Методика

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

38
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Очур Елена Самбын-ооловна, методист учебного отдела ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище»


На уровне научного и общественного сознания укоренилось мнение о прямой зависимости качества образования от степени профессионализма учителя. Сегодня наука и научные исследования рассматриваются как средство развития профессионально значимых качеств личности, продления срока профессиональной пригодности, повышения эффективности труда. Современное общее образование нуждается в педагоге, владеющем системой научно-обоснованных педагогических методик, активной творческой личности.

В условиях модернизации российского образования проблема развития педагогического творчества учителя и повышения его профессионального мастерства приобрела особую актуальность. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы повышение профессионального уровня педагогов рассматривается как необходимое условие модернизации системы образования России, потому что качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса не может быть достигнут без активного педагогического поиска, без творческого развития и саморазвития педагога.

От педагога требуются, прежде всего, достаточный (лучше высокий) уровень профессиональной компетентности в плане знания не только своего предмета, но и сформированности научно-методических компетенций, знания педагогики и психологии, инновационных образовательных и информационных технологий. В связи с этим особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление и выступает фактором саморазвития и совершенствования педагогического мастерства. В этой связи научно-исследовательская деятельность является одним из определяющих факторов развития учебного заведения; от нее зависит и уровень преподавания, и творческий настрой коллектива, и связь обучения с современной наукой, общественно-экономическим развитием.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии научного руководства данной деятельностью со стороны специалиста или научного учреждения. Педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение методологией научного исследования, технологией проектирования и исследовательским методом.

В работе, раскрывающей вопросы методологии образования, А.М. Новиков отмечает различия в научно-исследовательской деятельности и в инновационной деятельности, осуществляемой педагогом-практиком, ориентируясь на их результаты. Научно-исследовательская деятельность всегда направлена на получение объективно нового результата, в то время как инновационная деятельность педагога-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый результат, значимый только для конкретного учителя или образовательного учреждения. Однако, мы считаем возможным отметить, что инновационная деятельность в значительной мере осуществляется благодаря исследовательской деятельности педагогов-практиков (различного вида и уровня).

Научно-исследовательскую деятельность в Кызылском президентском кадетском училище (КПКУ) необходимо рассматривать как комплексную работу по развитию обучающихся и педагогов. Рассматривая училище как комплексный центр развития обучающегося и педагога, научно-исследовательская деятельность в КПКУ построена как система повышения интеллектуального уровня кадет и профессионального роста педагогов.

Научно-исследовательская деятельность педагогов направлена на развитие их педагогического творчества и повышение профессионального мастерства средствами научно-исследовательской работы. Она предполагает следующие направления работы:

— мероприятия по участию в научных конференциях, конкурсах;

— мероприятия по публикационной активности педагогов;

— мероприятия по организации научно-исследовательской деятельности кадет;

— работа научных кружков, лабораторий;

— организация и проведение научно-практических мероприятий.

Научно-исследовательская деятельность педагогов училища разделяется на два основных направления:

— собственная научно- исследовательская деятельность,

— руководство научно-исследовательской, проектно-исследовательской работой кадет.

По первому направлению из общего числа педагогических работников училища 9 сотрудников обучаются в качестве аспирантов и соискателей в вузах, которые занимаются научно-прикладными исследованиями в фундаментальной научной области или научно-педагогическими исследованиями. Научная деятельность, независимо от того в педагогической или фундаментальной научной области она проходит, позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности педагога; повысить профессиональный уровень исследовательских умений и навыков; обеспечить профессионально-квалификационный рост педагога-исследователя, получить качественно новое знание (инновацию), что позволяет поставить учебно-воспитательный процесс на научно-методическую основу, обеспечить его научно обоснованными методами, формами и средствами обучения.

Речь, прежде всего, идет о развитии педагога как творческой личности, о переключении его с потребительского типа на самостоятельный поиск методических решений, о переходе на статус педагога — разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения. Следует отметить достаточно высокий уровень научно-исследовательских работ обучающихся, руководителями которых являются педагоги, которые занимаются собственной научной деятельностью. Эти работы заметно отличаются от других уровнем выполнения исследовательской части, уровнем представления полученных результатов.

В процессе включения обучающихся в исследовательскую работу значительная нагрузка возлагается на педагога как на научного руководителя кадет. Для компетентного руководства работой кадет педагогам необходимо освоение исследовательской деятельности самим, как относительно новой, отличной от педагогической деятельности, педагогу-практику нужна специальная подготовка. С этой целью, для изучения научно-методического, методологического уровня преподавателей проведено анкетирование, на основе результатов организован для преподавателей и педагогов, аспирантов и соискателей обучающий курс из серии учебно-практических семинаров «Методология научно-исследовательской работы». По разным причинам эти семинары посещают не все педагоги, которым нужна такая специальная подготовка. Поэтому в училище организована работа консультационного пункта, в рамках деятельности которого ведутся индивидуальные консультации по руководству педагогами научно-исследовательской работой кадет. Консультации даются педагогами с учеными степенями, являющимися кураторами секционных направлений научного общества кадет (НОК) и методистами учебного отдела. Указанный вид работы оказался достаточно эффективным и оперативным способом оказания помощи педагогам в выполнении ими научно-педагогической работы.

В подготовке кадров для передовой науки, в том числе военной науки и высокотехнологичных производств особое значение приобретает научно-техническое творчество и исследовательская деятельность обучающихся кадетских училищ.

Исследовательская и проектная деятельность кадет является результативным способом достижения одной из важнейших целей: научиться самостоятельно мыслить, ставить и эффективно решать проблемы, прогнозировать вариативность результатов. Исследования позволяют воспитанникам задуматься над актуальными проблемами современности, научиться их анализировать, видеть причины и последствия разных явлений. Именно эти качества необходимы современному специалисту – ученому и инженеру, менеджеру и юристу.

Исследовательская деятельность воспитанника кадетского училища отличается тем, что, во-первых, в научно-исследовательских, проектных работах должна присутствовать военная составляющая, которая может определять военно-прикладную актуальность и значимость, во-вторых, результаты научно-исследовательских, проектных работ могут быть представлены в мероприятиях, организуемых по линии Министерства обороны. Это: фестиваль инновационных идей «Старт в науку», форум «Юный робототехник», различные конкурсы исследовательских и проектных работ. Благодаря таким мероприятиям каждый участник получает опыт экспериментальной работы, обработки, анализа и авторской интерпретации собранного материала.

Для предоставления возможности кадетам развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, удовлетворить познавательный интерес, любознательность, принять участие в научных экспериментах и исследованиях в Кызылском ПКУ создано научное общество кадет «Эрудит». Деятельность данного общества разбита по предметно-научным направлениям, так называемым, научным секциям: 1) инженерно-математических, технических наук, 2) социально-гуманитарных наук, 3) филологии, литературы и лингвистики 4) естественных наук. Важно, что все члены общества имеют право свободного доступа к научной информации, могут сообщать о результатах своих исследований и получать качественное научное руководство. Педагогами, курирующими указанные секции, проводится работа и с преподавателями – научными руководителями кадет по развитию их научно-методической компетентности.

Нужно отметить, что научно-исследовательская методическая деятельность должна рассматриваться как структурный компонент профессионально-педагогической деятельности педагога, необходимый для формирования нового знания об образовательном процессе, результатом которого является творческий уровень научно-методической компетенции педагога, включающий знания, умения и необходимые профессионально значимые качества, а также разработки и внедрение собственной научно-методической продукции в образовательный процесс. Именно такое понимание ключевой категории определяет успешную деятельность педагога как условия качества обучения.

Для этого важно создавать условия для развития интеллектуальных и характерологических качеств, необходимых для творчества педагога. Это возможно на творческих семинарах, занятиях с использованием метода «мозгового штурма», на диалогично построенных лекциях, требующих рефлексивно-критического анализа своей деятельности. Следует предлагать педагогам широкий спектр моделей и образцов деятельности для анализа, сравнения и выбора, возможных вариантов решения научно-педагогических задач. Это поставит педагога в ситуацию поиска, активизации всех внутренних ресурсов, эмоционального подъема, что важно для формирования установки на творчество, сотрудничество и диалог.

Список источников:

1. Рамазанов М.К. Исследовательская деятельность как фактор профессионального становления педагога // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5030

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню