Наталья Викторовна Шмелева, методист учебного отдела ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище»
Дополнительное образование в Российской Федерации играет важную роль в формировании человека и гражданина, предоставляя возможность развития способностей, реализации интересов и устремлений, самоопределения и социализации в обществе. Оно обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности юных граждан.
Кызылское президентское кадетское училище создано распоряжением Правительства Российской Федерации 9 августа 2014 г. № 1487-р. Главная цель создания училища – подготовка всесторонне образованных, развитых и патриотически настроенных молодых людей, ориентированных на государственную службу на военном и гражданском поприще.
В настоящее время идет активное становление и развитие образовательного учреждения. В сентябре 2019 года училищу исполнилось 5 лет. За эти годы контингент обучающихся вырос в 5,7 раз (с 65 чел. в 2014-2015 учебном году до 372 чел. в 2019-2020 учебном году). С 2016 года в училище обучаются девочки, на сегодня их 79 человек.
С учетом роста контингента обучающихся количество кружков и спортивных секций в системе дополнительного образования училища с 2014 года увеличилось более чем в 3 раза. Для кадет организована деятельность 43 кружков и спортивных секций по 5 направлениям – техническое, спортивное, лингвистическое, художественно-эстетическое и культурологическое, военно- патриотическое. Охват обучающихся программами дополнительного образования в училище составляет 100%.
В училище реализуются 5 дополнительных общеобразовательных программ, разработанных в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», требованиями к дополнительным общеобразовательным, общеразвивающим программам и методическими рекомендациями по их применению. Дополнительные общеразвивающие программы включают в себя стартовый, базовый и продвинутый уровни сложности, военную составляющую. Дополнительное образование в училище интегрировано с общим образованием и является неотъемлемой частью образовательного процесса.
В соответствии с Концепцией развития Кызылского президентского кадетского училища, утвержденной министром обороны РФ С.К. Шойгу 7 сентября 2017 г., в училище системно проводится работа по совершенствованию подходов к организации дополнительного образования обучающихся. Утверждена новая организационная модель дополнительного образования, включающая в себя систему профильных школ, определенный набор дополнительных образовательных программ в них, меняющийся в зависимости от потребностей кадет и социального заказа учредителя.
Модель нацелена на создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, их творческих способностей и профессиональную ориентацию, в конечном итоге – на результативность участия кадет в мероприятиях различного уровня, содействие в поступлении в образовательные организации высшего образования Министерства обороны России. Модель предусматривает совершенствование содержания дополнительного образования, материально-технической базы и кадровой политики училища, реализацию дополнительных образовательных программ с применением гендерного, личностно-ориентированного, индивидуального и практико-ориентированного подходов, современных педагогических технологий, во взаимодействии с организационными структурами внутренней и внешней среды училища. Модель реализуется на принципах доступности и свободы выбора кадетами дополнительных общеразвивающих программ, самовыражения, эмоциональной отзывчивости, единства обучения и воспитания, систематичности и последовательности, предусматривает создание атмосферы для достижения успеха каждым обучающимся.
В соответствии с данной моделью в системе дополнительного образования училища второй год успешно действуют инженерно-техническая школа, лингвистическая школа, школа (спортивный клуб) боевых восточных единоборств, школа искусств и этикета, школа воинских ритуалов, объединяющие различные дополнительные общеразвивающие программы.
В рамках инженерно-технической школы кадеты изучают автодело, черчение, занимаются программированием и робототехникой, авиа-моделированием и макетированием. К различным конкурсам, научно-практическим конференциям, олимпиадам и экзаменам ведется подготовка в рамках кружков «Занимательная математика», «Математическая химия» и «Эко-лаборатория».
В лингвистической школе обучающиеся по выбору изучают второй иностранный язык (арабский, китайский, монгольский, немецкий, французский, японский). Лингвистическая школа представляет собой уникальное образовательное пространство, в рамках которого наряду с изучением основного (западного) языка кадеты имеют возможность приобщиться к культуре стран Востока и к восточному языку, как одному из важнейших элементов культуры, приобрести уверенные навыки коммуникации на изучаемых языках и комплекс страноведческих знаний, а также подготовиться к сдаче международных экзаменов на знание иностранных языков.
Ведется сотрудничество с Военным университетом Министерства обороны РФ по направлению курсантов для преподавания арабского языка, проведению методических семинаров по преподаванию восточных языков. Не случайно ФГКУ «Кызылское ПКУ» в 2018-2019 учебном году было выбрано в качестве площадки для проведения семинара для преподавателей (руководителей) отдельной дисциплины «Иностранный язык» довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ, который был посвящен актуальным вопросам совершенствования языковой подготовки воспитанников довузовских образовательных организаций Минобороны, изучающих восточные языки.
Педагогами по китайскому языку проводится системная работа по подготовке и сдаче обучающимися международного экзамена. Всего на конец 208-2019 учебного года на базе Института Конфуция при НГТУ (г. Новосибирск) успешно сдали международный квалификационный экзамен на знание китайского языка и получили сертификаты 1-3 уровней 24 кадета.
В училище созданы современные условия для занятий спортом, действует школа боевых восточных единоборств. Кадеты имеют возможность заниматься в спортивных секциях по 15 видам спорта: армейский рукопашный бой, бокс, борьба самбо, дзюдо, каратэ, легкая атлетика, лыжные гонки, мини-футбол, плавание, пулевая стрельба, спортивное ориентирование, стрельба из лука, тувинская национальная борьба хуреш, хоккей, шахматы. Занятия спортом позволяют формировать культуру здорового образа жизни, способствуют физическому совершенствованию и воспитанию личности кадет, укреплению их здоровья, позволяют достигать хороших результатов на спортивных соревнованиях различного уровня, получать спортивные разряды, вести подготовку к поступлению военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны России и силовых структур. По итогам спортивной деятельности в училище, в том числе и дополнительного образования 7 кадет выполнили норматив кандидата в мастера спорта (по борьбе самбо – 6 чел., армейскому рукопашному бою – 1 чел.), 103 чел. получили 1-3 взрослые разряды (1 разряд – 8 чел., 2 разряд – 21 чел., 3 разряд – 74 чел.), 85,8% кадет получили отличительные знаки ВФСК ГТО (золотой –128, серебряный – 105, бронзовый –15).
Для занятий спортом училище имеет современную спортивную инфраструктуру: 3 спортивных зала, многофункциональный спортивный комплекс с ледовой ареной, плавательный бассейн, стадион. В ближайшее время ожидается введение в эксплуатацию нового спортивного комплекса для занятий легкой атлетикой, стрельбой из лука, пулевой стрельбой из пневматического оружия.
Училище является площадкой Министерства обороны РФ по боевым восточным единоборствам. В 2017-2018 учебном году на базе училища проведен учебно-методический сбор руководителей отдельной дисциплины (физическая культура) общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ, на котором были представлены опыт и мастер-классы по разным видам борьбы, в том числе армейскому рукопашному бою, боксу, дзюдо, карате-киокушин, кикбоксингу, тхэквондо, смешанным единоборствам, а также тувинской национальной борьбе хуреш. Совместно с Военным институтом физической культуры подготовлены видео и методические материалы данного сбора. На базе училища по линии ЦСК периодически проводятся десанты олимпийских чемпионов России по разным видам спорта с проведением встреч и мастер-классов для обучающихся.
В сфере культуры и искусства занятия кружков для кадет ведутся по 13 дополнительным общеразвивающим программам в следующих студиях – изостудия, вокально-инструментальная студия, театральная студия, студия технологии и дизайна, фотостудия, хореографическая студия. Ребята занимаются креативными видами рукоделия, технологией, и художественной обработкой материалов, учатся петь, танцевать, рисовать, играть на различных музыкальных инструментах (тувинские народные инструменты, ударные инструменты, фортепиано). В училище действуют хоровой коллектив кадет, вокально-инструментальный ансамбль, ансамбль юных барабанщиков, которые принимают участие во всех торжественных мероприятиях училища, а также муниципальных и региональных мероприятиях.
По программе «Школа этикета» кадеты нового набора изучают историю этикета, его различные виды (воинский, ситуационный, столовый, дипломатический, религиозный и др.), права и обязанности, правила общения и взаимоотношения людей, в том числе виртуального общения в сети Интернет, правила поведения в общественных местах (театре, массовых мероприятиях и др.).
Изучая основы журналистики, фото и видео мастерства кадеты совместно с телестудией училища готовят различные информационные репортажи, создают видеоролики и фильмы, выступают в качестве телеведущих. В рамках театральной студии кадеты участвуют в театральных постановках, которые транслируются для всех учебных рот и взводов, обучаются элементарным навыкам владения дыханием и голосом и их рационального использования, развивают речевой слух, внимание, память, и художественный вкус к красоте звучащего слова. Так, в 2016-2018 гг. в рамках литературного проекта «СТИХиЯ были представлены спектакли «Конек-Горбунок» Петра Ершова», «Василий Теркин», «Нюансы взросления», «Вон Нелюди» по пьесе Аси Волошиной, «Дневник Анны Франк». На спектаклях кадеты показывают свое умение не только выразительно читать, но и управлять своими жестами, которые помогают передать им суть происходящего и художественные образы главных героев.
Военно-патриотическое направление дополнительного образования в училище реализуется через Школу воинских ритуалов и имеет следующие задачи: формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; укрепление силы духа, стойкости характера; военно-патриотическое воспитание обучающихся.
По данному направлению реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Рота/взвод почетного караула», которая предусматривает проведение занятий по строевой подготовке обучающихся, необходимых для выполнения задач роты почетного караула училища (знаменной группы, группы линейных) которые направлены на четкое и красивое выполнение строевых приемов без оружия и с оружием при выполнении воинских ритуалов в повседневной жизни училища, в дни воинской славы и государственных праздников Российской Федерации, на официальных мероприятиях. Программа ориентирована на формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся.
В дополнительном образовании училища работают особые люди – с призванием, творческой харизмой и изюминкой, добившиеся признания на профессиональном поприще. К реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в училище привлечен 31 высококвалифицированный специалист, из них: 16 человек – внутренние совместители из числа педагогических работников училища, 15 человек – внешние совместители. Имеют 1 квалификационную категорию 7 чел. (22,6%), высшую категорию – 12 чел. (38,7%), 1 чел. (3,2%) аттестован на соответствие занимаемой должности. Кадровая политика училища нацелена на привлечение высококвалифицированных специалистов, в том числе из-за пределов региона. Например, к ведению занятий спортивных секций привлечены:
по армейскому рукопашному бою – Анатолий Узенович Кара-Сал, мастер спорта СССР по вольной борьбе, многократный чемпион России по вольной борьбе среди мастеров-ветеранов, серебряный призер чемпионата мира (Польша, 2016 г.);
по боксу – Аяс Дайынович Соян, мастер спорта международного класса по кикбоксингу, мастер спорта РФ по боксу; многократный чемпион всероссийских турниров и Республики Тыва по боксу, чемпион России по кик-боксингу (1996 г.), чемпион мира по кик-боксингу (Южная Корея, 1996 г.), призер кубка мира по кик-боксингу (Румыния, 1997 г.);
по дзюдо – Айдын Соскур-оолович Ондар, кандидат в мастера спорта по дзюдо и самбо, отличник физической культуры и спорта Республики Тыва, пятикратный призер Омской области по дзюдо и самбо, многократный призер Республики Тыва по сумо;
по самбо – Темир Орланович Монгуш, мастер спорта России по дзюдо и самбо, чемпион Сибирского Федерального Округа по самбо среди мужчин (2010 г.), двукратный победитель Спартакиады среди студентов России по самбо (2011, 2012 гг.);
по тувинской национальной борьбе хуреш – Андрей Валерьевич Хертек, выпускник Института физической культуры «Шонхор» (Монголия), неоднократный победитель республиканский соревнований по хурешу, имеет почетные звания Республики Тыва «Арзылан моге» и «Чаан моге»;
по хоккею – Олег Михайлович Рыбин, кандидат в мастера спорта по хоккею, играл в команде мастеров высшей Лиги класса А (г. Ачинск), чемпион региона Сибирь-Дальний Восток (1995 г.) среди команд мастеров класса «А», шестикратный чемпион Первенства Красноярского края.
К ведению театральной студии в 2019-2020 году привлечен Сайдаш Бегзиевич Монгуш, один из ведущих артистов Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва, выпускник Российского института театрального искусства – ГИТИС и Санкт-Петербургской академии театрального искусства.
В училище организована деятельность методического объединения педагогов дополнительного образования, проводятся различные тематические семинары. Педагоги систематически повышают свою квалификацию и занимаются самообразованием, показывают открытые занятия, проводят мастер-классы и др. Для эффективной реализации дополнительных общеразвивающих программ и достижения конкретных результатов педагоги ДО в своей практической деятельности используют современные образовательные технологии, отраженные в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности и результативности): педагогику сотрудничества, игровые технологии, проектную деятельность, ИКТ и здоровье-сберегающие технологии, технологии проблемного и исследовательского обучения, моделирования и драматизации, разноуровневого обучения и др., а также гендерный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный и индивидуальный подходы, различные формы и методы активного обучения (игры, квесты, конкурсы, соревнования, экскурсии, викторины и др.).
В организационной части традиционным в училище стало в начале учебного года проводить ярмарку дополнительного образования «Карусель»– для содействия в самоопределении по выбору для посещения кружков и секций с учетом интересов, склонностей и способностей. В конце учебного года по итогам реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ проводится фестиваль дополнительного образования «Созвездие успеха» – с награждением лучших кадет, проведением различных мастер-классов, выставок, показом театральных постановок и концертной программы.
В 2018-2019 учебном году в училище впервые проведены военно-технический конкурс «Юный техник, изобретатель и конструктор», профориентационный фестиваль «Кадетские горизонты», конкурс на создание гимна Кызыл