Методика

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА

14
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

 Михаил Борисович САНАРОВ,  педагог-библиотекарь МБОУ «Кызылский центр образования «Аныяк»

 Аннотация: В данной статье рассматриваются основные условия создания школьного информационно-библиотечного центра (далее — ИБЦ). В эпоху информационных технологий слово «библиотека» должно дополняться термином «информационный центр», а понятие читателя – понятием «пользователь информации».

  Ключевые слова: школьная библиотека, информационно-библиотечный центр, информационные технологии, факторы создания.

 

В соответствии с ФГОС общего образования библиотеки образовательных учреждений РФ переходят в статус ИБЦ. В 2016 г. Минобрнауки России была разработана Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров. Другой мерой в этом направлении стало введение в 2011 г. новой должности «Педагог-библиотекарь».

Необходимость создания ИБЦ как нового подразделения школы объясняется не только информатизацией образования и созданием электронных книг и ресурсов. Образовательная деятельность школьной библиотеки трансформируется в педагогическую, когда библиотекарь целенаправленно формирует информационную культуру школьников.

Реализация модели школьного ИБЦ позволит модернизировать деятельность школьной библиотеки. Она сделает её более публичной, современной и достойно оценённой обществом.

К основным факторам создания этого подразделения школы относятся материально-техническая база, педагогические и административные факторы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Материально-техническая база.

Материально-техническая база ИБЦ состоит из нескольких частей:

— информационные и технические средства;

— мебель и приспособления;

— помещения и их планировка.

Информационные и технические средства.

Книга является базовой опорой школьного ИБЦ. Вместе с другими традиционными средствами — газетами, журналами, картами, наглядными пособиями — она представляет важное средство исследовательской работы.

Информация, содержащаяся в периодических изданиях, используется как эффективное средство в данной работе школьников, но долго хранить периодику в ИБЦ не представляется возможным.

Для классной и внеклассной работы по формированию интереса к чтению полезны разнообразные звукозаписи, которые собираются в ИБЦ. Такой фонд предполагает наличие в нём компьютерной техники.

Среди нетрадиционных для школьных библиотек средств в ИБЦ появляются новейшие средства информационных технологий. В первую очередь, это видеотехника, компьютеры и множительная техника.

С помощью компьютера в ИБЦ ведётся учёт развития школьников, степени овладения ими произведениями, составляющими необходимый круг чтения, фиксируется и контролируется профориентационная работа, связывая учащихся с банками данных научных и специальных учебных заведений. В комплект также должны входить принтер, сканер, ксерокс. При наличии компьютера информация о любом поступившем в ИБЦ средстве информации – книге, журнале, диске и т.д. — вводится в электронный каталог.

Большие возможности открыло разрешение приобретать школам копировально-множительную технику. Речь идёт прежде всего об обеспечении тиражирования «бумажной» информации в образовательных целях.

Мебель и приспособления.

При создании в школьном ИБЦ интерьера, соответствующего современным требованиям, главное внимание уделяется специальной мебели. К ней относятся стеллажи и шкафы для хранения книжного фонда, газет и журналов, а также нетрадиционных для библиотек средств: дисков, фонозаписей и т.д. Хранение книг, газет и журналов на стеллажах является традиционным для библиотек. В закрытых фондах (обычно в помещениях, где хранятся учебники) используют чаще металлические стеллажи, а в открытых – деревянные.

Для проведения в ИБЦ книжных, книжно-иллюстративных выставок для учащихся всех возрастов и для учителей необходимо наличие открытых и закрытых витрин.  В них книги и иллюстрации размещаются на перфорированных щитах с помощью специальных зажимов.

Столы для сотрудников ИБЦ разнообразны. Речь идёт о традиционных для библиотек столе-кафедре, столе-барьере для выдачи книг и нетрадиционных средств информации, но с улучшенным дизайном и более функциональных. Они должны состоять из подвижных единиц, соединённых вместе.

Поскольку школьному ИБЦ необходим технический сотрудник, следует предусмотреть для него рабочее место. Это может быть стол со столом-при-ставкой для работы с компьютером, принтером и т.д.

При деятельности в группах целесообразно использование трапециевидных столов. Они быстро перегруппировываются для разных работ с техническими средствами и средствами информации.

Изменяется конфигурация традиционного шкафа для читательских формуляров. Его модификация с поворотным устройством удобна для работы таких сотрудников ИБЦ, как библиотекарь и технические специалисты.

Помещения и их планировка.

Помещения ИБЦ должны отвечать следующим общим требованиям:

  1. Помещения должны находиться в отдалении от игровых площадок, спортивного зала, музыкальных помещений, мастерских и др., то есть от тех помещений, в которых может быть шумно.
  2. Помещения должны быть светлые, сухие и хорошо вентилируемые.
  3. Желательно размещение ИБЦ на втором или третьем этаже для обеспечения прямого доступа к средствам информации учащихся, учителей и родителей.
  4. Планировка рабочих зон должна обеспечивать наикратчайшие связи между ними. Необходимо избегать того, чтобы несколько помещений ИБЦ, объединённых в блок, были связаны коридорами (то есть были расположены по обе стороны коридора).
  5. Расположение рабочего места сотрудника (сотрудников) ИБЦ и рабочего места учащегося должно быть таким, чтобы было легко контролировать и оказывать помощь в использовании средств информации.
  6. Оформление интерьера ИБЦ должно отвечать современным требованиям технической эстетики (дизайна).
  7. Рекомендуется поставить помещение ИБЦ на охранную сигнализацию, оборудовать окна решётками.

Идея организации ИБЦ может подразумевать объединение помещений школы в функциональные блоки. Важной при этом является концепция конкретного типа школы, в которой создаётся ИБЦ. В школах старых планировок, построенных давно и предусматривающих небольшое помещение под библиотеку, но ориентированных на углубленное изучение каких-либо предметов, расширение площадей возможно за счёт использования рядом расположенных помещений, их функциональной совместимости. Например, ориентация на предметы гуманитарного цикла позволит школе совместить в блок библиотеку, кабинеты литературы, русского и иностранного языков, истории; на предметы художественно-эстетического цикла — библиотеку, кабинеты литературы, музыки, изобразительного искусства, танцевальный класс, школьный музей и т.д. (9).

Площадь школьной библиотеки МБОУ Кызылский центр образования «Аныяк» составляет 21,1 кв. м. Отдельный читальный зал и медиатека отсутствуют. К библиотеке примыкает учебный кабинет, который можно использовать в качестве читального зала и медиатеки — части школьного ИБЦ, но для этого необходимо закупить моноблоки и вычислительную технику.

Библиотека оборудована компьютером, принтером и сканером, подключена к Интернету. Она также имеет необходимое библиотечное оборудование (стеллажи и шкафы, столы и стулья, карточки и формуляры).

Таким образом, материально-техническая база ИБЦ состоит из таких частей, как информационные и технические средства, мебель, приспособления и помещения. Её создание является внешней, материальной основой успешной деятельности ИБЦ.

Педагогические факторы.

Взаимодействие школьного библиотекаря и педагогов носит целенаправленный, долгосрочный и продуктивный характер. Библиотекарь не до конца знает особенности характера и интересов каждого учащегося, поэтому незаменимую помощь в этом ему оказывает классный руководитель.

Он должен так выстроить сотрудничество с ним и учителями, чтобы школьная библиотека воспринималась как информационный центр школы. Однако в условиях отсутствия медиатеки эту функцию выполняет кабинет информатики, а деятельность библиотеки носит более традиционный характер.

В силу этого очевидно, что её печатными ресурсами пользуются, прежде всего, учителя русского языка и литературы.  Но для этого библиотека должна иметь достойный фонд художественной литературы, так как известно, что в первую очередь финансируется приобретение учебников.

Отношения координации и сотрудничества между педагогами и библиотекарями формируются благодаря информационной поддержке перспективных педагогических решений. Координация может включать обмен ресурсами, договорённостями относительно времени и места деятельности. Так, координируя работу с педагогами, библиотекари могут размещать учеников для проведения занятий в библиотеке.

Укрепление партнёрских отношений для решения общих задач ведёт к формированию у педагогов и библиотекарей общей информационно-образовательной среды. При этом информационное пространство библиотеки и образовательная среда школы обогащают и наполняют друг друга. Принятые в последнее время законодательные меры свидетельствуют о том, что деятельность библиотеки приобретает педагогическое измерение и направлена на формирование информационной культуры школьников.

Общая деятельность позволяет библиотекарям и педагогам создавать особые методики преподавания. Учительские знания развивают уровень знаний учеников. Они предлагают им первичный план исследования.  Учителя и библиотекари планируют обсуждение проблемы в небольших дискуссионных группах в классе и библиотеке, проводят обсуждение книг, организуют читательский клуб. Сотрудники библиотеки включаются в обучение, подкрепляя его методиками развития критического мышления, ведения исследования, работы с текстом и развития творческого письма.

Библиотека вовлекается в воспитательную работу школы. Это может выражаться в проведении коллективно-творческих дел, сопровождении работы классного руководителя, помощи и поддержке его работы и т.д.

О.В.Горянская выделяет следующие направления педагогической деятельности школьной библиотеки:

— формирование информационной культуры школьников (как основная педагогическая задача);

— воспитание медиаграмотности учащихся, участие в их медиаобразовании;

— развитие речевой деятельности обучающихся в условиях библиотеки;

— содействие переходу школьника-читателя от одного возраста к другому;

— обучение читателей-школьников критическому мышлению;

— формирование гражданской грамотности учеников библиотечными средствами;

— поддержка освоения поликультурной сферы образования;

— воспитание духовно-нравственных качеств личности учащихся (2).

Е.В.Иванова выделяет методику продвижения информационных ресурсов и услуг в информационно-образовательной среде школы. Это совместная работа учителей-предметников и библиотекарей по отбору электронных образовательных ресурсов в поддержку обучения.

Библиотекарь оказывает педагогу помощь в поиске и систематизации электронных ресурсов по предмету. Вместе они обсуждают и оценивают их. Привлечение учителей разных предметов приведёт к формированию межпредметных ресурсов.

Затем педагоги добавляют к учебным программам ссылки на найденные дополнительные материалы к урокам и рекомендуют их школьникам. Учителя также могут предложить им оценить информацию на этих сайтах по ряду критериев (4).

Таким образом, взаимодействие педагогов и библиотекарей ведёт к формированию общей информационно-образовательной среды. Она является основой педагогической деятельности ИБЦ по формированию информационной культуры школьников.

 

Административные факторы.

Организационно-административная среда как составная часть информационно-образовательной среды школы обеспечивает информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного сообщества: организаторами учебно-воспитательного процесса, руководителями органов образования разного уровня, директорами школ, организаторами методической и учебно-воспитательной работы, учителями, сотрудниками библиотек, школьными психологами и другими сторонами. Результатом информационного взаимодействия может стать создание аналитических материалов, которые позволят делать выводы о развитии процесса обучения и вносить коррективы в планы развития общеобразовательного учреждения.

Модель сотрудничества школьного библиотекаря и учителя может стать общей практикой работы школы, то есть использоваться всеми педагогами во

всех учебных программах. На данном этапе – этапе объединения учебных программ – значительна роль директора школы. Он способствует созданию возможностей для коллектива к сотрудничеству. Устанавливает нормы в школьном пространстве, где люди привыкают работать вместе, в одной команде. Директор рассматривает школьного библиотекаря как педагога, человека, способствующего развитию педагогического процесса.

Необходимость успешного взаимодействия руководителя ИБЦ (в документе – школьной библиотеки) и его сотрудников обоснована в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек»: «Чтобы библиотека могла заниматься междисциплинарной деятельностью, ей не обойтись без помощи администрации школы. Заведующий библиотекой подотчётен непосредственно директору школы или его заместителю. Исключительно важно, чтобы заведующий библиотекой считался равноправным членом педагогического коллектива и мог участвовать в общей работе и всех совещаниях как руководитель библиотечного подразделения» (7).

Основы деятельности ИБЦ формируются с учётом установок и потребностей школы и отражают направления её развития. Цели, задачи и принципы его деятельности должны вырабатываться руководителем и сотрудниками ИБЦ вместе с педагогами и руководством школы. Вместе с ними они участвуют в планировании и осуществлении учебного плана общеобразовательного учреждения.

Взаимодействию работников ИБЦ и директора школы посвящён специальный раздел «Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек». В нём, в частности, говорится: «Директор должен тесно сотрудничать с библиотекой в разработке планов развития школы, особенно в сфере информационной грамотности и программ пропаганды чтения <…> Он должен гарантировать участие школьных библиотекарей в учебном процессе, работе по подготовке учебного плана, непрерывном повышении квалификации персонала, оценке программ и оценке успеваемости учеников» (7).

Как руководитель общеобразовательного учреждения, директор должен хорошо понимать значение ИБЦ (школьной библиотеки) в учебно-воспитатель-ной деятельности школы. «Оценивая работу школы в целом, директор должен учитывать и работу библиотеки <…>, подчёркивая при этом существенный вклад, который вносит сильная школьная библиотека в выполнение установленных образовательных стандартов», говорится в разделе (7).

К администрации общеобразовательного учреждения относятся и заместители директора, руководители его структурных подразделений. В этой связи стоит отметить, что в штатном расписании МБОУ Кызылский центр образования «Аныяк» педагог-библиотекарь отнесён к педагогическому персоналу. Поэтому взаимодействие с заместителями директора строится на равноправной основе, школьная библиотека вносит свой вклад в учебно-воспитательный процесс.

Педагог-библиотекарь КЦО «Аныяк» непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной работе. Под его руководством он осуществляет массовую работу по общешкольным направлениям «Знание», «Патриот», «Творчество» и «Лидер».

Библиотекарь взаимодействует с заместителями по УВР в общеобразовательных и профильных классах. Это выражается в создании учебно-методического комплекта, сведениях о задолженностях учащихся, информационном сопровождении учебно-воспитательного процесса.

Большое значение имеет сотрудничество педагога-библиотекаря с заместителем директора по информатизации. Он осуществляет техническое обеспечение деятельности школьной библиотеки, её подключение к сети Интернет. Его методическая и техническая помощь будет способствовать созданию школьного ИБЦ.

Иллюстрацией вышеизложенного является характеристика взаимодействия школьного библиотекаря и руководителей структурных подразделений школы в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек»: «Руководители всех структурных подразделений — главные лица, отвечающие за профессиональную деятельность, — должны сотрудничать с библиотекой и заботиться о том, чтобы ассортимент её информационных ресурсов и услуг соответствовал конкретным потребностям их подразделений. Как и директор, руководитель структурного подразделения должен привлекать библиотеку к составлению планов развития подразделения и иметь её в виду как жизненно важный элемент среды обучения и ресурсный центр» (7).

Финансирование ИБЦ должно быть рассчитано на перспективу, что находит отражение:

— в повышении окладов его сотрудников, так как они начинают осуществлять ранее не свойственные им функции: занимаются комплектованием и обработкой нетрадиционных для библиотек средств информации (видео-, аудио и т.д.), осваивают и активно работают с компьютером, видеотехникой и другими техническими средствами;

— во введении новых ставок медиаспециалистов, работа которых необходима для поддержания в рабочем состоянии технических средств и эффективного функционирования любой деятельности с информационными средствами в условиях ИБЦ;

— в повышении объёма денежных вложений на приобретение информационных средств; видеофильмов, компьютерных программ и т.д. — для более полного формирования фонда ИБЦ; на приобретение технических средств обучения: компьютеров, планшетов и т.д. — для качественного и полноценного использования фонда ИБЦ;

— в материальной поддержке процесса повышения квалификации сотрудников ИБЦ и педагогического состава школы в связи с меняющейся ситуацией в образовательной деятельности (7).

В настоящее время КЦО «Аныяк» получает субвенции на приобретение учебной литературы, но их количество недостаточно для обеспечения каждого учащегося бесплатным учебником. Данную проблему пытаются решить за счёт электронного контента (ЭФУ), что упирается в обеспечение соответствующим оборудованием.

Взаимодействие школьного ИБЦ с администрацией общеобразовательного учреждения должно быть направлено на решение общих, учебно-воспитательных целей и задач школы как стратегии её долгосрочного развития. Оно обеспечивает эффективное управление как ИБЦ, так и другими подразделениями в их общей работе.

 

Таким образом, обеспечение материальных, педагогических и административных факторов создания нового школьного центра является ресурсным комплексом его деятельности. Это позволит наиболее успешно достигать информационные, образовательные и воспитательные цели и задачи, поставленные перед новым подразделением школой и обществом.

Литература:

 

  1. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности: учебно-методическое пособие [Текст]/ Н.И.Гендина, Н.И. Колкова, Г.А.Старо-дубова, Ю.В.Уленко. — Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. — 351 с.
  2. Горянская, О.В. Педагогическая деятельность школьных библиотек как важный фактор реализации новых ФГОС [Электронный ресурс] / О.В. Горянская. — Режим доступа: http://www/ calameo.com – Загл. с экрана.
  3. Иванова, А.А. Создание библиотечно-информационного центра школы: подготовительный этап [Текст] /А.А. Иванова // Школьная библиотека. — 2013. — № 9-10. – С. 117-120.
  4. Иванова, Е.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде [Текст]: практ. пособие / Е.В. Иванова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2009. — 240 с.
  5. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках [Текст] / Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А. Мин-кина; СПбГУКИ. — Санкт-Петербург: Профессия, 2013. — 318 с. — (Серия «Библиотека»).
  6. Олефир, С.В. Организация работы библиотеки общеобразовательного учреждения в усло-виях модернизации образования [Текст]: учеб. пособие / С.В. Олефир. — Москва: Литера, 2010. — 198 с. — (Современная библиотека. Выпуск 87).
  7. Руководство для школьных библиотек Международной федерации библиотечных ассоциа-ций и учреждений (ИФЛА) [Текст] // Краткий справочник школьного библиотекаря / О.Р. Ста-ровойтова при участии Т.И.Поляковой, Ю.В.Лисовского; Под общей ред. Г.И.Поздняковой. — Санкт-Петербург: Профессия, 2001. — С. 20-29.
  8. Тихомирова, И.И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря: введение в про-фессию «педагог-библиотекарь» [Текст] /И.И. Тихомирова. – Москва: Русская школьная биб-лиотечная ассоциация, 2014. – 464 с.
  9. Ястребцева, Е.Н. Как создать в школе медиатеку [Электронный ресурс] / Е.Н. Ястребцева. — Режим: http://www.edu.of.ruattach/17/40351.pdf. – Загл. с экрана.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню