Наука

Образ степи в творчестве С.А.Сарыг-оола

75
folder_openНаука
commentКомментариев нет

 Кужугет Алдынай Владимировна, учитель русского языка и литературы школы № 11 г.Кызыла

    Степан Агбанович Сарыг-оол – представитель первого поколения тувинских писателей. По силе художественного дарования, масштабности и поэтической мысли, глубине понимания жизни и по значительности новаторских открытий, ставших основополагающими для зарождающейся национальной литературы, С.А. Сарыг-оол является в тувинской литературе одним из тех писателей, кто составляет ее славу и гордость. Значительную часть его творчества — проза. Как прозаик, С.Сарыг-оол разносторонен и многогранен.  И значительное место занимает его историко-автобиографический роман-дилогия «Повесть о светлом мальчике», который критики и литературоведы справедливо называли «энциклопедией тувинской жизни».

   Лирическая исповедь главного героя –Ангыр-оола о своей судьбе в романе увязана с фактами и событиями реальной действительности – истории тувинского народа.

   Эстетико-космическое свойство прозы С.Сарыг-оола выражается, прежде всего, в его воспроизведении идеи этнического самосознания, при этом не с целью обособления центрально-азиатского своеобразия, а в стремлении писателя создать гармоничную, самобытную часть единого мирового культурного пространства. Онтологическую основу этнокультурной идентификации творчества писателя составляют лирические образы родины. Одним из таких художественных образов у С.Сарыг-оола является образ степи. Когда писатель восхищается картинами степной природы, то он восхищается красотой родной земли. И этот образ означает не только природу родного края, а даже нечто большее. Степь у Сарыг-оола ассоциируется также с беспредельным миром, Вселенной. Это рельефно выявлено писателем в «Повести о светлом мальчике» через освоение инициационных моментов в судьбах героев. Так, в первом ознакомлении с окружающим миром у Ангыр-оола главным образом фигурирует образ родной степи.

   Образ степи символичен еще и тем, что приобретает глубокую сакрализацию. В степи тувинец не чувствует себя одиноким, там он интуитивно ориентируется. Степь для кочевника – открытое пространство, в ней он обретает свободу, уверенность, она – его дом. Степь – это источник жизненных сил. У Сарыг-оола степь предстает щедрой своей плодовитой землей, богатой тарбаганами, сурками, сусликами.

   С.Сарыг-оол отображает степь как духовную материю. Космичность проявляется в эпизодах, где Ангыр-оол от тоски по матери и родным общается с окружающей природой, успокаивает свою душу в степи родного Амырака, что отмечается и у других народов Центральной Азии. Степь у С.Сарыг-оола предстает как живое существо. В качестве духа она порождает в человеке прекрасное, первозданную гармонию, поскольку тождественна, по центрально-азиатскому представлению, Вселенной.

   Этот образ-символ обладает функцией регенерирования памяти предшествующих поколений, отталкивается от их опыта представлений. Символический образ степи в прозе С.Сарыг-оола имеет и конические элементы архаики. Топос степи в романе писателя предстает как сакральное место спасения, убежища для Ангыр-оола, например, в эпизоде посещения им могилы матери: «Я бросился вниз бегом – и вдруг остановился. Это была мама. Шелковый кадак, покрывавший ее лицо, слетел, унесенный ветром, длинные волосы разметались по земле. Лицо и тело необыкновенно вспухли…Это была уже не моя мама. Куда ушла, кто унес ее красоту, ее нежность, куда все подевалось?

   Я стоял возле мамы, а вороны с криком кружились надо мной, и кожа на моей голове съежилась от страха». От страха, духовного изнемождения мальчик ищет убежище в степи. Пространство степи в сознании героя ассоциируется с чистым, священным местом, где исчезают любые страхи, где нет места дисгармонии.

   Таким образом, образу степи в произведении С.Сарыг-оола отводится особое место. Писатель показывает ее колорит, краски, звуки, аромат степной природы, передавая это с изумительной поэтической силой, с поразительным проникновением в тайны степи, в особенности пейзажа. Они связаны с раздумьями писателя о родине, смысле жизни, красоте, человеке, порой эти мысли мрачны и скорбны. Однако совершенно очевидно, что скорбь писателя, горячо любящего природу, жизнь, человека, не философский пессимизм, а гражданская скорбь писателя-патриота, волнующегося за трудную судьбу человека и народа в окружающей его жизни.

   В тувинской литературе «Повесть о светлом мальчике» С.Сарыг-оола – второе автобиографическое произведение после «Слова арата» С.Токи. Она не уступает по своим художественным достоинствам первой книге. Традиции С.Сарыг-оола в описании степи продолжат другие тувинские писатели. Заслуга этого автора в том, что он одним из первых нашел красоту в обыденном степном пейзаже, который стал в высшей степени патриотичен. Восхищаясь картинами степи, писатель восхищается красотой родной земли.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню