая информационный поиск, межбиблиотечное обслуживание, электронную доставку документов и др.). Это является непременным условием работы библиотек и обслуживания пользователей.
Развитие технических средств позволит библиотекам:
— записывать и хранить информацию в компактной форме и неограниченное время;

— последовательно, выборочно или параллельно просматривать один или несколько текстов;

— производить информационный поиск по всему объёму хранимой информации, используя лексику естественного языка, в частности находить издания, отдельные произведения или их фрагменты, содержащие заданные слова или словосочетания;

— производить информационный поиск изданий или отдельных произведений по их формальным признакам, например, по элементам библиографического описания;

— копировать как на бумагу, так и на магнитные носители необходимые документы (в т.ч. издания) или их фрагменты, не выходя из среды электронных изданий;

— создавать собственные тексты.

Долгосрочное хранение больших объёмов литературы на твёрдых носителях будет признано нецелесообразным, за исключением наиболее ценных и спрашиваемых изданий.
Рост интереса читателей к созданию домашних или личных электронных библиотек и архивов, а также появление требований на новые формы обслуживания.
Вероятно использование следующих новых форм обслуживания в библиотеках:
— теледоступ к полнотекстовым, в т.ч. мультимедийным, гипермедийным ресурсам библиотек и их данным из дома, с рабочего места пользователя. С большой долей вероятности можно предположить рост использования «переносных» электронных книг — устройств со значительным объёмом памяти и ЖК-экраном, выполняющих функции лёгких переносных читательских аппаратов типа «плееров»;

— заказы литературы на расстоянии (в т.ч. голосом);

— оперативные формы межбиблиотечного абонемента, включая электронную доставку документов;

— копирование и выдача полнотекстовых документов, а также видео- и ТВ-фильмов;

— широкое внедрение средств и форм обслуживания людей с ослабленным зрением с использованием систем с синтезаторами речи и/или панелями (дисплеями) Брайля — в режимах локальном и теледоступа;

— оперативное дистанционное информирование абонентов в автоматизированном режиме о новых поступлениях литературы по интересующей их тематике (режим телекоммуникационного избирательного распространения информации — ИРИ).

Дальнейшее развитие корпоративных форм работы библиотек. Это связано с ростом объёмов обрабатываемых, хранимых и предоставляемых документов, а также с развитием телекоммуникационных сетей.
Приведённые прогнозы, опыт развития школьных библиотек и особенности их деятельности в условиях модернизации образования позволяют определить основные условия успешного воплощения инновационных перемен в школьной библиотеке:

Подвижные границы библиотечного пространства в школе и ясно обозначенная миссия школьной библиотеки в информационно-образовательной среде школы. Опыт работы школьных библиотек показывает, что, несмотря на ряд трудностей, они стараются реагировать на современные запросы пользователей и обновление технологий работы с информацией. Чтобы соответствовать новым требованиям внутришкольного и внешнего пространства, им нужно иметь открытые и гибкие границы. Но во избежание негативного влияния, библиотеки в отношениях с внешней средой должны иметь ясную и чёткую миссию, точно выраженные заявления о целях и ценностях.
Развитие процессов интеграции и стратегического партнёрства. Опыт работы школьных библиотек показывает, что данное условие перемен для многих библиотек является повседневной реальностью. Такие библиотеки как организации характеризуются развитостью внутренних и внешних связей. Библиотеки осознают свою целостность и необходимость взаимодействия с окружающей средой для успешного развития. Сотрудничество в решении общих задач является особым ресурсом развития школьной библиотеки.
Всемерное содействие обучению как ведущее направление деятельности школьной библиотеки. На сегодняшний день школьные библиотеки являются полноправными партнёрами, участниками образовательного процесса. Образовательная активность школы выстраивается с обязательным участием в ней школьной библиотеки. Деятельность последней пронизывает весь процесс обучения и оказывает непосредственное влияние на результаты обучения. Предлагаемые школьными библиотеками к использованию в процессе обучения информационные технологии и ресурсы с их интерактивностью, мультимедийностью, коммуникативными возможностями развивают творческий потенциал пользователей, позволяют выстраивать знания в логично соединённые между собой связи [3, c. 118-119].
Инновационная модель организации деятельности школьной библиотеки основана на эффективном использовании информационных технологий в информационно-образовательной среде школы. Это позволяет качественно изменить образовательный процесс в целом.

Таким образом, традиционная и инновационная модели организации деятельности школьной библиотеки носят преемственный характер, дополняют друг друга. В результате формируется единая информационно-образовательная среда, способствующая гармоничному развитию школьников.

Отличия в деятельности традиционной и инновационной библиотеки 1

Традиционная библиотека

Библиотека приобретает и предлагает пользователям печатную продукцию, аудио/видео-материалы. Централизация (размещение информационных материалов в одном месте). Деятельность библиотеки более всего ориентирована на работу с учебниками. В штате один человек.

Деятельность библиотеки определяет её основная функция – посредника между информационной средой и образовательным сообществом, что ведёт к расширению направлений, форм и методов работы библиотеки Библиотека – тихое место, используемое в ограниченных рамках библиотечной деятельности. Время работы ограничено продолжительностью рабочего времени библиотекаря.

Инновационная библиотека

Наряду с печатной продукцией, аудио/видео-материалами, библиотека приобретает и работает с локальными и сетевыми электронными информационными ресурсами, активно предлагая их пользователям.Централизация/децентрализация одновременно: ресурсы могут быть удалёнными.Деятельность библиотеки определяет её основная функция – посредника между информационной средой и образовательным сообществом, что ведёт к расширению направлений, форм и методов работы библиотеки.В штате несколько человек: педагог-библиотекарь, библиограф. Библиотека – высоко востребованная, активная образовательная лаборатория Время работы библиотеки увеличивается за счёт онлайн-обслуживания.

Литература:

Воройский, Ф.С. Влияние развития инструментальной базы на информационные ресурсы и сервисы АИБС / Ф.С. Воройский // Междунар. конф. «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» ЛИБ-КОМ, 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www/ gpntb.ru/libcom7/disk/ 51.pdf. – Загл. с экрана.
Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде [Текст] / М.Я. Дворкина. – М.: «Издательство ФАИР», 2009. — 256 с. — (Специальный издательский проект для библиотек).
Иванова, Е.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде [Текст]: практ. пособие / Е.В. Иванова. – СПб.: Профессия, 2009. — 240 с.
Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений [Текст] : материалы из опыта работы / РАО; ГНПБ; сост. Е.М. Зуева. — Москва, 2004. – 105 с.
Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках [Текст] / Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А. Минкина; СПбГУКИ. — СПб.: Профессия, 2003. — 318 с. — (Серия «Библиотека»).
Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках [Текст] // Семь шагов к новой библиотеке. Создание информационного пространства школы как этап её модернизации. – М.: Первое сентября, 2003. – С. 158-159.
Руководство для школьных библиотек Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) [Текст] // Краткий справочник школьного библиотекаря / О.Р.Старовойтова при участии Т.И.Поляковой, Ю.В.Лисовского; Под общей ред. Г.И.Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001. — С. 20-29.
Традиционная деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www/. mostevent.ru/view_social.php?id=2214 – Загл. с экран

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню