Методика

«Народ-созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н. Некрасова «Железная дорога» (урок в 6 классе)

423
folder_openМетодика
commentКомментариев нет
  Салимов Кирилл Вячеславович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 г. Кызыла

 

Цели:

Предметные: научиться анализировать поэтический текст

Метапредметные УУД:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные УУД: Формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: традиционный (комбинированный).

Ход урока:

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Мы приготовились к уроку, настроились на работу. Садитесь.

  1. Актуализация опорных знаний

Слово учителя:

— На прошлом уроке мы говорили о жизни Н. А. Некрасова, вспоминали о его произведениях, которые мы изучали в пятом классе, приступили к чтению стихотворения «Железная дорога», прочитали первую его часть – описание осени. Давайте еще раз вспомним, что мы читали вместе в пятом классе у Н. А. Некрасова?

Возможный ответ детей: стихотворение «Крестьянские дети», отрывки из поэмы «Мороз-Красный Нос».

Слово учителя:

— Правильно, кто же главные герои этих произведений?

Возможный ответ детей: дети крестьян, женщины.

Слово учителя: правильно. Герои Н. Некрасова – дети крестьян, которым «рано знакомы труды». И это хорошо. Они растут с детства рядом с природой, ходят по грибы-ягоды, нянчат младших сестер, работают по дереву.

Отступаем пару строк и запишем отрывок из стиха Н. Некрасова: «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».

— О ком в этом отрывке идет речь?

Ответ детей: о народе.

  1. Формулировка темы и задач урока

Учитель: О роли кого в творчестве Н. Некрасова мы будем говорить сегодня на примере стиха «Железная дорога»?

Ответ детей. О роли народа.

Учитель: Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Возможный ответ детей: «Роль народа в творчестве Н. Некрасова».

Учитель: Правильно. Запишем тему урока: «Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н. Некрасова «Железная дорога».

  1. Работа над темой урока

Чтение эпиграфа к стихотворению.

Беседа.

— В чем особенность эпиграфа?

— Написан в форме диалога.

— Кто участвует в диалоге?

— Отец и сын.

Значение эпиграфа.

Вывод учеников. В эпиграфе папа-генерал сообщает сыну, что дорогу строил граф Петр Андреевич Клейнмихель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае Первом. Но так ли это?

Стихотворение «Железная дорога» было напечатано в 1865 году в журнале «Современник», который редактировал сам Н. Некрасов. Стихотворение было опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости.

— Читаем вторую часть стиха.

Разбор текста. Ученикам розданы карточки.

Задание. Вставьте недостающие слова в цитаты из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»:

Быстро лечу я по рельсам чугунным, / Думаю (…) свою…».

— Думу.

«В мире есть царь: этот царь беспощаден, / (…) названье ему.

— Голод.

«Тень набежала на стекла морозные… / Что там? Толпа (…)!»

— Мертвецов.

«Видишь, стоит, изможден лихорадкою, / Высокорослый больной (…)».

— Белорус.

Эту привычку к (…) благородную / Нам бы не худо с тобой перенять…».

— Труду.

Через некоторое время желающий ученик выходит к доске, записывает ответы на доску. Работа на оценку. Весь класс проверяет.

Работа с ключевыми словами.

Голод.

Как называет голод поэт? (Царем)

Что сделал голод? Найдем ответ в тексте.

… Водит он в армии, водит судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

Какой художественный прием здесь использован (Олицетворение).

Мертвецы.

Из-за чего же люди, народ ушли из жизни? Что они делали? Отвечаем, цитируя текст. (Каждый ответ ученика учитель отмечает у себя. Если ученик отвечает четыре раза, учитель дает ему желтый кружок. Этот ученик получил четверку. Если ученик ответил пять раз, учитель дает ему зеленый кружок. Ученик получил пятерку.

Ответы по тексту:

воззвали к жизни дебри бесплодные

— мы надрывались под зноем, под холодом

— жили в землянках

— боролися с голодом

— мерзли и мокли

— болели цингой,

— грабили нас грамотеи-десятники,

— секло начальство

— давила нужда.

По образу белоруса:

— изможден лихорадкой,

— губы бескровные, губы упавшие,

— вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли.

— механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит

Вывод: Кто является истинным строителем железной дороги? (Народ).

Учитель: Прав ли папаша, утверждая, что граф Клеймихель построил дорогу? (По Н. Некрасову – нет). Истинным строителем железной дороги является народ.  Через тяжелый, но созидательный труд (ключевое слово) он построил железную дорогу.

На прошлом уроке мы говорили о первой части стиха «Железная дорога» — описании осени. Как мы можем соотнести первую и вторую части? (Они как бы противоположны друг другу. В первой части мы можем восхищаться описанием осеннего пейзажа, а во второй – ужасающими картинами подневольного труда).  Посмотрим на рисунок «Железная дорога» художника Ильи Глазунова на стр. 217.

Устное словесное рисование.

Учитель: Кого мы видим на картине? (народ, крестьян, строителей железной дороги)
Каков взгляд людей? (уставший, безжизненный).

Одежда людей (простая, рабочая, но изорвана в клочья от работы).

Что в руках у героев? (мотыги и лопаты, которыми работники дробят твердую землю. Затем они ее увозят на тачках, расчищая пространство для укладки рельс).
Запись итога: Все стихотворение «Железная дорога» показывает, что истинные строители железной дороги – народ, крестьяне. Тема стихотворения – тяжелый труд крестьян.

Учитель: Для Н. Некрасова важно, чтобы Ваня знал эту правду, потому что мальчик Ваня – это символ будущего России. И важно, какое понимание о правде, о народе у него будет сформировано. Так же, как и вас, ребята. Как и Ваня – вы – символ будущего. Великое уважение к народу, вера в его силы также породили мысль о светлом будущем.

Итоговый тест:

  1. Тема стихотворения:

А). Любовь к Родине.

Б). Быт и нравы крестьян при крепостном праве.

В). Тяжелый труд крепостных.

  1. Стихотворение посвящается детям, потому что:

А) Они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду.

Б) Генерал говорит сыну Ване правду о строительстве железной дороги.

  1. В строках:

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей, —

Речь идет о:

А). Царе

Б). Нужде

В). Голоде.

  1. Изображение осени в начале стихотворения представляет собой:

А). Повествование

Б). Рассуждение

В). Описание

 

  1. Дорога в стихотворении является символом:

А). Прошлого

Б). Настоящего

В). Будущего.

Меняемся тетрадями, взаимопроверка.

1 В, 2 А, 3 В, 4 В, 5 В.

Выставление оценок.

  1. Рефлексия

Учитель: Что мы узнали нового на уроке? В чем были сложности?

— Какие у вас вопросы?

Сегодня на уроке темой нашего занятия было узнать о роли народа в стихотворении «Железная дорога». Мы узнали, что истинным строителем железной дороги (материальных ценностей) является народ, который отдавал за это свое здоровье, силы. Но народ смог оказаться и духовно сильным (в основе его духовной силы – вера в светлое будущее). И об этой роли народа нам, как мальчику Ване, надо знать и помнить.

 

  1. Домашнее задание:

Ответить на вопрос, опираясь на цитаты из текста стихотворения «Железная дорога»: «Верны ли утверждения К. Чуковского:

  1. «Железная дорога» Н. Некрасова явилась раздавшимся в русской поэзии гимном во славу строительной, творческой, массовой народной работы».

2.«Железная дорога» — это поэма о творческом народном труде».

 

 

 

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню