Чульдум Клара Чыртак-ооловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
В современном мире человеку необходимо творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.
Эффективный процесс обучения немыслим без творчества. Это путь, который делает процесс интересным и плодотворным. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач. Творчество – это отход от шаблонов, поиск новых решений, способ достижения цели своими, не опробованными другими средствами.
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу – научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом.
Основные приёмы развития творческих способностей:
— написание сочинений, изложений;
— рецензирование сочинений;
— игры;
— творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;
— творческие задания на дом.
Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса я предложила написать свои книги, идея моя была встречена с оптимизмом. На первых страницах поместились сказки. Знакомясь с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: «Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка».
Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.
Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми:
Свободное сочинительство — пиши, что хочешь! Этот вид работы очень важен для развития речи.
«Мой дневник» — пиши о том, что сейчас вспомнил. Этот вид работы знакомит с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.
«Фантазия-картинка» — опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении.
Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников (сочинение по картине).
Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам (сочинение-повествование).
Музыкальное сочинение.
Сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
Сочинение-ассоциация по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.
Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения — описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Каждому ребенку осень раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.
Для развития творческого потенциала большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта. И здесь на помощь приходит учебный проект, который позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности.
Проектная деятельность сейчас играет важную роль в учебном процессе и помогает заинтересовать и привлечь к нему учащихся, помогает раскрыться автору проекта, учит выступать и защищать свои идеи. И такой вид деятельности могут освоить все учащиеся, а не только одаренные дети.
Проектная деятельность трудная, но интересная совместная работа ученика и учителя, приносит удовлетворение от конечного результата.
В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, которые можно развивать с помощью включения их в проектную деятельность. В 5 классе дети с огромным удовольствием и интересом создают сборники иллюстраций к произведениям русских и зарубежных писателей.
Также дети с увлечением включаются в проекты, связанные с инсценировкой произведений. В программе литературы 5 класса это басни И.А.Крылова, пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». В этих проектах огромный простор для развития творческого воображения: от распределения ролей и подбора костюмов до представления на сцене.
Создание презентаций, буклетов и т.д. открывает широкие перспективы в работе учителя и учащегося. Пятиклассники с удовольствием выполняют проекты, связанные с созданием электронных альбомов. Подбор иллюстраций известных русских живописцев к стихотворениям русских поэтов позволяет школьникам окунуться в мир живописи и литературы, просмотреть большое количество репродукций, подобрать более подходящие, а затем представить их одноклассникам.
При изучении творчества Н. В. Гоголя в 9 классе я предложила учащимся подготовить проект «Галерея образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Класс разделился на шесть групп по количеству героев. Каждая группа путем жеребьевки выбирает себе одного из помещиков, внимательно знакомится с текстом главы, а затем представляет своего героя. Внутри групп были распределены обязанности: один отвечал за подготовку портрета, другой – за предметы интерьера, третий искал в тексте детали, характерные только для этого помещика, и т. д. Способ презентации и конечный продукт группы выбирали сам. Каждая группа нашла в тексте те нюансы, которые возможно увидеть только при внимательном чтении. Но самое главное – это то, что текст произведения был изучен до мельчайших подробностей. И это стало понятно только во время защиты проектов, которая проходила на уроке литературы.
Самое простое для девятиклассников – это создание электронной презентации. Группы, которые занимались образами Собакевича, Ноздрева и Плюшкина, пошли по пути наименьшего сопротивления. В Интернете были подобраны иллюстрации художников к произведению Н. В. Гоголя.
Наиболее интересные проекты получились у групп, которые работали над образами Коробочки и Чичикова. Например, при представлении Коробочки учащиеся принесли небольшую картонную коробочку, из которой сначала появился портрет, на котором лицо только было намечено. На вопрос, что это за странный портрет, ученица ответила, что автор ничего не говорит о глазах помещицы, а значит, представить ее очень сложно. Затем из коробки достали несколько полотняных мешочков с мелочью, веревочки, изображающие пеньку, фигурки кур, гусей – символ хозяйственности Коробочки, некое подобие дубины (дубинноголовая).
Всё вышесказанное приводит к необходимости развивать у учащихся исследовательских умений.
Мои учащиеся принимают активное участие в проектах регионального значения, посвящённых знаменательным датам. Например, в конкурсе «Моя семья» на призы газеты «Центр Азии» ученик 7 класса Ооржак Белек стал дипломантом, написав сочинение «Он такой хорошенький и смешной». Сарыглар Айрана, ученица 9 класса, участвовала в НПК со своим авторским стихотворением «Мой Кызыл» в рамках республиканского проекта «Сто открытий и находок», посвящённого празднованию 100-летия единения России и Тувы и 100-летия основания города Кызыла.