Методика

ПОИСКОВО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

45
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Ооржак Азиата Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 г. Кызыла

 Обладая многообразными словообразовательными средствами, русский язык в своем лексическом составе может быть представлен не только различными структурно-семантическими типами слов, но и лексемами различных словообразовательных типов, характеризующихся общими деривационными значениями и моделями построения.

Лингвистами и лингводидактами признано, что именно морфемика и словообразование представляют собой наиболее универсальный предмет изучения языка. Морфемы, являясь «строительным материалом» слов и словоформ, обеспечивают их целостную семантику в единстве лексического и грамматического значений, а значит, дают представление о слове как комплексной лексико-грамматической единице языка.

Изучая морфемный состав слова и словопроизводство, нельзя обойти стороной факты других уровневых подсистем языка. Взаимосвязь морфемики и словообразования с другими предметными разделами науки о языке очевидна и обеспечивается как «снизу», единицами более низкого языкового яруса, так и «сверху», единицами более высоких языковых ярусов. Фонематический состав обеспечивает функционирование морфем в структуре слова; семантика лексем, наоборот, обеспечивается спецификой их морфемного состава и словообразовательной структуры. Принадлежность слова к той или иной части речи также предопределяет его морфемный состав и особенности словообразовательной структуры.

Работа над морфемным составом слов и способами их образования требует от учащихся не только умения работать по алгоритму, но и творческого подхода к анализу языковых средств. Общие рекомендации по выделению корневых и аффиксальных морфем не являются единственно возможными для всех анализируемых слов. Каждая лексическая единица языка «требует индивидуального подхода» (И. Г. Милославский), поскольку «характеризуется только ей присущими содержательными словообразовательными связями» [3, с. 44].

Учащиеся начальных классов еще не имеют в своем языковом «арсенале» достаточного «перечня» морфем, с помощью которых образуются слова различных частей речи; обращение к словарикам морфем и словообразовательным словарям поможет избежать ошибок в вычленении морфем, прежде всего, в словах с двумя суффиксами или приставками, при наличии связанного корня и т. п.

Выделяя в слове значимые части, ученики должны помнить, что анализируется современная структура слова, а не его исторический морфемный состав – сведения толковых и этимологических словарей могут и должны быть использованы при анализе слов, подвергшихся процессу деэтимологизации.

Наиболее продуктивными среди поисково-развивающих заданий и упражнений являются двух- или многоаспектные упражнения по морфемике и словообразованию, направленные на формирование осознанных действий языкового разбора и на речевое развитие младших школьников.

Одним из видов таких упражнений могут стать этимологические этюды на основе литературно-художественных пейзажных зарисовок писателей и поэтов, с чьим творчеством дети знакомятся в рамках школьной программы.

Формулировки заглавий этимологических этюдов, являющихся по сути сочинениями-миниатюрами, должны носить характер проблемного вопроса, ответом на который будет содержание творческого рассказа ученика. Осуществляя межпредметные связи в изучении учебных дисциплин начальной ступени, полезно обращаться к темам, способствующим накоплению природных знаний младших школьников, например, к происхождению названий птиц, деревьев, трав, лекарственных растений, грибов, ягод и т. п. лесного или лугового сообщества.

Приведем возможные варианты проблемно-тематических вопросов, используемых в качестве творческих названий работ учащихся: «Родился ли зимородок зимой?», «Какого цвета синица?», «Родственники ли воробей и ворона?» и т. п.; или «Почему клубнику называют викторией?», «Черника – черная, а черемуха — …?» и т. п.

Изучая подкласс «грибы», ученики могут составить «этимологическую картотеку» этих необычных растений, тем более, что в каждом из названий грибов содержатся трудные случаи написания. В основу картотеки могут быть положены не только классифицирующие признаки: цвет, размер, форма, способ произрастания, место произрастания и др., но и орфографические трудности.

Выделяя внешние признаки названий, дети учатся определять их внутреннюю форму, то есть тот признак, который был положен в основу наименования растений и сохранился в «сердцевине» слова – его корневой морфеме. С другой стороны, ученики самостоятельно могут определить те аффиксы, с помощью которых данное слово образуется: рыж-ик (по цвету); о-пен-ок (по способу произрастания); под-тополь-ник (по месту произрастания) и др. Структурно-семантическая мотивация слова способствует приобретению навыков в правильном толковании лексических значений изучаемых названий.

Наиболее интересным окажется поиск первоначальных признаков-названий тех слов, которые в современном русском языке потеряли свою внутреннюю форму (например, груздь, смородина, осина, чиж, стриж и др.). Языковой эвристический поиск в таких случаях необходим.

 «Словообразовательные угадайки» могут стать одним из видов поисково-развивающих заданий для познания языковых закономерностей младшими школьниками. Характер выполняемых упражнений разнообразен: морфемно-лексические, морфемно-словообразовательные, морфемно-морфологические, морфемно-орфографические, речевые.

Комплексные аналитико-грамматические упражнения «Угадай слово» способствуют закреплению умений правильно членить слово на морфемы, соотносить состав слова с его принадлежностью к определенной части речи. Зная морфемный состав слова, ученики могут определить его внутреннюю форму, растолковать лексическое значение, подвергнуть слово структурно-семантической мотивации.

Примером такого рода заданий могут служить следующие упражнения: «Задумано слово, однокоренное со словом школа. Приставка в нем такая же, как в слове прибрежный, суффикс, как в слове лесной, степной. Окончание показывает, что к слову можно задать вопрос какой? Запишите модель этого слова, отделяя приставку, корень, суффикс, окончание друг от друга (при-школь-н-ый). Объясните значение этого слова. Определите, какой частью речи оно является. Почему?».

Формированию логико-мыслительных операций способствуют задания на группировку слов по нескольким признакам одновременно. «Перевод с русского на русский», то есть «перевод текстов», написанных на несуществующем языке по типу «глокой куздры» Л. В. Щербы, требует от учащихся актуализации знаний по лексике, морфологии, синтаксису, морфемике и словообразованию.

Полезными для развития языковой компетентности младших школьников являются морфолого-словообразовательные упражнения из серии «Использование в новом качестве», например, на основе сопоставления морфемного состава слов-омонимов. Такие упражнения можно сопровождать дополнительными литературно-творческими заданиями. Например: «Определи значение и часть речи слов-омонимов. Разбери их по составу. Поиграй со словами: попробуй создать в стихах или в прозе каламбур».

Языковому (и одновременно речевому) развитию учащихся способствует выполнение заданий из группы «языковые портреты». Обычно такие задания формируются следующим образом: «Составь занимательный рассказ на тему «Портреты суффиксов -ик-/-ек-», «Как подружились окончания –ый, -ая, -ое» и т. п. Несомненно, что, подбирая практический материал для словообразовательных упражнений, учитель должен учитывать принципиальные требования методики обучения русскому языку.

Поисково-развивающие задания по морфемике и словообразованию в конечном итоге призваны способствовать активному и сознательному усвоению словарного богатства родного языка младшими школьниками, создавая основу для развития языковых компетенций обучающихся.

 

Библиографический список:

Милославский И. Г. О соотношении целей и содержания обучения русскому языку в школе / И. Г. Милославский // Русский язык в школе. – 2006. – № 3. – с. 46-50.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню