Нетрадиционные формы рисования, как средство развития мелкой моторики пальцев рук
Ай-Суу Романовна Ламажык, воспитатель детского сада № 6 г. Кызыла.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
(В.А.Сухомлинский)
Надо ли обучать детей технике рисования в детском саду? «Нет!» — считали А.Бакушинский и его сторонники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. «Да!» — утверждали К.Лепиков, Е.Разыграев, В.Бейер, подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Особое внимание этой проблеме уделяет Т.С.Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Общеизвестно, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире (что создает положительный эмоциональный настрой), развивает фантазию и воображение, дает возможность закрепить знания о форме и цвете. Позволяет эффективно разрабатывать мышцы рук и закреплять умение правильно держать кисть. Происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и ненавязчивом руководстве воспитателя.
Работая в первой младшей группе, я обратила внимание, что детям в этом возрасте очень сложно завязать и развязать шнурки, застегнуть пуговичку, удерживать правильно ложку, а также карандаш при рисовании. Это наткнуло меня на мысль, что нужно более углублённо работать над мелкой моторикой, поэтому я взяла тему: «Нетрадиционные формы рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук». По данной теме существует очень много способов и приёмов, которые направлены на развитие тактильных ощущений.
Задумываясь над данным вопросом, прежде всего, изучила опыт работы педагогов — новаторов и методическую литературу: журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч»; книги: Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников»; В.С. Мухиной «Детская психология»; З.М.Богусловской, Е.О. Смирнова, В.А.Венгер «Пособия по развивающим играм»; труды М.Монтессори; М.Д.Лахути «Как научить рисовать» и др.
Прежде чем отрабатывать технические навыки, необходимо сформировать яркие зрительные представления о предметах и явлениях, нужен сенсорный опыт. Для этого неоценимую помощь оказывают дидактические игры с цветными шариками, матрёшками, мозаикой. Интересны и игры с бельевыми прищепками. Они хорошо развивают мелкую моторику рук, направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Дидактические игры знакомят детей с формой, цветом, величиной, которые имеют определяющее значение для развития зрительных представлений о предметах и явлениях. Для обогащения сенсорного опыта мы с детьми:
- Наблюдаем за явлениями природы (облака, небо, деревья и т.д.)
- Рассматриваем одежду, игрушки, комнатные растения, обитателей аквариума;
- Читаем детские книжки и рассматриваем иллюстрации к ним;
- Организовываем игры-драматизации по сказкам «Курочка ряба», «Колобок», «Репка» и т.д.
Сначала ведется предварительная работа. Составляется перспективный план занятий по нетрадиционным методам рисования.
На первых занятиях необходимо научить детей правильно держать в руках карандаши, фломастеры и кисть, пользоваться красками. Учитывая возраст детей в нашей группе, занятия проходят в игровой форме.
Вот один из примеров такого занятия.
Прикрепив декоративную птичку на краю мисочки с пшеном или другой мелкой крупой, включив музыку с пением птиц, предлагаю детям покормить птичку, которая прилетела к ним в гости. Для этого нужно было взять шепотку крупы тремя пальчиками, поджав мизинец и безымянный, и насыпать её в мисочку тонкой струйкой, как бы протирая зернышки между подушечками пальцев. Когда птичка была «накормлена», попросила ребят показать, как они её кормили. В благодарность за угощение добрая птичка научила их правильно держать кисточку, карандаш или фломастер: щепоткой из трех пальцев. Вставляя в сложенные щепоткой детские пальчики любой из необходимых художественных инструментов, поясняла, что два пальчика (большой и средний) должны его крепко держать, а третий (указательный) – придерживает сверху. Детям нравятся подобные занятия, они работают с интересом. При этом развивается мелкая моторика рук.
Обучая детей раннего возраста техническим навыкам создания выразительного образа, учитываю особенности их восприятия и действий, то есть отношение к рисованию как к игре, неполноту изображения предмета, эмоциональное восприятие всего происходящего. Именно поэтому основным методом моей работы является совместная деятельность с детьми. Показывать технические приёмы рисования нужно живо, эмоционально, стараясь, прежде всего, вызвать у детей интерес. Если какой-либо приём не получается, используется индивидуальный подход к ребёнку. Раздавая листы тонированной бумаги, необходимо создать настрой на определённый образ. К примеру, голубая бумага – это небо в солнечный день или вода в аквариуме. Один из наиболее эффективных приёмов — научить детей создавать выразительный образ способом «дорисуй». Медвежонок захотел полакомиться арбузом, но где взять его зимой? Нарисовать! Воспитатель рисует ломтики спелого арбуза, а дети дорисовывают семечки. Целесообразно совмещать рисование с аппликацией, например, заготовка – аппликация «петушок», а дети рисуют красочный хвост.
На занятиях мною используется музыкальное сопровождение, стихи, потешки, песни, загадки, что позволяет удержать интерес и внимание детей. Художественное слово для детей играет большое значение. В выборе стихотворений для оценки результатов работы детей стараюсь быть деликатной и осторожной. Не всегда и не всё получается так, как было задумано. Но разве это главное.
Проще всего обучать ребёнка на известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в необычном для него ракурсе.
Всегда – играет ли он с игрушками или пытается научиться держать карандаш, — в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки. Их я помогаю детям использовать в рисовании. Эта техника называется «пальчиковая, ладонная живопись». Предварительно хорошо выполнить упражнения на песке, например, «Отпечатки ладошек», «Походим пальчиками по песку», «Порисуем пальчиками на песке» и т.д.
Если ребёнок не боится запачкать руки в краске, ему будет интересно делать отпечатки на листе бумаги и рисовать пальчиками. Для такой работы используется гуашь. Нужно нанести на ладошку тампоном краску, и ребёнок оставляет на листе бумаги отпечаток. Таким образом, получается нарисовать солнышко, цветочек, салют, снежинки и т.д. Пальчиком можно украсить платочек, сарафан для матрёшки, тарелочку, нарисовать капель, дождик.
Из наблюдения за тем, как дети, не совсем верно выполняли мои рекомендации, слишком глубоко окунали пальцы на краску, а затем старательно очищали их, вытирая о лист бумаги или салфетку, родился ещё один вид «забавного» художественного творчества. Например, изобразить розу с помощью этого приёма. Для этого надо отпустить палец (до второй фаланги) в краску, а затем круговыми движениями, как бы раскручивая спираль, со всех сторон вытирать палец о бумагу. Такой способ доставляет особую радость детям.
Следующая техника, которую использую с детьми, это рисование тампоном. На первом этапе пользовались тампоном без палочки или штампами. Тампон делается из кусочка поролона, можно положить его в половинку яйца от киндер-сюрприза, чтобы малыш не запачкал руки, или сделать штампы из свежих овощей (картофеля, моркови, брюквы).
Надо отметить, что штампы недолговечны, лучше использовать ластик, который вставляется в бутылочную пробку. Эта техника усиливает контакт между рукой ребёнка и рабочей поверхностью. Сжимая и разжимая упругий материал, ребёнок активно массирует кончики пальцев. Проводя работу под музыку, мы развиваем не только мелкую моторику, но и чувство ритма. Специально изготовленные штампы дают возможность ребёнку с любым уровнем сформированности изобразительных навыков, сделать свой рисунок ярким и интересным. С помощью штампов можно украшать узорами салфетки, скатерти, платочки. Иногда используются палочки. Это помогает формировать правильный захват.
Ещё один способ нетрадиционного рисования, это — рисование по трафарету. Он более сложный, надо не только действовать тампоном, но и удерживать другой рукой трафарет. Детям младшей группы пришлось облегчить задачу. Изготовила специальные доски, на которые фиксируется листок бумаги и трафарет. С помощью трафарета и тампона можно нарисовать любой предмет: рыбку, машинку, зайчика и т.д. Этим же способом рисуем по мокрой бумаге. Для этого перед рисованием следует смочить лист бумаги влажным тампоном. Отпечаток на ней немного размыт. Хорошо получаются цветы, овощи, фрукты. Это ещё один способ нетрадиционного рисования.
Изучив каждый приём нетрадиционного рисования в отдельности, с детьми применяла коллективное рисование, например, все вместе изобразили аквариум всеми доступными способами. От этого рисования малыши получили огромное удовольствие, долго рассматривали получившийся рисунок и радовались ему. В результате расширился словарный запас детей, совместная деятельность сблизила их, делая отношения между ними добрыми, ласковыми.
Помимо этого, в своей работе часто использую такой метод, как кляксография, когда можно весело и легко наносить кляксы на бумагу. Обыгрывание ребёнком полученного изображения, помогает развить не только мелкую моторику пальцев рук, но и воображение.
Следующая техника – отражение или монотипия. Она используется вместе с кляксографией. Лист бумаги складывается пополам. На одну часть бумаги наносится клякса, затем половинки листа соединяются и раскрываются. Получается зеркальное отображение. Таким способом можно нарисовать бабочку, которая сидит на цветке, а после сложения – бабочка в полёте. На первом этапе эту технику использовала для рисования простых рисунков, например: дождика, одуванчика и т.д.
Интересен детям и новый приём оформления рисунка — присыпание солью по мокрой краске. Он используется для создания объемности изображения. Перед этим с детьми проводится беседа о свойствах соли, с обследованием и практическим показом. При правильном подходе к этой технике дети проявляют к ней интерес и без особых трудностей справляются с заданием.
С увлечением дети могут украшать витражи, для этого используются специальные витражные краски и трафареты. Малыши учатся нажимать пальцами на тюбик с такой силой, чтобы выдавить и правильно распределить нужное количество краски. В этом случае развивается не только мелкая моторика, но и мышцы всей руки.
Рисование на воде — ещё одно увлечение детей. Здесь используется специальный планшет и водяные краски. Это позволяет ребятам развивать фантазию и световосприятие при помощи смешивании цветов.
В результате проведенной работы на начало учебного года, дети уверенно научились рисовать при помощи таких приемов нетрадиционного рисования, как рисование тычком, печатью, рисование по мокрой бумаге, рисование солью.
В дальнейшей своей работе планирую научить детей следующим техникам: рисование набрызгом, рисование нитками, расчесывание краски.