Методика

ОТ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ (проведение внеурочной деятельности в средних классах)

31
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Чечек Алдын-ооловна САРЫГЛАР, учитель тувинского языка и литературы высшей категории гимназии № 9, г. Кызыл.


В начальных и 5-м классе учителя народной педагогики проводят занятия по народоведению. В 6-м и последующих классах получение знаний по народной педагогике можно продолжить на занятиях по внеурочной деятельности «Духовно-нравственные ценности», которые я проводила. Данная тема тесно связана с моей темой самообразования «Нравственное и духовное воспитание школьников через различные формы работы с классным коллективом». Поэтому на основе ФГОС, «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в ОУ РТ» (2011), программ «Улусчу ужурлар» (Народные традиции), «Кыстың бүдүжү» (Прелесть девушки), «Эр чол» (Удаль молодецкая) разработала примерную рабочую программу и проводила занятия по внеурочной деятельности в экспериментальных классах по ФГОС (6, 8 кл.). Целью изучения курса является формирование высоконравственной, ответственной личности, способной к духовно-нравственному развитию, самовоспитанию. Задачами являются: формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся, мотивации и готовности следовать им в жизни; развитие нравственных мыслей (чувств), нравственного сознания и нравственного поведения.

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности через данный курс выражается в следующей системе базовых национальных ценностей, как человек, семья, культура, язык, природа, труд, образование, патриотизм, здоровье и жизнь. Обучающимся нужно дать понять, что человек — это высшее творение природы, наделенный чувством (мыслью), сознанием и поведением; в семье формируются ценности, связанные с личной жизнью человека; культура как ценность конкретизируется в понятиях «нравственность», «духовность», «религия»; язык является тем духовным полем, на чьей территории хранятся, осуществляются, передаются и воспринимаются этнокультурные ценности; привитие в ребенке экологической мысли; созидательный и творческий характер труда прививается через домашний труд и учебный труд; формирование здорового образа жизни и т д. [1. С. 25-27]

На изучение данного курса выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель) в год. Данные занятия по внеурочной деятельности тесно взаимосвязаны с занятиями по народной педагогике в начальных классах и в пятом классе. В детях уже заложена основа духовно-нравственного воспитания, они уже знают такие понятия как: родина, семья, семейные традиции, традиции народа, этикет приветствия, дружба, взаимопонимание, как нужно относиться к одноклассникам, взрослым, как нужно вести себя в школе и общественных местах и т д. Узнали о поведении девочки, о том, каким должен быть мальчик, что они должны знать в этом (подростковом) возрасте; об уважительном отношении не только к традициям и культуре своего народа, но и к традициям и культуре других народов. Детям известно, что их предки были любознательны, всегда стремились к лучшему, бережно относились к природе, к целебным источникам, особенно при проведении разных обрядов.

Содержание курса «Духовно-нравственные ценности» в 6 и 8-м классах направлено на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским и общечеловеческим ценностям. Данные курсы способствуют закреплению следующих понятий у детей: Республика Тыва — неотъемлемая часть России, полиэтнична, и многокультурна, в ней свободно сосуществуют разные этнические традиции и языки, культуры и религии. Поэтому с целью ознакомления с историей своего народа запланированы экскурсии в Центр тувинской культуры, Центр русской культуры, в буддийский и христианский храмы, в Государственный Архив РТ, НОЦ «Тюркология», Национальный музей им. Алдан-Маадыр, медицинский музей, для укрепления здоровья и пропаганды ЗОЖ, посещение ледового зала УСК «Субедей», встречи с известными людьми республики. И в конце учебного года – защита презентации: «Я запомнил наши занятия вот такими…»

Намечены творческие работы на темы: «Моя родословная», «Чечен-мерген мээң дылым» — «Красноречивый мой материнский язык», детские проекты на темы «Что мы узнали о культуре народов, живущих в Туве», «Откуда я родом», для пропаганды ЗОЖ – выпуск бюллетеней «Да здравствует здоровый образ жизни!» В рамках данного курса дети получают знания по духовно-нравственному воспитанию на классных часах, во время бесед, творческих работ, детских проектов, встреч, экскурсий. В основном дети посещают различные заведения по плану. Выходя из школы, школьники также получат нужную, важную, полезную для себя информацию; учатся правильно вести себя в обществе, делают выводы, анализируют, сравнивают и применяют полученные знания в жизни.

Таким образом, проведение внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственные ценности» является продолжением и дополнительным накоплением багажа знаний по народной педагогике и углублением работы по духовно-нравственному развитию обучающихся.

Список литературы

Казырыкпай Б.О. Эр чол. Кызыл: Тув.кн-ое изд-во, 2001.
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в ОУ РТ. Кызыл: ИРНШ, 2011.
Шаалы А.С. Кыстың бүдүжү. Кызыл: Тув.кн-ое изд-во им. Ю.Ш.Кюнзегеш, 2007.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню