Методика

Приёмы коррекции грамматического строя речи у обучающихся с задержкой психического развития

25
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Бараан Оюмаа Олеговна., учитель –логопед, МБОУ СОШ с.Тоора-Хем им.Л.Б.Чадамба Тоджинского кожууна

Аннотация: В статье рассмотрены основные этапы логопедического обследования младших школьников с задержкой психического развития. Проведен анализ наиболее популярных методик обследования лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: логопедическое обследование, младший школьник, задержка психического развития, методики обследования лексико-грамматического строя речи.

 

При поступлении ребёнка с ОВЗ в школу необходимо внимательно изучать заключение ПМПК. У детей с ЗПР и УО логопедическое заключение: СНР – системное недоразвитие речи, у детей с ТНР – ОНР – общее недоразвитие речи. Кроме этого указывается уровень речевого развития (1, 2, 3 уровени). При 3 уровне речевого развития страдает, в первую очередь, связная речь (произношение, фонематические процессы, лексико-грамматический строй могут быть сохранены), при 2 уровне речевого развития беден словарный запас, грубо нарушен грамматический строй и, соответственно, страдает связная речь. При первом уровне, как правило, общеупотребительная речь отсутствует.

Рассмотрим особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОВЗ.В устной речи детей с ЗПР нет такого количества аграмматизмов, как у детей с ТНР или у детей с лёгкой УО. Они в основном правильно изменяют имена существительные по падежам, согласовывают прилагательные и глаголы с существительными в роде и числе. Но при попытках пересказа, составления рассказа количество ошибок в грамматическом оформлении фразы резко возрастает. Появляются ошибки не только в управлении, то есть использовании падежных форм, но и в согласовании.

Характерные ошибки:

  • пропуски предлогов«Живу Куйбышев», «Еду автобусе». Дети не понимают значений многих предлогов и не употребляют их в речи, особенно предлоги: перед,над, сложные предлоги изпод, из-за;
  • неправильно употребляют падежные формы именительного и родительного падежей множественного числа (много капуста, нет стулей, тетрадив);
  • не умеют образовывать прилагательные от существительных: относительные и качественные (стакан из стекла – стекловый, варенье из сливы – сливная) и особенно притяжательные (хвост волка- волчивый, нора лисы – лисая);
  • неправильно согласовывают существительные с прилагательными (красная яблоко, синий книга);
  • нарушают согласование числительных с существительными (один ведро, две платьи, пять стулов).

Это лишь самые распространенные грамматические ошибки в речи детей с ОВЗ, в частности, с ЗПР.

Работа по коррекции грамматического строя у обучающихся должна проводиться в начальных классах систематически на всех уроках, а не только на логопедических занятиях. К данной работе необходимо привлекать и родителей.

Рассмотрим некоторые приёмы коррекции грамматического строя речи у детей с ЗПР на уроках в начальной школе.

Для закрепления формы множественного числа существительных в именительном и родительном падежах используются следующие задания:

  1. «У меня – у тебя». Учитель называет слово в единственном числе и бросает мяч ребенку, он должен назвать форму множественного числа. Например: «У меня мяч — у меня мячи».
  2. «Чего много?» Также можно провести с мячом: «У меня книга, а у меня много книг».
  3. «Чей клюв?» Проводится с картинками «Клюв синицы, клюв вороны».
  4. Игра «Чьи хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой изображения хвостов. Показывается хвост и спрашивается: «Кому принадлежит хвост?» (это хвост лисы, это хвост зайца).

Для уточнения формы винительного падежа используется

игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно, книгу, парту и т.д.». Обязательно обращается внимание на окончания существительных.

При уточнении формы дательного падежа используется

игра «Кому нужны эти вещи?». Детям предлагаются картинки, на которых маляр без кисти, рыбак без удочки, парикмахер без ножниц, а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому и что нужно (удочка — рыбаку, ножницы — парикмахеру).

При уточнении формы творительного падежа можно предложить следующие задания:

  1. Ответь на вопрос: «Кто чем работает?» По картинкам (рыбак — удочкой, парикмахер — ножницами).
  2. Добавь слово к глаголу:
  • рисовать – карандашом;
  • писать – ручкой.
  1. Назвать пары предметов по картинкам:
  • кошка с котятами;
  • корзина с грибами.

На закрепление согласования прилагательного с существительным проводятся

игры в лото «Какого цвета?» и «Какой формы?» Дети должны найти предмет, назвать его цвет или форму: «У меня красный шар», «У меня синее платье», «Репа круглая», «Яйцо овальное».

На образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных и прилагательных планируются упражнения с мячом или с использованием картинок «Назови ласково»: мяч — мячик, зеркало-зеркальце, синий- синенький.

Образование прилагательного от существительного (дом из дерева -деревянный, а из кирпича – кирпичный; железо – железный, лист дуба – дубовый, а берёзы –берёзовый, салат из капусты – капустный, а из моркови-морковный).

Образование притяжательных прилагательных. Игра «Чей хвост, чья голова, чьи лапы?» (Хвост лисы- лисий, голова лисы –лисья, лапы лисы – лисьи).

Данные упражнения можно использовать на уроках по русскому языку, чтению, ознакомлению с окружающим (как отдельные части урока или физминутки, если они проводятся с мячом).

Таким образом, регулярная и систематическая работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОВЗ способствует также развитию словаря и полноценной связной речи, предупреждению нарушения письменной речи, а именно, аграмматической дисграфии.

 

 

 

 

 

 

Использованные источники:

  1. Селиверстов, В. И. Логопедия: Пособие для логопедов / В. И. Селиверстов. – М.: Педагогика, 2010. – 407с.
  2. Жукова, Н. С. Логопедия Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: «Литур», 2004. – 109с.
  3. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2005.- 96с.
  4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншанкова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 297с.
  5. Горюнова Т. П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития / Т. П Горюнова, В. С. Минашина, Н. И. Сереброва. — М., 1985. — 269с.
  6. Спирова Л. Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей /Л.Ф. Спирова. — М., 1980. — 192с.
  7. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. – Ростов н /Д: Феникс, 2011. – 77с.

 

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню