Салимов Кирилл Вячеславович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 г. Кызыла
|
Цели:
Предметные: научиться анализировать поэтический текст
Метапредметные УУД:
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные УУД: Формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: традиционный (комбинированный).
Ход урока:
- Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Мы приготовились к уроку, настроились на работу. Садитесь.
- Актуализация опорных знаний
Слово учителя:
— На прошлом уроке мы говорили о жизни Н. А. Некрасова, вспоминали о его произведениях, которые мы изучали в пятом классе, приступили к чтению стихотворения «Железная дорога», прочитали первую его часть – описание осени. Давайте еще раз вспомним, что мы читали вместе в пятом классе у Н. А. Некрасова?
Возможный ответ детей: стихотворение «Крестьянские дети», отрывки из поэмы «Мороз-Красный Нос».
Слово учителя:
— Правильно, кто же главные герои этих произведений?
Возможный ответ детей: дети крестьян, женщины.
Слово учителя: правильно. Герои Н. Некрасова – дети крестьян, которым «рано знакомы труды». И это хорошо. Они растут с детства рядом с природой, ходят по грибы-ягоды, нянчат младших сестер, работают по дереву.
Отступаем пару строк и запишем отрывок из стиха Н. Некрасова: «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».
— О ком в этом отрывке идет речь?
Ответ детей: о народе.
- Формулировка темы и задач урока
Учитель: О роли кого в творчестве Н. Некрасова мы будем говорить сегодня на примере стиха «Железная дорога»?
Ответ детей. О роли народа.
Учитель: Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Возможный ответ детей: «Роль народа в творчестве Н. Некрасова».
Учитель: Правильно. Запишем тему урока: «Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н. Некрасова «Железная дорога».
- Работа над темой урока
Чтение эпиграфа к стихотворению.
Беседа.
— В чем особенность эпиграфа?
— Написан в форме диалога.
— Кто участвует в диалоге?
— Отец и сын.
Значение эпиграфа.
Вывод учеников. В эпиграфе папа-генерал сообщает сыну, что дорогу строил граф Петр Андреевич Клейнмихель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае Первом. Но так ли это?
Стихотворение «Железная дорога» было напечатано в 1865 году в журнале «Современник», который редактировал сам Н. Некрасов. Стихотворение было опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости.
— Читаем вторую часть стиха.
Разбор текста. Ученикам розданы карточки.
Задание. Вставьте недостающие слова в цитаты из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»:
Быстро лечу я по рельсам чугунным, / Думаю (…) свою…».
— Думу.
«В мире есть царь: этот царь беспощаден, / (…) названье ему.
— Голод.
«Тень набежала на стекла морозные… / Что там? Толпа (…)!»
— Мертвецов.
«Видишь, стоит, изможден лихорадкою, / Высокорослый больной (…)».
— Белорус.
Эту привычку к (…) благородную / Нам бы не худо с тобой перенять…».
— Труду.
Через некоторое время желающий ученик выходит к доске, записывает ответы на доску. Работа на оценку. Весь класс проверяет.
Работа с ключевыми словами.
Голод.
Как называет голод поэт? (Царем)
Что сделал голод? Найдем ответ в тексте.
… Водит он в армии, водит судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Какой художественный прием здесь использован (Олицетворение).
Мертвецы.
Из-за чего же люди, народ ушли из жизни? Что они делали? Отвечаем, цитируя текст. (Каждый ответ ученика учитель отмечает у себя. Если ученик отвечает четыре раза, учитель дает ему желтый кружок. Этот ученик получил четверку. Если ученик ответил пять раз, учитель дает ему зеленый кружок. Ученик получил пятерку.
Ответы по тексту:
воззвали к жизни дебри бесплодные
— мы надрывались под зноем, под холодом
— жили в землянках
— боролися с голодом
— мерзли и мокли
— болели цингой,
— грабили нас грамотеи-десятники,
— секло начальство
— давила нужда.
По образу белоруса:
— изможден лихорадкой,
— губы бескровные, губы упавшие,
— вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли.
— механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит
Вывод: Кто является истинным строителем железной дороги? (Народ).
Учитель: Прав ли папаша, утверждая, что граф Клеймихель построил дорогу? (По Н. Некрасову – нет). Истинным строителем железной дороги является народ. Через тяжелый, но созидательный труд (ключевое слово) он построил железную дорогу.
На прошлом уроке мы говорили о первой части стиха «Железная дорога» — описании осени. Как мы можем соотнести первую и вторую части? (Они как бы противоположны друг другу. В первой части мы можем восхищаться описанием осеннего пейзажа, а во второй – ужасающими картинами подневольного труда). Посмотрим на рисунок «Железная дорога» художника Ильи Глазунова на стр. 217.
Устное словесное рисование.
Учитель: Кого мы видим на картине? (народ, крестьян, строителей железной дороги)
Каков взгляд людей? (уставший, безжизненный).
Одежда людей (простая, рабочая, но изорвана в клочья от работы).
Что в руках у героев? (мотыги и лопаты, которыми работники дробят твердую землю. Затем они ее увозят на тачках, расчищая пространство для укладки рельс).
Запись итога: Все стихотворение «Железная дорога» показывает, что истинные строители железной дороги – народ, крестьяне. Тема стихотворения – тяжелый труд крестьян.
Учитель: Для Н. Некрасова важно, чтобы Ваня знал эту правду, потому что мальчик Ваня – это символ будущего России. И важно, какое понимание о правде, о народе у него будет сформировано. Так же, как и вас, ребята. Как и Ваня – вы – символ будущего. Великое уважение к народу, вера в его силы также породили мысль о светлом будущем.
Итоговый тест:
- Тема стихотворения:
А). Любовь к Родине.
Б). Быт и нравы крестьян при крепостном праве.
В). Тяжелый труд крепостных.
- Стихотворение посвящается детям, потому что:
А) Они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду.
Б) Генерал говорит сыну Ване правду о строительстве железной дороги.
- В строках:
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей, —
Речь идет о:
А). Царе
Б). Нужде
В). Голоде.
- Изображение осени в начале стихотворения представляет собой:
А). Повествование
Б). Рассуждение
В). Описание
- Дорога в стихотворении является символом:
А). Прошлого
Б). Настоящего
В). Будущего.
Меняемся тетрадями, взаимопроверка.
1 В, 2 А, 3 В, 4 В, 5 В.
Выставление оценок.
- Рефлексия
Учитель: Что мы узнали нового на уроке? В чем были сложности?
— Какие у вас вопросы?
Сегодня на уроке темой нашего занятия было узнать о роли народа в стихотворении «Железная дорога». Мы узнали, что истинным строителем железной дороги (материальных ценностей) является народ, который отдавал за это свое здоровье, силы. Но народ смог оказаться и духовно сильным (в основе его духовной силы – вера в светлое будущее). И об этой роли народа нам, как мальчику Ване, надо знать и помнить.
- Домашнее задание:
Ответить на вопрос, опираясь на цитаты из текста стихотворения «Железная дорога»: «Верны ли утверждения К. Чуковского:
- «Железная дорога» Н. Некрасова явилась раздавшимся в русской поэзии гимном во славу строительной, творческой, массовой народной работы».
2.«Железная дорога» — это поэма о творческом народном труде».