Лицкевич Галина Орланмаевна, преподаватель истории ГЛРТ, Ослина Елена Владимировна, кандидат филологических наук
Изначально, с момента создания Лицея администрацией и преподавателями этого инновационного учебного заведения был взят курс не только на предоставление комплекса базовых знаний и на традиционную систему воспитания, но и на создание условий для получения дополнительных знаний и умений. Это связано еще и с тем, что наше учебное заведение для некоторых детей – единственное место, где созданы условия для развития личности.
В течение 10 лет в Лицее были опробованы деловые игры в рамках общелицейской программы дополнительного образования «Государство по субботам».
В 2001-2002 учебном году жизнь потребовала поиска нового. В результате обсуждения появилась идея организации «ЛАНИР».
Из приказа 16А от 1 сентября 2001 г. «С целью развития творческих способностей в рамках начальной профессиональной подготовки учащихся лицея, на основании статьи 45 Закона об Образовании и Устава лицея.
- Создание Лицейской Академии наук искусств и ремесел с 1 сентября 2001 г.».
Целью преобразования стало привлечение всех лицеистов к активному усвоению внепрограммных знаний, поиску дополнительной информации, формирование умений применять полученные знания, использовать информацию в решении проблемных задач.
Организационный момент коснулся
- выбора темы,
- деления на группы и подгруппы слушателей,
- определения направлений в рамках общей темы,
- перспектив итогового контроля в форме интеллектуальной игры.
Выбор темы
Тема работы была выбрана исходя из следующих соображений:
- недостаточность анализа в учебных программах, в процессе занятий, с одной стороны,
- с другой стороны, актуальность, современность, повышенный интерес к США, как одному из политических и экономических, а в последнее время и культурных центров (в плане массовой культуры) мира.
Хронологически период был ограничен значимыми в историческом плане событиями от конца ХVIII до рубежа ХIХ – ХIХ веков.
Деление на группы и подгруппы
В Лицее часть учащихся определила свои творческие, профессиональные и научные интересы в рамках технико-математических факультетов и лабораторий. Продолжали заниматься в «Телевизионной студии» (Алдын-оол А. О.), математическим моделированием физических процессов (Красильников М.П.), в редакции детской газеты (Алдын-оол В. М., Сенди-Хуурак Т. М.) и по другим направлениям.
Занятия проходили по субботам в течение четырех учебных часов, разбитых на две пары по два занятия. Слушатели были разбиты на 4 группы по возрастным уровням: 11, 10, 9, 7 классы. Для эффективности индивидуального воздействия преподавателя на учащихся в группе было в среднем до 10 человек. Причем в подгруппах были дети, занимавшиеся в основное учебное время в разных классах разных направлений.
Этим пытались помочь расширить круг общения, развить коммуникативные способности детей, а в конечном итоге – чувство коллективной ответственности на заключительных интеллектуальных состязаниях.
Занятия проводились преподавателями Лицея, которые определили программные цели и задачи своего направления в рамках общей темы.
Тематические направления в рамках общей темы
Литература (Ослина Е. В.) предполагала обращение к истокам американской литературы, характеристику ее романтического направления через анализ творчества классиков: Вашингтона Ирвинга, Фенимора Купера и Эдгара По.
Страноведение (Сат Л. Г, Тинмей Л. Ш.) сосредоточило внимание на характеристике национальных праздников США и языковой практике в английском. Занятия были обеспечены солидным аудио- и видеосопровождением.
Блок «История и право», «Цивилизация и культура» (Тулуш Л. И., Лицкевич Г. О.) представил знания по интерпретации исторических событий и тенденций, характерных для США избранного периода в области культуры, экономики и политики.
География (Жердинская И. Н.) знакомила слушателей с историей освоения Северной Америки, с переселением времен золотых лихорадок и объяснением влияния этих событий на последующее развитие штатов США.
«Прикладное искусство» (Оюн Т. Б.) формировало практически полезные навыки эстетического оформления интерьера через обучение составлению традиционных и новых рождественских композиций.
Знания по локальной теме США были расширены на занятиях по русскому и китайскому языку, предполагавших формирование риторических способностей и расширение культурно-исторического кругозора посредством сопоставления языковых фактов и сравнения культурных ценностей Востока и Запада.
Итоговый контроль
В течение семестра занятия проходили по расписанию. А на последний день занятия ЛАНИРа прошла интеллектуальная игра.
В процессе подготовки игры каждый преподаватель составил вопросы и задания трех уровней сложности. Среди них были вопросы, касающиеся фактических знаний – дат, имен, событий, терминов. Были предложены и задания, требующие творческого воплощения полученных знаний (переводы с английского на русский оригинальных текстов и другие).
Общие положения.
Игра, как форма контроля, представляется наиболее оптимальной. Она дает возможность не только учителю отследить результат работы, но и самому ребенку помогает познать свои возможности в динамичной состязательной форме. Ученик переживает эмоциональную напряженность, осваивает непривычные способы импровизации, учится сотрудничеству и коллективизму.
Преподавателями ЛАНИРа была разработана схема игры, состоящая из 3 туров.
I тур (ответственный Тулуш Л. И.) охватывал все подгруппы и проходил в форме аналога телеигры «Счастливый случай».
Четыре параллели соревновались в отдельных аудиториях под руководством двух преподавателей. Были предложены одинаковые вопросы и задания разных тематических групп.
Победители в каждой состязающейся паре выходили в полуфинал, во II тур. Группы, встречающиеся во II туре, определялись попарно жеребьевкой.
Для II тура (ответственные Сат Л. Г., Тинмей Л. Ш.) выбрали форму телеигры «Морской бой». Представленные преподавателями на этот тур вопросы были классифицированы по степени сложности и по объему информации в ответе на объем три уровня: по 5, 10, 15 баллов.
Особенностью проведения II тура стала наглядная демонстрация результатов игрового процесса (таблицы, схемы полей, цветовое выделение ходов).
Команды, вышедшие в финал перед III туром (за 20 минут до начала), получали задание по литературе, требующее подготовки. Задание выбиралось каждой командой из ряда предложенных (как экзаменационный билет).
В III туре соревнующимся командам были предложены творческие задания одинаковые по общему содержанию и степени сложности, но варьирующиеся по текстам, элементам наборов для моделирования, по частным формулировкам и по сценическим приемам воспроизведения.
Подготовка некоторых заданий требовала времени, в течение которого болельщики (слушатели, выбывшие из турнира или не участвовавшие в нем) смогли ответами обеспечить для своей команды дополнительные баллы, отвечая на вопросы, которые не были использованы в предыдущих турах.
В результате, отрадно отметить, победили выпускники, что объясняется более высокой степенью ответственности, уровнем подготовки и навыками участия в различных конкурсных состязаниях.
Все команды боролись самозабвенно, с полной отдачей и очень большой заинтересованностью.
В другом семестре изменилась тема и трансформировались итоговые требования. Общей темой стала «Англия в наиболее значимые периоды ее истории XVI и XIX века». Тематические направления и организация работы не изменились.
Претерпели изменения формы итогового контроля, прежде, чем выйти на зачет, учащиеся должны были выбрать тему реферата по изученным направлениям, написать работу и защитить ее в группе. Особенность этого этапа состояла в том, что для обсуждения реферативных тем собирались единомышленники, слушатели разных классов, направлений и групп. Их объединял общий интерес к проблеме. При защите учащийся не только выступал перед аудиторий, но и отвечал на задаваемые присутствующими вопросы и получал оценку. После зашиты рефератов также была проведена итоговая интеллектуальная игра. Рефераты продемонстрировали интерес учащихся к изученным темам, закрепили полученные знания и предоставили возможность для проявления творческой развивающей деятельности ребенка.
Работа преподавателей в ЛАНИРе требовала значительной подготовки. По сути занятий – это были спецкурсы, углубляющие и расширяющие стандарты школьной программы.
Полагаем, что найденная форма внеурочной работы интересна и заслуживает внимания и распространения.