Методика

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы»

45
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Октябрина СААЯ, учитель русского языка Кызылского президентского училища

Цель урока:

Подготовить учащихся к написанию сочинения; пополнить словарный запас кадет; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, интерес к живописи; способствовать развитию чувств и эмоций учащихся.

Оборудование: портрет художника, репродукция картины, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока

Просмотр картины, ее «чтение, изучение». Первое впечатление от картины, обмен мнениями, обсуждение близости темы картины с жизнью кадет, ожидание новогодних каникул.

Слово учителя о художнике.
Ф.П. Решетников (1906–1988) с юных лет увлекался рисованием. Еще студентом Московского художественного института ходил на легендарном корабле «Челюскин» и сделал множество зарисовок. Вместе с героями – челюскинцами был снят с дрейфующей льдины, написал несколько картин, посвященных Арктике. В годы Великой Отечественной войны художник был на фронте, освобождал от фашистов Крым.

Любимые герои его полотен – дети. Наиболее известные картины: «Прибыл на каникулы», «За мир», «Опять двойка!». Решетников занимался преподавательской деятельностью в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина.

С 1953 года художник — действительный член Академии художеств СССР. С 1974 года — вице-президент Академии художеств СССР. Лауреат Государственных премий. Награжден двумя орденами, а также медалями.

Работы: Гибель «Челюскина», «Летом», «Письмо в дальние края», «Любины уроки», «Мальчишки», «Портрет дочери», «Опять двойка!» «Переэкзаменовка»

III. Этап «изучения, анализа» картины. Работа с ключевыми понятиями, словами, словосочетаниями, предложениями.

Опорные слова и словосочетания:

Портрет — это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре.

Жанровая картина — бытовая живопись, занимается изображением сцен из общественной и частной жизни. Жанровая картина повествует о жизни людей, отражает один момент, застывшее мгновенье, выбранное художником. Но момент этот самый выразительный, самый важный в развитии связанных с ним событий. Глядя на кратковременный эпизод, мы можем догадаться, что было ДО него, что будет ПОСЛЕ момента, описанного живописцем.

Задания и вопросы по картине:

Докажите, что «Прибыл на каникулы!» — это жанровая картина.
Кто, кроме суворовца, изображен на полотне?

Опишите интерьер.

На какие каникулы прибыл суворовец?
Какое настроение подчеркивает елка, изображенная на картине?
Можно ли догадаться, какой диалог произошел между дедом и внуком?

Подобрать определения к данным существительным: шапка, шинель, брюки, ботинки, пуговицы, ремень, пряжка, погоны, лампасы, рукавицы, бушлат.
Форменная одежда суворовца, сшитая точно по его росту и фигуре, суворовское училище, черная суконная форма, красные лампасы, ботинки на толстой подошве, лихо вытянуться, отдать честь, рапортовать о прибытии, повседневность жизни, привлекательность образов, очки сдвинулись от неожиданности, сияние глаз новогоднее настроение, сквозит радость, привлекательные черты, вытянув руки по швам.

Художник — автор картины — мастер кисти – живописец.
Изобразил – запечатлел – создал — воспроизводит –раскрывает — дает возможность понять.
Картина – холст – полотно – творение искусства.
Доставлять зрителю радость, исключительное обаяние картины.

Составление плана описания картины.
Устная работа по плану.

План сочинения:

Вступление (слово об авторе и его творении)
Основная часть:
А) Описание картины: тема, сюжет.

Б) Интерьер комнаты: что мы можем узнать с его помощью о жизни героев?

В) Герои: дедушка, сестра, главный герой – курсант (настроение, поза, — одежда).

Г) Настроение автора. Как оно передается зрителю? Краски, используемые художником.

III. Ваше впечатление? Чем понравилась картина? Чем она запомнилась?

V. Написание сочинения.

Приложения

Памятка «Как писать сочинение по картине»

1.Назовите автора картины и расскажите о художнике.

2.Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник?

3.Что автор передал на переднем плане? На какие объекты он обращает наше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные «рисующие» слова.

4.Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?

5.Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?

Биография автора картины

Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!”

Использованная литература:

О. Губеровская. В гостях у картин. – Л.: “Детская литература”, 1964.
О. Капинос “Уроки по развитию речи” М.: “Просвещение”, 1995.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню