Наука

Национально-региональный компонент в учебной и учебно-научной литературе при изучении литературы

60
folder_openНаука
commentКомментариев нет

Ослина Елена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент.

Национально-региональный компонент государственных образовательных компонентов дает широкие возможности преподавателям для эксперимента при выборе предмета изучения, методов и форм работы с учащимися. Сокровища тувинского фольклора, произведения тувинских писателей (классиков и современников) дают не только богатейший материал, но и являются неиссякаемым источником для творческого читателя. Литература часто стоит на стыке с другими науками и искусствами: с историей, этнологией. Географией, биологией, социологией, журналистикой, музыкой, живописью, театром.

Произведения тувинского фольклора и тувинских писателей должны включаться и включаются преподавателями в общий художественно-культурный и историко-литературный контекст изучаемых произведений русской и мировой литературы в процессе учебной и учебно-научной работы в вузе и школе.

Тувинский государственный университет является учебным заведением, призванным удовлетворить потребности в кадрах для Республики Тыва. На филологическом факультете в учебных планах специальности «Русский язык и литература», составленных по новым государственным образовательным стандартам, предусмотрено выделение специальных часов для курсов, отражающих национально-региональную специфику вуза.

Также преподаватели кафедры русского языка и литературы используют и другие возможности для привлечения национально-региональных материалов при изучении истории зарубежной и русской литературы. Изучая устное народное творчество, классику и современное состояние литературы, невозможно пройти мимо сокровищ тувинского фольклора, произведений тувинских писателей (классиков и современников), которые представляют широкий простор для сравнительно-сопоставительного и типологического анализа.

Но трудность такого подхода состоит в том, что студенты, являющиеся даже выпускниками национальных тувинских школ, не могут назвать ряд имен тувинских писателей, поэтов, драматургов, совершенно не знают композиторов, художников, потому что не ходят в театр, не посещают выставки, ограничиваясь концертами эстрады. Планомерная работа по устранению вопиющих пробелов в культурном и литературном образовании проходит во внеурочное время через посещение театральных постановок, художественных выставок, читательских конференций, а также во время учебной работы.

Уже стало традицией привлекать на лекциях и практических занятиях при изучении драматургии А.Н. Островского и, в частности, драмы «Гроза», трагедию классика тувинской литературы, основателя тувинской драматургии Виктора Кок-оола «Хайыраан бот» для сравнения характеров героинь двух драм, способов создания конфликта, особенностей разработки образов.

При изучении произведений русских и зарубежных классиков о детстве героев, об их взрослении, о формировании личностных качеств человека в ребенке под влиянием жизни дома и в обществе очень удачно включение романа Салчака Токи «Слово арата», «Повести о светлом мальчике» Степана Сарыг-оола. Литературоведами и критиками признано особенное творчество влияние на авторов этих произведений автобиографической трилогии А.М. Горького.

Недавно пришедшая к читателям повесть Черлиг-оола Куулара «Шораан» дает новый материал для сравнительного анализа с повестью В.Г. Короленко «Слепой музыкант» и сопоставления с другими произведениями о становлении личности героев.

Сонеты Ч. Куулара рассматриваются как самобытная тувинская разновидность этого яркого традиционного строгого жанра при изучении сонетов Петрарки и Шекспира, Пушкина, Брюсова и других поэтов.

Тувинские народные сказки «Оскюс-оол и Золотая царевна», «Хитрый и богатый», «Золотая птичка» и некоторые другие при внимательном рассмотрении оказываются близки литературным сказкам Пушкина по сюжетным ситуациям, композиционным приемам и нравственно-дидактической проблематике. На занятиях обращается внимание на общие сюжетно-композиционные моменты, обнаруживается единство морально-этических и идейно-тематических особенностей.

При знакомстве с русской классической лирикой, насыщенной патриотическими мотивами, совершенно органично звучат произведения тувинских поэтов о Туве, что позволяет ощутить гордость за родной край, восхититься его богатством и красотой. Это оказывает огромное воспитательное воздействие. Любой народ в разные времена осознавал себя в историческом процессе не только через утверждение собственного «я», но и через любовь к Родине. Образ Тувы, несомненно, имеет фольклорные истоки, но развивается уже в литературе письменной, что доказывает преемственность и непрерывность его развития.

Рассматривая стихотворения тувинских поэтов, опубликованные в журналах «Улуг-Хем» в 80-90-е годы и в нескольких тематических сборниках «Цвети, моя Тува» (1984) и «Поэты славят Туву» (2001), можно увидеть, что стихотворения концентрируют отдельные мотивы, составляющие обобщенный образ Тувы. Наиболее частые мотивы – образы звонкоголосых рек, стройных гор, причем не только Саян, бескрайних степей, узорных лесов, разнообразных зверей и птиц. Тувинцы изначально гордились своей землей. И поэты как «эхо народа» выражали народное мнение, мировоззрение, видение окружающего. Для тувинского поэта Тува – это мать, сестра, возлюбленная, сноха, невеста. Поэт показывает красоту окружающей природы, дает возможность испытать патриотический подъем, формирует нравственную теплоту чувства через любовь к родной земле, учит бережному отношению к ней.

Прекрасна природа Тувы, представленная в стихотворениях разных авторов. О ней с восхищением отзываются такие известные и разные по стилю поэты, как Кызыл-Эник Кудажи, Юрий Кюнзегеш, Артык Ховалыг и многие другие. Широко известны строки Степана Сарыг-оола, поэтически воссоздающего звуковую картину родного края:

В моем краю немолчен бег

Певучих рек.

Звонкоголосая вода

Стремится вдаль…

Для многих авторов стало привычным словосочетание «мой Енисей», «мой Улуг-Хем». Любая река, ручей, аржаан – часть природы с собственным голосом, со своей энергией, с особой судьбой.

Кызыл, столица Тувы, стоит на месте слияния двух рек, образующих Енисей. Многие поэты пишут об этой могучей реке, по-разному называя ее, детально описывая ее красоту. Монгуш Олчей-оол изобразил Улуг-Хем как молодого «величавого» мужчину, чей молодой организм полон сил и энергии:

Тем и прекрасен Улуг-Хем,

Что в нем, бурливом, величавом,

Течет вода и родников,

И бурных речек неприметных…

Настоящий гимн любви к рекам и озерам Тувы звучит в поэзии.

Туву часто называют горным краем. И это не преувеличение. С севера республику закрывают от арктического дыхания хребты Западного и Восточного Саяна. Для Олега Сувакпита Саяны – «опора земли», «источник жизни». Они «небо держат» и «воду даруют». Горы Тувы красивы, имеют свой характер, мгновенно меняют свой облик в зависимости от освещенности солнцем. О «крае синих гор» — Туве с удивлением и преклонением писали поэты, побывавшие на этой земле. Александр Прокофьев оставил классические строчки:

В Туве – куда ни гляну я –

Все синь да синева…

Саянами, Саянами

Обложена Тува.

Своей красотой привлекает внимание гостей Тувы. Туристов и, конечно, писателей юго-западный массив Монгун-Тайга. Восторженные строки можно прочесть и у Сергея Пюрбю, и у Черлиг-оола Куулара, и у Кызыл-Эника Кудажи, которые описывают «сверкающие льды, синим блеском играющие вечные снега», и считают родные горы не менее могучими и красивыми, чем известные европейские вершины и мировые горные массивы.

В Туве, в Саянах вечные снега

Лежат на высоте Монблана:

То Бай-Тайга, Монгун-Тайга…

(Кызыл-Эник Кудажи)

Туву часто называют и краем степей. Действительно, степи занимают больше половины ее территории. Особенно красивы они в апреле и мае, когда на равнинных участках межгорных котловин и на пологих склонах гор и холмов начинают зеленеть полынь и карагана. Степь весной усеяна цветами. Степной весенний мир – особый мир звонких звуков и ярких красок, мир гармонии и красоты природы:

Расцветет пересохшая степь,

Запоет изумрудный ковыль,

А вдали, там, где горная цепь,

Облака лягут в гривы кобыл.

(Владимир Кан-оол)

Невозможно представить себе образ тувинца без коня, вольно скачущего по бескрайней степи:

Рысит мой буланый, мой конь Челерой

По чистым полянам, по склонам туманным,

По горам-великанам, по раздолью земли родной.

(Леонид Чадамба)

У многих авторов, поэтов и прозаиков можно встретить замечательный по своей красоте и силе образ коня, часто «звездно-пестрого», как и в фольклоре, друга и помощника человека, способного «лететь», «настигающего птицу», подробно описанного в романе М.Кенин-Лопсана. Но о коне рассказывали и русские писатели в прозе («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Холстомер» Л.Н. Толстого, «Изумруд» А.И.Куприна и других) и стихотворных произведениях (Н.А. Некрасов, В.В. Маяковский и других).

Пейзажная лирика часто выделяет определенные времена года. Обучающиеся прекрасно помнят, что А.С. Пушкин особенно любил осень. Художественные детали разных времен года встретим в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Тувинские поэты выделяют особенности «быстротечной тувинской весны» (И. Шкоркин). Весна в Туве – в расцвете «полыхающего» багульника с его особенным сиренево-дымчатым цветением. У Ф. Потылицына ассоциация продолжена: дым – туман – «багульника дурман». А у В.Кан-оола встретится особая весенняя примера: «цветет черемуха, на ветках – Млечный путь». Эти приметы упоминаются и у тувинских классиков-стихотворцев, и у молодых авторов.

Поэты находят особые весенние цвета и звуки:

Возвратится звоном капели,

Первой песней журавлей

И зеленый ситец расстелет

На горячих ладонях полей (И.Шкоркин)

Интересно, что образ журавлей встречается довольно часто в лирике тувинских поэтов.

Богаты и разнообразны леса Тувы. Они покрывают склоны хребтов и нагорий, тянутся вдоль русел рек. Леса защищают почву от водной эрозии, являются накопителями влаги, регулируют сток рек. Леса – основные охотничье-промысловые угодья республики. В поэтике фольклора и литературы Тувы образы лиственницы, сосны, кедра часто используются как средство выделения особых качеств человека: «девушка –стройна, как лиственница, гибка, как сосна», «юноша – могуч и высок, как кедр». Этнограф и и поэт Монгуш Кенин-Лопсан в стихотворении «Кривой кедр» создал поэтическую балладу о неразрывной связи дерева и человека. О силе жизни природы, которая противостоит «хищническому топору» браконьера:

Дыханьем и кровью с моей Тувой

Накрепко связан я,

Леса и горы – братья мои,

Их боль – это боль моя.

Мощь родной земли передается и человеку, ее сыну. Юрий Кюнзегеш в стихотворении «Крепкие корни» сравнивает себя с таежной лиственницей, чьи корни глубоко в родной земле. Герой в активном расцвете сил. Создается сильный образ:

Из таежной прелой листвы,

Словно лиственница, прорастаю.

Героиня стихотворения Артык Ховалыг «Аржаан» также ощущает себя частью природы и может пожертвовать собой, чтоб не страдал человек от боли:

Я даже стала б веткой краснотала,

Я подорожником твоей земли бы стала,

Чтобы человек мной раны перевязывал.

Эти произведения естественно вписываются в рассуждения о содержании и форме во время разговора о стихотворениях «Три пальмы» М. Лермонтова, «Журавли», «Одинокий дуб» Н. Заболоцкого, «Орел» А. Яшина.

Земля Тувы – это мать, которая родила и вырастила героя. Он любит свою «мать-землю» всем сердцем, хочет, чтобы она стала еще краше: «Мать-земля! Расцветай, живи всем цветеньем нашей любви». Сын никогда не даст матери проливать слезы страдания:

В лютый наш мороз,

Когда трещит скала

И, кажется, для гнезд

Ты рвешь себя, земля,

Мне хочется до слез

Принять всю боль твою,

Подняться, как утес

(В.Кан-оол)

Тува у Эммы Цаллаговой предстает «девушкой со звездными глазами, с песнею и ветром на губах». В этой метафорической картине юность и энергия, красота и природная основа, возвышенное и земное – все, что есть в жизни.

Но Тува не только мать, возлюбленная. У Игоря Иргита неожиданно она – сваха, идущая просить в невесты для своего сына туркменскую девушку.

Можно сделать вывод, что образ Тувы в произведениях тувинских поэтов богат и разнообразен. Его составляют традиционные символы, метафоры, сравнения.

Тува – родина – мать – сестра – возлюбленная – девушка. Тува – это горы, реки, тайга. Тува – это запахи, цветы, краски, звуки и ощущения. Тува – это голубая страна высоких синих гор и густых хвойных лесов.

Ее живая душа в звонком говоре птиц и журчании рек и ручьев. Ее энергия в людях, которые ее населяют. Ее красота – в многообразии природных красок разных мест и всех времен года.

Авторы, воспевающие Туву, принадлежат к разным национальностям, пишут на разных языках, живут в разных местах, но используют одну красочную палитру красок-словообразов. Но Тува воссоздается и через образы сугубо индивидуальные, так как каждый поэт-творец обладает собственным видением родины. Образ Тувы создан любовью и гордостью творцов поэтических строк. Он помогает формировать высокую духовность и теплоту патриотических чувств.

Читая страницы произведений тувинских писателей, читатель проникается глубиной поэтического чувства любви к тувинскому краю, его людям и природе. Поэты не только восхищаются щедрой силой родной земли – стремительностью рек, текущих с гор, мощью горных хребтов, раздольем степей, суровой величавостью и богатством тайги, красотой озерной глади, но и учат и ценить родную землю.

В школьной практике все большее и большее место на занятиях по литературе занимает постепенно жанр рецензии, особенно при знакомстве с современным состоянием художественной литературы. Самостоятельное критическое исследование демонстрирует способности обучающихся к творческому поиску, знание основ теории и истории литературы.

В вузе на последнем курсе изучается история русской литературной критики, когда обобщаются знания, полученные студентами по теории и истории русской и зарубежной литературы. В задании для итогового контроля заранее предполагается подготовить самостоятельную критическую работу о жизни и творчестве тувинского писателя, поэта, драматурга, критика, а также по другим проблемам и темам, связанным с тувинской литературой.

В результате могут быть представлены жанрово разнообразные работы:

— интервью с автором по самостоятельно составленным вопросам;

— эссе или очерк о жизни и творчестве писателя;

—  критическую статью на недавно опубликованное произведение;

— рецензия;

— научное исследование о своеобразии жанра, образной системы, характеров героев;

— критический литературный обзор журнальных публикаций или отдельных сборников стихов, книг прозы.

На занятиях в учебное время в процессе научной работы под руководством преподавателя, во время научного изучения и творческого освоения художественного произведения обучающиеся могут усваивать приемы сравнительно-сопоставительного анализа, который поможет проявить научные возможности учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности, которая представляет собой творческую и интересную работу.

В вузе научная работа (курсовые и дипломные работы) – наработанная практика. В школе же она часто ограничивалась подготовкой рефератов и сообщениями по этим рефератам на уроках. Самостоятельно выбрать тему, собрать материал, сформулировать цели и задачи исследования, проанализировать текст, сделать выводы и доложить на них на конференции в присутствии совершенно незнакомых людей, ответить на вопросы аудитории – гораздо труднее, но и полезнее В процессе научной работы формируются очень важные в будущем для молодого человека навыки систематической работы, научного мышления и описания. Конечно же, не все молодые исследователи станут со временем научными работниками, но они будут более образованными, эрудированными. Любознательность и настойчивость в достижении цели помогут им в будущем занять достойное место в обществе, не потеряться в нашем быстро меняющемся под влиянием научно-технического прогресса мире.

Вот уже много лет на базе Государственного лицея Республики Тыва проходит научно-практическая конференция «Шаг в будущее», в которой ежегодно принимают участие учащиеся с 6 по 11 классы не только из Кызыла, но и из других городов и сел Тувы. Из года в год количество участников увеличивается, что свидетельствует об усиливающемся интересе школьников к научным исследованиям.

Учащиеся из школ республики получают возможность представить сообщения на основе собственных исследований, познакомиться с докладами на различные темы, поработать в разнообразных секциях. При этом учащиеся выпускных классов могут участвовать в конкурсе «Шаг в будущее», «абитуриент», по результатам которого авторы лучших работ, заслуживающие дипломы первой степени, получают рекомендации для зачисления в Тувинский госуниверситет после предоставления в приемную комиссию всех необходимых документов, что значительно облегчает поступление.

Работа преподавателей кафедры русского языка и литературы Тувинского государственного университета в течение многих лет руководителями и членами жюри на секциях русского языка и литературы научной конференции школьников и в экспертном совете программы «Шаг в будущее» позволяет сделать выводы не только о достоинствах докладов и сообщений, но и о их недостатках. Но констатация фактов в данном случае – не главная задача. Цель – помочь учителям – руководителям научных работ школьников выбрать тему, подготовить действительно научную работу, не ссылаясь на ее «школьный уровень», молодость исследователя и некомпетентность преподавателя, и достойно ее представить на конференцию: как в письменной, так и в устной форме доклада.

К часто отмечаемым недостаткам работ относится их реферативный характер. А на конференцию принимаются только научные, исследовательские, прикладные и творческие работы. Работа должна быть выполнена самостоятельно. При подготовке работ допускается участие научных руководителей в качестве консультантов. Разумеется, невозможно однозначно заявлять о том, что работу учащемуся помогал писать руководитель, но это становится заметно при предъявлении доклада и после выступления. Учащиеся иногда не могут ответить на вопросы присутствующих в аудитории, что не всегда можно объяснить волнением, скорее всего, это свидетельство плохого владения материалом.

Недостаточное владение материалом можно обнаружить при просмотре списков использованной литературы, которые малы по объему, ограничены газетными и журнальными публикациями, причем из изданий учебно-методических, а не научных. Библиографии подчас не отражают современное состояние изученности темы, постановку проблемы. Большие погрешности в оформлении: нет единообразия в знаках, нет системы в расположении, не все знают современные требования научных библиографических списков.

Можно услышать сетования о том, что не возможности найти научную литературу. Да, новые научные публикации, особенно последнего десятилетия в общественных республиканских, городских, районных и школьных библиотеках найти трудно, но можно обратиться в научные учреждения: в Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, ТувГУ. Богатые возможности для поиска материалов дает сейчас интернет. Если обратиться к специалистам по глобальной сети, то можно получить доступ к интересным сообщениям, не затрачивая много времени и относительно недорого.

Но никак нельзя не сослаться в работе на классические литературоведческие и критические работы, ибо они часто доступны почти в полном объеме даже в публичных библиотеках. Следует помнить о вполне доступной помощи в составлении библиографии и в подборе литературы, предоставляемой справочно-библиографическими отделами библиотек. Мы просто не пользуемся их профессиональными возможностями. А в результате о научности работы учащегося говорить не приходится, т.к. научности нет. Нет основы, базы, фундамента, с которого молодой исследователь должен строить свою концепцию. В литературоведении есть определенные нормы, и неэтично не сослаться во введении на корифеев в изучении проблемы. Дело не только в этике, отсутствие историографии проблемы не позволит сформулировать тему так, чтобы четко представить ее новизну и актуальность в самом исследовании.

В некоторых работах совершенно отсутствуют ссылки на цитируемый материал. При этом получается если не плагиат, то компилятивная работа, что совершенно не допустимо. Ссылки на монографии и статьи ученых, работавших над проблемой, демонстрируют научную честность и добросовестность пишущего.

Лишь тщательное изучение всего материала классического литературоведения и современной критической литературы позволит сформулировать тему действительно актуальную, новую и посильную для ученика. Как недостаток некоторых работ в рецензиях отмечены очень широкие формулировки тем. «Современность произведений… (имя автора может быть любым, т.к сейчас говорится не о конкретных недоработках отдельных учеников, а об общих просчетах)», «Психологизм творчества….», «Проблематика произведений…», «Образы героев в произведениях…» — такие объемные формулировки оправданы больше для кандидатских или даже докторских диссертаций. Всю глубину и широту проблематики учащемуся, с его еще не очень литературоведческой грамотностью, просто не осилить. В результате рецензенты, отмечая интерес и сложность темы, пишут о несоответствии теме содержания работы. Так не лучше ли в процессе исследования сузит тему, сделать ее доступной для полного освоения школьником.

Интересные работы могут быть написаны, если даже брать не все творчество писателя, а его отдельные произведения, одно или два. Не надо рассматривать своеобразие всего творчества, достаточно продемонстрировать индивидуальное мастерство поэта, драматурга, прозаика, публициста, критика при анализе конкретного единичного текста. А личные качества исследователя могут быть продемонстрированы при наблюдении за поэтикой, эпитетами, метафорами, сравнениями, параллелизмом и другими ее элементами.

Образ Родины, тему Родины привычнее всегда рассматривать на примере произведений советских, современных авторов. Очень жаль, что мимо учеников проходит могучий пласт произведений огромной патриотической и нравственной силы воздействия. Это произведения наших тувинских писателей, людей, которых многие знали и знают, которые живут рядом. С ними можно встретиться и лично поговорит о причинах появления в произведении того или иного образа, о причинах обращения к данной теме или проблеме. Однажды в рецензии профессор ТувГУ Г.Н. Курбатский отметил, что «надо приветствовать работу, славящую нашего земляка, достойного представителя Тувы и ее народа», что «без шаманского фольклора (принципиально нового понятия, введенного в нашу этнологию Кенин-Лопсаном) не может быть полного представления о тувинском фольклоре и духовной культуре тувинцев». Действительно, надо ценить то, что мы имеем, и понимать, что рядом с нами живут большие, цельные люди, люди-творцы.

Отрадно что в научных работах творчески осваивают такие тема, как «Роль тувинских народных традиций в формировании нравственных качеств личности главного героя «Повести о светлом мальчике» С.А. Сарыг-оола или «Тувинские волшебные сказки», или «Образы животных (коня и птицы) в лиро-эпическом романе М.Б. Кенин-Лопсана «Настигающий птицу» или «Художественное осмысление истории в книгах А.Ф. Емельянова «Староверы» и «От мира не уйти».

Иногда задают вопрос: правомерно ли изучение и анализ произведения в переводе, не на языке оригинала. Думается, что единственно правильный ответ – да, ибо переводы расширяют круг читателей произведения, и, наверное, каждый автор стремится, чтобы его знали, а переводчик старается сохранить все своеобразие стиля переводимого произведения, адекватно подбирая всю образную систему и даже звучание фразы.

Сейчас много говорят о национально-региональном компоненте в программах, эта сфера пока недостаточно освоенная, но доклады на конференции показывают, что произведения тувинских писателей, произведения тувинского фольклора привлекают постоянное внимание.

Темы научных исследований могут быть сформулированы самостоятельно или при участии научного руководителя (учителя или преподавателя), а могут быть выбраны из предложенного руководителем списка. Хорошо, если тема научной работы совпадает с интересами или хотя бы соответствует интересам обучающегося.

К сожалению, темы некоторых работ, представленных на конференцию, были слишком широкими, характерными для крупных диссертационных исследований. Но широкую тему можно сузить, что позволит рассмотреть проблему глубже, а рассуждения сделать доказательнее.

Тема должна быть по силам молодому исследователю, еще не в полной мере владеющему литературным, литературоведческим, историческим материалом. Лучше, если она будет конкретной, не требующей знакомства с очень большим, часто неподъемным объемом изучаемых художественных произведений, критических и литературоведческих исследований.

Преподаватели кафедры русского языка и литературы предлагают будущим исследователям некоторые примерные темы с национально-региональным компонентом, среди них и предельно обобщенные и более конкретные:

ТЕМЫ НАУЧНЫХ РАБОТ

  1. Жанр комедии в тувинской драматургии…
  2. Жанр сонета…
  3. Жанр стихотворения в прозе…
  4. Лирические повести Ч. Куулара «Шораана» и «Слепой музыкант» В.Г. Короленко (сравнительно-сопоставительный анализ).
  5. Литературный портрет современного автора тувинской литературы.
  6. Любовная лирика…
  7. Метафоризация как прием в художественной системе (автора выбирает учащийся).
  8. Мир детства в произведениях….
  9. Образ девушки в лирике…
  10. Образ дома в творчестве…
  11. Образ дороги (пути) в творчестве, в поэзии, в прозе…
  12. Образ коня…
  13. Образ матери в творчестве…
  14. Образ народного героя в лирике, в прозе, в романе…
  15. Образ птицы…
  16. Образ ребенка в творчестве…
  17. Образ Тувы…
  18. Особенности жанра…
  19. Патриотические мотивы…
  20. Пейзажная лирика…
  21. Поэтика пейзажа в творчестве тувинских писателей (или одного автора).
  22. Принципы антиномии в лирике…
  23. Пространственно-временная организация произведения…
  24. Роль образа бабушки в автобиографических произведениях М.Горького «Детство» и С.Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике».
  25. Роль художественной детали. Вещный мир в литературе.
  26. Символика вещного мира в произведениях…
  27. Тема Великой Отечественной войны…
  28. Тема восстания 60-ти богатырей в …
  29. Тема юности в творчестве (поэзии)…
  30. Типология образа врача…
  31. Типология образа учителя…
  32. Типология пейзажа…
  33. Типология портрета…
  34. Философские мотивы в лирике (в поэзии, в творчестве)…
  35. Функционирование литературных топосов (символика названий географических мест).
  36. Эпитет (метафора) в поэзии…
  37. Гражданские мотивы…
  38. Великая Отечественная война в творчестве, в поэзии…

Как видим, учебная и исследовательская работа с сочинениями тувинских писателей, сравнительно-исторический анализ или частичное сопоставление произведений тувинской, мировой и русской литературы даже на уровне мотивов и образов позволяет осознать и исключительность, и одновременно общекультурную значимость родной земли, тувинской литературы, что оказывает огромное воспитательное значение.

Перечисленные виды работы не исчерпывают возможностей использования национально-регионального компонента в преподавании истории русской литературы.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню