Методика

Программа развития образовательной организации как стратегический инструмент управления инновационным развитием на примере ФГКОУ «Кызылское ПКУ»

17
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Ондар Уран-кыс Сергеевна, начальник ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», Дитрих Анжелика Александровна, методист лаборатории ТСО ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище»

Аннотация: в статье представлен опыт работы ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» по разработке Программы развития училища, материал будет интересен административно — управленческому персоналу образовательных организаций, специалистам органов, осуществляющих управление в сфере образования

Ключевые слова: стратегический документ, программа, инновации, развитие, управление.

 

Современная парадигма развития образования выдвигает новые требования к управлению образовательной организацией, повышению роли стратегического планирования, изменений управленческих и образовательных практик.

Согласно статьи 28 ч. 3 п. 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся …разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации…» [1]. Наличие программы развития в каждой образовательной организации устанавливается и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». Таким образом, Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации (далее ОО) закреплено законодательно. Программа развития определяет стратегические направления развития на среднесрочную перспективу: ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты. От степени проработанности Программы развития образовательной организации зависит четкость постановки и понимания актуальной цели и задач развития организации всеми субъектами образовательного процесса, переход образовательного учреждения на новый уровень развития.

Однако, на сегодняшний день фактически отсутствует нормативно-правовая база разработки и реализации Программы развития образовательной организации. Поэтому перед каждым управленцем (командой управленцев) стоит вопрос, как грамотно составить Программу, из каких обязательных компонентов она должна состоять в логике реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования, специфики ведомственной принадлежности и уставных целей общеобразовательной организации.

Современные исследователи образовательного менеджмента педагоги-учёные В.Сериков, И.Сулима, В.Лазарев, М.Поташник описывают распространенные структуры программы развития, в которых есть общее и различия. Мы же, основываясь на принципе тройного соответствия, за основу структуры Программы развития училища взяли структуру Федеральной государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на срок до 2025 года (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642), эту же структуру рекомендуют образовательным организациям некоторые органы исполнительной власти, органы управления образованием субъектов, например, администрации некоторых районов  Санкт-Петербурга [2].

Разработка Программы развития Кызылского президентского кадетского училища  проводилась в рамках нескольких основных этапов: изучение действующей нормативно-правовой базы,  современных тенденций развития общества и государственной политики в сфере образования с перспективой на пять лет, национальных образовательных проектов и государственных программ; создание коллектива единомышленников; анализ условий (кадровое, нормативно-правовое, программно-методическое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое, мотивационное обеспечение); разработка и формулирование Концепции программы, тренда (имиджевой характеристики); экспертизы, рассмотрение программы на педагогическом совете, согласование с учредителем и утверждение.

Программа развития создавалась с учетом анализа имеющихся условий и ресурсов училища и перспективы развития. С целью рассмотрения потенциала развития училища с учетом существующих проблем использовался SWOT-анализ в сочетании с форсайт-технологией.

Форсайт (в переводе с англ. foresight) означает взгляд в будущее, это относительно новая методология стратегического управления. В училище прошла форсайт-сессия по теме «Училище – 2025» (построение траектории развития училища до 2025 года) «Построим свое будущее сами». Форсайт – технология позволила создать модель будущего училища, образ, который лёг в основу «дорожной карты» Программы развития. После окончания форсайта началась работа по созданию плана и достижению придуманного образа будущего. Важно понимать, что этот план (образ) не статичен, он постоянно меняется и корректируется, опираясь на создаваемую «дорожную карту», а через технологию проектного управления достигается смоделированный образ будущего. Главным результатом Форсайт — сессии стало не только более четкое видение проблем и перспектив развития училища, но и в целом, основные точки роста и направления развития Кызылского ПКУ, которые легли в основу разработки Программы развития училища до 2025 года.

Потенциал развития образовательной организации рассматривается как совокупность проблем образовательной организации, препятствующих его развитию, и совокупность преимуществ (точек роста), способных стать системообразующими элементами его развития. Одним из наиболее простых и наглядных инструментов выявления потенциала развития образовательной организации выступает SWOT анализ – метод оценки внутренних сильных и слабых сторон организации, а также открывающихся перед ней внешних возможностей и подстерегающих ее опасностей (S, strength – сильные стороны, W, weakness – слабые стороны, О, opportunities – благоприятные возможности, Т, threats – угрозы), который позволяет в целом увидеть возможности развития образовательной организации. SWOT-анализ — проблемно-ориентированный анализ внутренней и внешней среды образовательного учреждения, направлен на разрешение ключевых проблем образовательной организации, требующих неотложного решения в ближайшее время, а также на модернизацию ресурсных возможностей, прежде всего, кадровых, информационных, материально-технических и временных, которыми она обладает.

Для изучения внешних факторов, оказывающих влияние на образовательную организацию, в стратегическом менеджменте используют методику PEST-анализа, согласно которой выделяются четыре основные группы факторов влияния внешней среды: политический, экономический, социальный, технологический.

Таким образом, применение SWOT-анализа, PEST-анализа в сочетании с современной Форсайт-технологией позволило нам рассмотреть влияние различных факторов внешней среды, сильных и слабых сторон училища на его долгосрочную эффективность, спрогнозировать сценарий, сформулировать миссию, концепцию развития и создать основу для оптимального инновационного развития училища.

Для построения модели Программы развития использовался проектно-целевой подход, который предполагает следующую логику: программные цели и задачи достигаются с помощью интеграции результатов отдельных компонентов —  проектов. Проектные методы управления являются современной альтернативой традиционному администрированию. Проект отличается тем, что всегда имеет четкий план и ориентирован на получение результата, исходя из конкретных показателей, то есть на эффективность. В рамках создания программы развития предложена реализация нескольких проектов, каждый из которых является инновационным для данного этапа развития училища. В них ставятся нестандартные задачи и возникают новые векторы развития, поэтому проектное управление дополняет традиционную административную структуру.

При разработке современной Программы развития образовательной организации представляется целесообразным предусмотреть реализацию мероприятий по основным направлениям в логике Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», а также национального проекта «Образование», в региональную составляющую которого входят федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность».

Разработанная нами и принятая в 2020 году Программа развития Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Кызылское президентское кадетское училище» на 2020-2025 годы «От успеха в училище – к успеху в жизни. Эффективность и качество» [3] представляет собой управленческий документ, предусматривающий реализацию комплекса мероприятий и создания необходимых условий в образовательной организации для достижения определенных документами стратегического планирования целей государственной политики Российской Федерации в сфере образования на принципах проектного управления (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242 (ред. от 17.07.2020 г.) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации») и предусматривает возможность достижения целевых показателей Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на срок до 2025 года (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642), стратегических целей Национального проекта «Образование» в рамках полномочий училища и непосредственно показателей уставной деятельности Кызылского ПКУ с опорой на внутренние и привлеченные ресурсы; обеспечить качественную реализацию государственного заказа и всестороннее удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений; консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социальных партнёров училища для достижения целей Программы.

Источником информации об эффективности реализации Программы является система показателей. Показатели эффективности реализации Программы характеризуют степень достижения цели и решения ее задач и представляют собой количественные переменные, позволяющие оценить эффект одновременно от естественных социальных процессов и от целенаправленной деятельности субъекта управления.

Показателей, характеризующих те или иные особенности образовательной организации, либо происходящие в ней процессы, может быть множество, но основные, безусловно, те, что отражены в стратегических государственных документах.  Основные (типичные показатели):

— Результативность реализации основной образовательной программы ОО за прошедшие годы: общая успеваемость; количество медалистов; доля поступивших в вузы; доля выбора специальности (направления обучения) в соответствии с профилями образовательной организации; результаты ЕГЭ; количество участников и победителей предметных олимпиад; результаты мониторинга уровня обучения; количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.

— Качество образовательной деятельности: соотношение количества учащихся и проектной мощности; общее число учащихся в образовательной организации; количество классов особых форм обучения (лицейских, гимназических, углубленного изучения отдельных предметов, коррекционных, дистанционного обучения); показатели состояния здоровья учащихся; удовлетворенность учащихся и родителей качеством образовательной деятельности по результатам анкетирования или внешней экспертизы; уровень использования современных образовательных технологий, использование ИКТ, степень индивидуальной мотивированности учащихся.

— Качество условий организации образовательной деятельности: создание безопасной образовательной среды; оценка условий для полноценного питания учащихся; уровень медицинского обслуживания учащихся; состояние библиотечного фонда; динамика изменения материально-технической базы организации образовательной деятельности (количество компьютеров, их тип, количество на одного учащегося, наличие лабораторий и кабинетов, мультимедийное оборудование, средняя скорость Интернета).

— Профессиональные качества педагогического коллектива: квалификация, активность и результативность участия в конкурсах различного уровня, возрастной ценз, частота повышения квалификации.

— Система дополнительного образования: число программ дополнительного образования по уровням образования; доля учащихся и педагогов ОО, занятых в системе дополнительного образования; удовлетворенность определенными направлениям дополнительного образования; результативность программ по количеству участников и победителей различных конкурсов.

— Воспитательная работа: направления и критерии результативности воспитательной работы образовательной организации; доля учащихся, задействованных в социально значимой деятельности (поисковая, социальное проектирование и т.д.), принимающих участие в работе органов ученического самоуправления, детских общественных организациях и объединениях; результативность воспитательной работы в динамике количества и качества социальных инициатив обучающихся; наличие школьных СМИ; совместная работа с органами внутренних дел, социальными службами, с родительской общественностью; удовлетворенность учащихся и родителей качеством воспитательной работы.

— Инновационная деятельность: число семинаров, мастер-классов, конференций, проведенных силами ОО на различных уровнях; количество публикаций, методических разработок, авторских программ; число реализованных проектов, грантовых конкурсов, число договоров о совместной деятельности.

— Управление качеством образовательной деятельности: параметры системы государственно-общественного управления; характеристика системы финансовой самостоятельности образовательной организации; участие в профессиональных объединениях, общественных структурах, международных сообществах; параметры работы ОО с социальными партнерами.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется как внешними экспертами (аудит), так и самим педагогическим коллективом, и администрацией ОО (самоанализ реализации Программы развития). В целях управления, обеспечения реализации и организационно-методического сопровождения Программы развития руководитель образовательной организации создаёт Координационный Совет, который действует на период срока программы и подчинён педагогическому Совету. В состав Координационного Совета могут входить руководящие, педагогические и непедагогические работники ФГКОУ «Кызылское ПКУ», из числа творческих, опытных и коммуникабельных работников, рекомендованных педагогическим сообществом, представители родительской общественности, попечительского совета и т.д. Персональный состав координационного совета Кызылского ПКУ утверждён приказом начальника училища, его состав может меняться на любом этапе реализации Программы.

Координационный совет при осуществлении общего руководства по вопросам управления инновационной деятельностью творческих групп в рамках эффективной реализации Программы развития имеет право на определение и корректировку стратегических направлений инновационной деятельности педагогического коллектива; согласование кандидатур руководителей и персональный состав творческих групп по проектам Программы развития, научного руководителя.

В объем основной деятельности Координационного совета включаются следующие обязанности: осуществление контроля за соответствием организации образовательного процесса требованиям федерального законодательства в сфере образования, а также требованиям учредителя — Министерства обороны Российской Федерации, принятой Программе развития ФГКОУ «Кызылское ПКУ»; обеспечение взаимодействия со структурными объектами внутренней и внешней среды различного уровня в рамках реализации конкретных проектов Программы ;ежегодное представление аналитического отчета по промежуточным или итоговым результатам реализации Программы развития ФГКОУ «Кызылское ПКУ» на Педагогическом Совете (по полугодиям календарного года — в августе и декабре), подготовленного на основе материалов, представленных руководителями творческих групп.

Таким образом, Программа развития образовательной организации является документом стратегического планирования, выстроенным в логике программно-целевого подхода, на основе проблемно-ориентированного анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения и в то же время формой общественного договора между участниками образовательных отношений.

Программа развития образовательной организации содержит интегрированную модель действий, предназначенных для достижения желаемого будущего, по переводу организации от исходного в качественно новое, желаемое состояние.

Значение Программы развития состоит в том, что ее разработка позволяет снизить степень неопределенности при принятии стратегически важных решений, наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы, определить оптимальные внутренние и внешние условия эффективного функционирования, предложить систему управленческих действий, направленных на развитие, реализацию инноваций, нацеленных на результат и эффективность.

Составление Программы развития – это творческий процесс всех участников образовательных отношений, который предполагает опору на педагогические, технологические, социальные и управленческие инновации. Разработка Программы развития образовательной организации требует от проектной команды реализации таких умений, как моделирование ситуации; выявление необходимости изменений; разработка стратегии изменений; использование в ходе изменений надежных методов; реализация стратегического замысла.

Программа развития образовательной организации является управленческим документом, который должен придать процессу изменений в деятельности образовательной организации целенаправленный характер устойчивого инновационного развития, совпадения векторов развития социального окружения и развития самой образовательной организации.

 

 

Литература

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ст.28. [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/
  2. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Колпинского района Санкт-Петербурга. Рекомендации образовательным организациям по разработке программы развития до 2025 года [Электронный ресурс] // URL: http://imc.kolp.gov.spb.ru/
  3. Программа развития федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Кызылское президентское кадетское училище» на 2020-2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://kzpku.mil.ru/upload/site120/document_file/z5VySckyvt.pdf

 

 

 

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню