Наука

Начальная филологическая подготовка как основа продуктивности образования, воспитания и развития современных младших школьников

408
folder_openНаука
commentКомментариев нет

Н.Н.Светловская, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета;

Т.С.Пиче-оол, кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета

Задумывались ли Вы как-нибудь о том, почему наше отечественное образование всегда представляло собой систему обучения младших школьников чтению, письму, счету и всему другому, а не обучение пришедших в школу малышей, скажем, счету, письму, чтению, или, хотя бы, письму, чтению, счету? Чем объясняется, что никто из значимых деятелей народного образования и даже ни один сколько-нибудь думающий о судьбе ребенка простой русский человек (скажем, жестокий дед Алеши Пешкова, будущего Максима Горького), нигде и никогда не выразил сомнения в том, что ребенка, входящего в мир, в определенное время прежде всего надо учить читать. Чем это объясняется? В чем сила умения читать? Почему именно это умение так предопределяет судьбу каждого человека?

Современная наука, к счастью, в ХХ1 веке уже может ответить на все эти вопросы и ответить не предположительно, а точно, опираясь на знание законов становления личности ребенка и на освоение содержания достаточно новых для методики обучения чтению понятий, без которых учителем-профессионалом стать нельзя.

Попробуем кратко разъяснить поставленные выше вопросы.

Уникальность чтения как развивающего учебно-воспитательного процесса, лежащего в основе взаимоотношения учителя с детьми младшего школьного возраста, состоит в том, что любой входящий в жизнь ребенок может стать человеком только одним путем – путем присвоения опыта, которым уже владеют те, кто людьми стали. А опыт этот передается двумя путями: либо непосредственным подражанием ребенка тем людям, которые его окружают, либо освоением мира через присвоение мыслей и чувств лучших представителей человечества, выраженных ими и закрепленных в письменной форме, т.е. в литературе.

Первый путь прост и доступен каждому. Но им нельзя ограничиться, если вы убеждены в том, что каждый человек уникален и что прежде чем потянуться к чему-то и осознать свой жизненный путь, он должен сориентироваться в том, какие вообще пути в жизни существуют, насколько они легки или трудны, чем они привлекательны и чем опасны. А такого опыта задать ребенку непосредственным путем нельзя даже в самой образованной и сверхсовершенной семье. Почему? Да потому, что опыт самого блестящего академика, музыканта, кузнеца или земледельца ограничен уже самим выбором замыслов, пристрастий и стремлений этого конкретного человека. А поскольку он, этот конкретный человек, выбрал свой жизненный путь и прошел его, осознав свои достижения и ошибки, он инстинктивно хочет, чтобы его потомки продолжили его дело, положившись на его опыт. Но крайне редко бывает, что возможности и способности того, кто уже стал человеком, идентичны задаткам того, кто человеком еще становится.

Обратитесь к биографии людей, значимых для истории своей страны, вы легко убедитесь, сколько сил, энергии, воли пришлось даже исключительно талантливым людям потратить на то, чтобы восстать против жизни, навязываемой им их близкими, и стать самим собой. За примерами далеко ходить не надо. Они общеизвестны: Георг Отс – по требованию отца – инженер и только потом всемирно известный талантливейший певец; П.И.Чайковский – юрист и лишь потом ни с кем несравнимый, уникальнейший композитор; А.В.Суворов лишь по счастливой случайности не чиновник, а солдат, ставший великим полководцем. Так ведь это личности исключительные, талант которых требовал от них противостоять воздействию окружающих и становиться самим собой. А что делать современному обычному ребенку, которому показывают то «всевластных» бандитов, то представительниц, как теперь выражаются, «древнейшей профессии», якобы пользующихся всеми благами жизни, то артистов или певцов, вытянувших неизвестно почему внешне выигрышный жизненный лотерейный билет. Все эти давления на современного ребенка, становящегося человеком, очень мешают ему стать самим собой. А не став самим собой, человек никогда не будет счастлив. Вот и мечутся наши выросшие детки вместо того, чтобы работать и радоваться, между сценой, юристами, экономистами, не понимая, что для них их собственная природа определила им счастье совсем в другой области. Но чтобы узнать, кому и в какую область жизни надо попасть и в чем твое уникальное предназначение, а значит и счастье, ребенку надо прежде всего понять, увидеть, представить и полюбить ту часть действительности, которую он будет, став взрослым, совершенствовать, и тех людей, которые до него в ней действовали и которым он захочет и будет подражать.

А как отыскать и область, тебе предназначенную, и людей, на которых ты захочешь походить? Все это можно найти, только научившись действовать в мире книг, где представлен весь накопленный человечеством опыт во всем его многообразии, тревогах и сомнениях, радостях и печалях. Но для этого надо, во-первых, представлять мир книг хотя бы в основных его сегментах, а во-вторых, уметь читать, т.е. постигать чужой опыт – желательно во всей его полноте, через оставленные на бумаге условные знаки. Вот почему самое лучшее образование всегда и начиналось с обучения ребенка умению читать, которое через знание книг ведет к знанию окружающего мира, т.е. осознанию и присвоению опыта мудрецов, живших до нас и оставивших нам свое самое лучшее, что они нам могут передать и чем могут нас увлечь. При этом ни одна хорошая книга никогда ничего, кроме оценки и присвоения или отторжения заложенного в ней опыта, от читателя не требует: не нравится – закрой меня; вдруг вспомнил и переоценил то, что узнал – перечитай меня; хочешь узнать – один я такой или нас много, поищи, поройся в книгах, ибо «рыться в книгах» всегда было, есть и будет лучшим средством самообразования, саморазвития и самовоспитания любого человека (в том числе и учителя!). Конечно, книга никогда не может дать человеку больше, чем он может из нее взять, так как мера восприятия чужой мудрости для каждого из нас определяется заданными нам природой способностями и возможностями для самосознания и отыскания именно своего жизненного предназначения. А отыскание и осознание себя с помощью освоения заложенного в книгах опыта – это и есть основа продуктивного становления ребенка как человека. И эта основа в науке имеет свое название – начальная филологическая подготовка. Понятно, что именно в начальной филологической подготовке состоит цель и прошлого, и современного народного образования, которое должно задаваться всем и без исключения будущим гражданам своего Отечества, если, конечно, это Отечество старается получить при выходе из школы нужных ему, полезных, сознательных и целеустремленных людей – членов общества, нацеленных, разумеется, не на свое личное самообогащение, а прежде всего на то свое земное предназначение, которое задано каждому природой и ради которого он родился на свет. Этим же объясняется тот непреходящий факт, а точнее, главное условие, объясняющее, почему в хорошей начальной школе всегда и везде был, есть и будет в любом классе только один учитель, а не учителя-предметники. Ведь главная цель учителя начальных классов – заинтересовать детей теми собеседниками, которые помогут каждому из них отыскать себя в жизни, научить детей разговаривать с этими собеседниками через оставленный ими литературный текст и сделать этот процесс личностно-ориентированным, руководствуясь своими профессиональными знаниями и умениями. А какие знания и умения профессиональны для учителя начальных классов? Ведь мы уже привыкли считать его «многостаночником», который, что совершенно нереально, будет обучать малыша, не владеющего теоретическим мышлением, всем наукам на свете – от математики до естествознания, географии, истории и т.п., проведению разного рода исследований и «написанию» литературных произведений. Разумеется, ни один учитель решить этих задач в комплексе за 4 года не может, да и не должен, особенно когда речь идет о детях 6-7-10 лет. Учитель начальных классов должен познакомить детей с разного рода видами деятельности: научить читать, писать, точно и понятно говорить (выражать свои мысли, которые еще только зарождаются), петь, танцевать, бегать, прыгать и тому подобное и развить в детях все возможные человеческие чувства. А главное – чувство любви к своим соотечественникам и Родине, которая она. А основам наук его будут обучать специалисты-предметники в средней школе, в отличие от которых учитель начальных классов должен прекрасно знать содержание, порядок и становление тех видов деятельности и тех чувств, которыми ребенок должен овладеть. Ну, например, возьмем то, о чем идет разговор, — деятельность, именуемую чтением. Проверьте себя и запишите на листке, из чего состоит эта деятельность, какие действия обязательно входят в нее, а затем подумайте, все ли эти действия, в каком порядке, одновременно или последовательно и на каком материале эти действия вы отрабатываете (а может совсем не отрабатываете?), обучая малыша читать.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню