Чанкова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы , МБОУ «Большесейская СОШ» Таштыпского района Республики Хакасия
В условиях реализации нового стандарта всё большая роль отводится русскому языку как метапредмету. Из 12 названных по ФГОС метапредметных результатов обучения 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, смысловое чтение.
«На традиционном уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит — нужен путь. Интересный всем и каждому». (Е.Ильин). Это высказывание актуально для всех видов деятельности. Активно двигаться вперед в изучении русского языка и литературы нам позволяет использование современных образовательных технологий, в том числе проектной технологии. Именно учебные практико-ориентированные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся УУД. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется практико-ориентированным. Презентуя проект, учащиеся демонстрируют УУД: регулятивные, исследовательские, коммуникативные, презентационные. Наиболее удачно проектная работа выполняется при согласовании различных тем и форм продуктов в рамках единой общешкольной темы. К примеру, общая направленность проектной деятельности «Орфоэпия» представлена следующими вариантами:
Класс . Тема проекта. Продукт проекта
5 Звуки русской речи . Театрализация сказки И.Подгаецкой
6 Орфоэпическая жизнь слова Памятка «Говори правильно», рисунки
7 Орфоэпические словари Презентация словарей разного типа
8 Орфоэпия в науках (математика, география, физика, литература…) Лингвистические этюды. Сообщение «Орфоэпия на уроках математики и физики»
9 Основные нормы современного русского литературного произношения и ударения Доклад по теме проекта. Исследовательские работы «Произношение иноязычных слов», «Произношение русских/хакасских имен и отчеств» (индивидуальные мини-проекты)
Школьник должен учиться критически мыслить. Но как это сделать, если у тебя на парте один источник информации. Поэтому мы используем дополнительную литературу, учебники других авторов, журналы, газеты, различные вырезки, копии нужных материалов, иллюстрации и пр. Около 80% информации в жизни человек получает с помощью зрения. То, что видят ученики на уроке, влияет на повышение мотивации и на степень усвоения знаний. Поэтому часто мною используются электронные цветные иллюстрации с широким набором анимационных эффектов.
Технология проектов позволяет сделать так, чтобы ученикам было нужно и интересно пользоваться дополнительной литературой.
Итак, положительные качества проектной технологии в приложении к урокам русского языка и литературы: полное прочтение текста учеником; выбор ответа; продумывание ответа и формулировки ответа для записи; обязательность ответа на все вопросы каждым ребенком в отличие от устного опроса, где ребенок может не быть опрошенным, поэтому часто отвлекается, не думает; монолог, диалог и полилог; возможность давать дополнительные знания и др.
Представляемые нами проекты связаны сюжетной линией «этнокультурный компонент» и построены по принципу постепенного расширения взгляда на мир, как системы концентрических кругов, расходящихся от ребенка. Каждый год – это новый, более широкий план рассмотрения мира. Сюжетность проектов привлекает тем, что его логика, как расширение области освоения мира, совпадает с логикой развития и взросления. И самое главное, этот сюжет и конкретные темы проектов позволяют разворачивать разнообразную и многоплановую деятельность, в которой ребенок может выбирать способы, роли, позиции, партнеров; наращивать универсальные и предметные умения.
Приведем в качестве примера проект «Книги, в которых есть мое имя». Учащимися были выполнены различные творческие работы: сочинение, буклет, стенгазета, инсценирование.
Приведем примеры связанных сюжетной линией проектов:
1.Проект «Мудрое слово Древней Руси».
2.Проект «Историческая летопись земли хакасской».
3.Проект «Сибирская пирамида».
4.Проект «На духовном перепутье».
Применение проектной технологии требует огромной предварительной, продуманной до каждой мелочи, работы учителя, с систематической корректировкой, но дает свой эффективный результат. Технология позволяет воспитывать в детях ценные качества: способность и желание всестороннего осмысления любой проблемы и способа ее решения, как в теории, так и на практике; стремление к нужному и плодотворному труду, к «выстраданности» результатов. Обучение со временем принимает творческий характер приобретения информации. Оно становится удовольствием, приносит удовлетворение, формируется стойкая образовательная активность, развиваются навыки самостоятельного и оперативного мышления и компактного речевого (в устной и письменной форме) выражения, а в дальнейшем — умения построить свою жизнь как проект.