Тарыма Чечена Владимировна, старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Тувинского государственного университета
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в обучении физической культуре для факультетов нефизкультурного профиля Тувинского государственного университета с помощью дистанционно-образовательных технологий (ДОТ) на платформе Moodle.
Ключевые слова: Самостоятельная работа, физическая культура, дистанционное обучение, высшее образование, информационные технологии, электронное обучение, Moodle.
В связи с активным внедрением в Российское образование информационно-коммуникационных технологий повсеместное распространение получила реализация образовательных программ с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которая дает возможность не только повышать свой профессиональный уровень, но и экономить время и средства.
Подобные образовательные технологии активно поддерживаются государством, что закреплено нормативными документами федерального уровня. Реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посвящена статья 16 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
Для повышения качества профессиональной подготовки специалистов, обучающихся с помощью ДОТ, возрастает значимость самостоятельной работы студентов в учебном процессе, которая составит до двух третьей общего учебного времени.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой частью образовательного процесса в высшем учебном заведении, определяется учебным планом и направлена на формирование способности к самообразованию как ведущей функции образования.
Основное отличие самостоятельной работы от других форм обучения заключается в том, что она предполагает способность студента самому организовать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Одним из видов самостоятельной работы является внеаудиторная работа, создающая благоприятные условия для самообучения студента.
Многие ведущие специалисты для повышения качества образования используют современные информационные технологии, основанные, в частности, на интернет-технологиях. При этом обучение становится более интерактивным, тем самым усиливается интенсивность учебного процесса.
Технологии дистанционного обучения позволяют осуществлять обучение на расстоянии, при этом не только не теряя качество обучения, а, напротив, повышая его за счет индивидуализации, активных методов обучения, двустороннего взаимодействия преподавателя и обучающегося. Особенностью такой формы обучения являются гибкость, модульность, технологичность, обновление роли педагога, повышение мотивации и самоорганизации студентов.
Дистанционное обучение в высшем учебном заведении успешно применяется при подготовке специалистов экономических, филологических, технических и др. профилей. Однако такая форма образования еще не получила должного развития для получения высшего образования по физической культуре вследствие специфичности предметной области специальных дисциплин. Этот вопрос остается актуальным. Дистанционное образование в системе высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта сможет способствовать непрерывной и систематической учебной деятельности студентов вне вуза, во время соревнований или тренировочных сборов, а также позволит совершенствовать форму заочного обучения.
В Тувинском государственном университете дистанционное обучение функционирует с 2016 года. По системе менеджмента качества Ученым советом принято соответствующее «Положение о Центре дистанционного обучения Тувинского государственного университета» от 25.02.2016 г. Центр создан в целях предоставления обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и(или) дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, разработаны методики и порядок применения дистанционного обучения в учебном процессе всех форм обучения.
В связи с разработкой темы организации самостоятельной работы студентов с применением дистанционного обучения нами проводилось исследование (в 3 этапа) на базе названного университета, которое охватывало период с 2018 по 2019 г. Всего приняли участие 150 студентов филологического факультета ТувГУ, а также Кызылского педагогического института нефизкультурного профиля. 1 этап исследования проводился в начале 2018 г. и заключался в проведении тестирования, результаты которого позволяют сделать вывод о слабой подготовке обучающихся на 1 и 2 курсах. Среднее число правильных ответов составило всего 40,8%.
Во втором этапе (март 2018г) участвовало 140 человек. Число респондентов было разделено поровну для контрольной и экспериментальной групп. Отличие состояло в том, что первая группа занималась по традиционной методике обучения, вторая — с применением технологий дистанционного образования.
На третьем этапе исследования (в апреле 2019 г.) проведено итоговое тестирование для обеих групп. Результаты его показали, что студенты, работавшие в экспериментальной группе, справились лучше, показатель правильных ответов составил 80%.
В организации самостоятельной работы студентов нефизкультурных факультетов Тувинского государственного университета в обучении физической культуре немаловажную роль играют электронные учебно-методические комплексы и система управления курсами Moodle (электронное обучение), которое представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.
На сайте системы Moodle СДО ТувГУ нами разработано электронное учебно-методическое пособие дисциплины «Плавание как элективный курс по физической культуре и спорту», предназначенное для студентов нефизкультурных факультетов Тувинского государственного университета.
Учебный материал подобран в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014г.) и рабочей программе дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (СМК «Основная образовательная программа по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» от 09.06.2018 г.).
Данный электронный учебно-методический комплекс содержит все необходимые материалы, средства для качественного проведения учебных занятий и обучения в электронном режиме с использованием дистанционных образовательных технологий: аннотация курса, цели, задачи, инструкция по работе с курсом, оценочные средства, информационно-справочные материалы.
Дистанционный курс содержит элементы и ресурсы: глоссарий, лекция, приложение, оценочные тесты (в каждом разделе по 50 тестовых вопросов). В курсе отражены основные теоретические аспекты дисциплины и включены методические материалы по плаванию. Глоссарий значительно облегчает восприятие текста и способствует запоминанию специальных терминов и понятий.
Для определения эффективности реализации дисциплины посредством дистанционного курса «Плавание как элективный курс по физической культуре и спорту» нами проведен педагогический эксперимент среди студентов 1-го и 2-го курсов Кызылского педагогического института и филологического факультета. Каждому обучающемуся был индивидуально выдан логин и пароль, по которым они получили доступ в систему дистанционного курса по данной дисциплине.
Для получения зачета (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) каждому студенту в течение 30 минут необходимо было ответить на 100 вопросов и набрать не менее 40 баллов. При неправильных ответах давалась повторная возможность пройти тест.
Таблица 1. Определение уровня знаний студентов по количеству правильных ответов на тестовые задания
Уровень обученности | Правильные ответы на тестовые задания, % | Оценка |
Отлично | Свыше 80 | 5 (отл) |
Хорошо | 60-70 | 4 (хор) |
Удовлетворительно | 40-60 | 3(удовл) |
Неудовлетворительно | Ниже 40 | неудовл |
Результаты тестирования показали, что 80% студентов справились с заданиями и получили оценку «отлично», тесты 60% студентов были оценены на «хорошо», 40% получили удовлетворительные оценки, лишь 12% — «неудовлетворительно».
В сентябре 2019 года среди вновь прибывших студентов 1 курсов нефизкультурных факультетов Тувинского государственного университета было проведено анкетирование для выявления их подготовки самостоятельно работать при помощи дистанционных образовательных технологий.
По итогам данного опроса мы пришли к следующим выводам: большая часть студентов имеют представление о дистанционном образовании, 20 % не слышали об этом. На вопрос о готовности использовать информационные технологии в освоении теоретического материала по физической культуре также 70% студентов дали положительный ответ, 20% не пожелали, 10 % выразили сомнение. Такие результаты позволяют нам сделать обобщение, что основными причинами недостаточного использования компьютерных знаний в учебном процессе является низкий уровень компьютерной подготовленности абитуриентов, незаинтересованность в информатике как в школьном предмете.
Несомненно, дистанционные образовательные технологии являются одной из ключевых форм в организации самостоятельной работы студентов в том числе и при обучении физической культуре и спорту, позволяющее осуществлять учебный процесс на расстоянии, без непосредственного контакта между преподавателем и студентом. С помощью ДОТ обучающиеся имеют возможность получать обновленные методические материалы кафедры физического воспитания Тувинского государственного университета, не только текстовые, но и видеоматериалы, а также проходить тестирование и отвечать на контрольные вопросы. Это способствует повышению качества усвоения учебного материала студентами. Практика внедрения дистанционного образования в обучение физической культуре и спорту для студентов нефизкультурных специальностей в Тувинском государственном университете показывает, что ДОТ является одним из перспективных направлений в организации именно самостоятельной работы студентов.
Литература
1. Михеев В.И. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по физической культуре с использованием системы дистанционного обучения // Ученые записки Университета им.П.Ф.Лесгафта. – 2010. — №4. — С.59-62
2.Кутепов М.М. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе / М.Кутепов, Н.Ямбаева, К.Елыгина // АНИ: педагогика и психология.2016. Т.5. №2 (15)
3.Приказ Минобразования России от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
4.Мальцева И.Г. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура» / И.Г.Мальцева., Е.И.Смирнова // Казанский педагогический журнал №3, 2018.
5.Попова А.И. Дистанционное обучение студентов вуза по дисциплине «Физическая культура» А.И.Попова., П.К.Петров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2010. — №2 (15) – С. 84-92.