Методика

Повторение изученного материала по методической системе Ю.С.Меженко

589
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Чылбак-оол Любовь, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

В 2008 и в 2013 году на межрегиональных НПК «Русский язык и литература в Туве: проблемы, поиски и перспективы» я выступала с докладами «Применение опорных конспектов » Ю. С. Меженко на уроках русского языка» и «Изучение нового материала на уроках русского языка по методике Ю. С. Меженко». А в данной статье мне хочется привлечь внимание читателей к тому, как можно организовать на уроке повторение изученного материала.

Крупноблочная подача материала с помощью опорных конспектов, движение вперёд быстрым темпом – методическая основа высвобождения (экономии) значительного резерва времени, большая часть которого расходуется на повторение, отработку практических навыков и умений на различных уровнях.

Повторение в методической системе Ю. С. Меженко носит сквозной, многократный, частотный, вариативный характер на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях.

Сквозной характер повторения означает, что каждый урок включает в себя работу по повторению ранее изученного материала. Образно выражаясь, повторение начинается 1 сентября и заканчивается на последнем уроке в мае.

Многократным повторение является потому, что количество обращений к тем или иным темам должно быть максимальным.

Многократный принцип повторения чреват скатыванием к шаблонности, механической зубрёжке, «натаскиванию» на результат. Избежать этого позволяет принцип вариативности повторения. Вариативность подразумевает не только разнообразие отбираемого материала, не только разнообразие методических приёмов, но и прежде всего дифференциацию и материала, и приёмов для работы на разных уровнях: репродуктивном, продуктивном и творческом.

Повторяя на репродуктивном уровне, используют такие новые формы работы, как полётное повторение, являющееся в методике Ю. С. Меженко работой по актуализации опорных теоретических знаний. Полётное повторение обеспечивает высочайший уровень теоретических знаний, реализуя на практике дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний. В последнее время наметилась опасная тенденция игнорирования теории. При этом пытаются говорить о проблемных методах, развитии творческого мышления и т.п. На мой взгляд, пустая голова мыслить и решать проблемные задачи не может. Творчество возможно только на базе прочно усвоенных теоретических знаний.

Уроки устного и письменного взаимоконтроля – это повторение на продуктивном уровне. Методика этих уроков подробно описана в книгах В. Ф. Шаталова. Это не только уроки тотального повторения, но и уроки мощного качественного обобщения изученного материала.

Уроки открытых мыслей – это выход в зону ближайшего развития, то есть это творческие уроки, на которых каждый ученик выбирает интересную именно ему тему и работает в этой теме на индивидуально достигнутом творческом уровне.

Важнейшим принципом при организации повторения является частотность обращения к тем или иным микротемам.

Допустим, для работы по теме «Сложные синтаксические конструкции» отобрано следующее предложение: С утра всё небо было затянуто и шёл мелкий холодный дождь но только по свежей зелени деревьев можно было догадаться что теперь весна а не осень.

Основная работа: синтаксическая и пунктуационная работа по предложению (определение структуры предложения, составление пунктуационной схемы).

Записи этого предложения предшествует полётное повторение, связанное с повторением теоретических положений, заключённых в разделе «Основное повторение».

Основное повторение (на материале предложения):

– сложные синтаксические конструкции;

– отсутствие запятой в сложносочинённом предложении с общим синтаксическим компонентом;

– типы односоставных предложений;

– типы сказуемых (составное именное сказуемое);

– неоднородные определения;

– однородные члены предложения;

– орфография (безударная гласная в корне слова, о/ё к корнях слов после шипящих, -тся/-ться в глаголах).

Затем предложение записывается учащимися в самостоятельном режиме, расставляются знаки препинания, составляется пунктуационная схема предложения. Запись в тетрадях учащихся приобретает следующий вид: С утра всё небо было затянуто и шёл мелкий холодный дождь, но только по свежей зелени деревьев можно было догадаться, что теперь весна, а не осень.

Затем организуется попутное повторение (см. ниже микротемы, не отражённые в тексте предложения, но отрабатываемые попутно).

Попутное повторение (на творческом уровне):

– заменить общее обстоятельство в начале конструкции на общее вводное слово (как на беду, всё небо было затянуто и шёл мелкий холодный дождь);

– осложнить части конструкции вводными словами (как на беду, ни на минуту не переставая, шёл мелкий холодный дождь);

– перестроить конструкцию так, чтобы между первой и второй частями конструкции появилась запятая (Всё небо было затянуто, шёл мелкий холодный дождь, но только по свежей зелени…);

– убрать из предложения сочинительные союзы (возможность появления точки с запятой между первой и второй частями);12

– перестроить односоставные части предложения в двусоставные (тучи затянули всё небо);

– заменить неоднородные определения однородными (холодный, ни на минуту не прекращающийся дождь);

– осложнить части конструкции обособленными членами (ни на минуту не переставая, шёл мелкий холодный дождь).

Режим работы по попутному повторению может быть самый разный. Учитель сам определяет, как именно будет организовано это повторение. Логика подсказывает, что проводится такая работа в индивидуальном режиме (задания отдельным ученикам) с последующей групповой проверкой индивидуальных заданий. Здесь могут быть элементы соревновательности (кто больше? кто быстрее?).

Описанный фрагмент урока не ограничился работой, связанной с содержанием предложения, а значительно расширил список микротем, которые можно повторить на частотном уровне. Принцип частотности повторения предполагает как можно большее количество обращений к микротемам на относительно коротком промежутке времени.

Можно отметить творческую составляющую во многих фрагментах описанной работы (стилистическая правка, синтаксическое конструирование, развитие художественного вкуса и т.д.).

Подобный подход к организации повторения требует и учёта такой работы. Рекомендуется учителям вести специальную ведомость учёта повторения, которая помогает видеть частотность обращения к определённым микротемам.

Именно системность работы по повторению является основой для получения высоких учебных результатов.

Список литературы:

Ю.С. Меженко. Методическая система В.Ф. Шаталова в обучении русскому языку.
Меженко Ю.С. Организационно-методическая система В. Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез».
Меженко Ю.С. Поддержка и опора. Персональный сайт ОК // Раздел «О нас» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uznajka.com

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню