Наука

Пути становления и развития Министерства образования и науки Республики Тыва

11
folder_openНаука
commentКомментариев нет
Директор ГБНУ Министерства образования и науки Республики Тыва «Институт развития национальной школы»,
к.филос.н., С.С. Товуу

Статья посвящена 80-летию Министерства образования и науки Республики Тыва. В ней определены важнейшие этапы становления и развития ведомства в истории республики.

Сегодня Министерство образования и науки Республики Тыва (министерство) – орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий государственное управление в сфере образования и науки в республике. Важнейшие функции министерства: нормативно-правовое регулирование в сфере образования, научно-технической и инновационной деятельности, оказание государственных услуг в образовании и воспитании обучающихся в образовательных организациях, развитие государственных научных учреждений, контроль и надзор в сфере образования.
Министерство создано в 1941 году как Министерство народного просвещения Тувинской Народной Республики. Согласно Положения о Министерстве народного просвещения ТНР, утвержденного Советом Министров ТНР от 9 октября 1941 года Протоколом №18, министерство создано на основании ст.32 Конституции ТНР [2, 10].
Документ подписан первым министром просвещения ТНР Лопсан-Кенденом.
На созданное министерство возложено руководство в стране научной, учебной, библиотечной, политико-просветительской, музейной, издательской и всей учебной деятельностью. В соответствии с п. 9 указанного положения в состав министерства входили: 1. Отдел начальных, неполных средних и средних школ; 2. Научный отдел языка и письменности; 3. Отдел школ взрослых и политпросветработы; 4. Отдел библиотек; 5. Государственное издательство; 6. Сектор музейного строительства; 7. Административно-хозяйственный отдел.
Указанные направления деятельности нового министерства показывают масштабность работы в народном образовании того периода. К 1941 году ставились задачи разработки школьной программы, подготовки кадров, в стране уже насчитывалось 68 школ с 3060 учащимися, функционировали партийные школы, школы для взрослых. Такая масштабность предопределила создание отдельного органа по образованию. До создания министерства вопросы народного образования были в введении Министерства культурных дел.
В октябре 1944 года с вхождением Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза Министерство просвещения народного образования было реорганизовано в Тувинский отдел народного образования.
Заведующим отделом народного образования в 1946 был назначен Николай Алексеевич Сердобов. В период работы Н.А. Сердобова с 1946 по 1951 годы, в первую очередь, деятельность отдела была направлена на ликвидацию последствий войны, всестороннего охвата школьным образованием детей, школьного строительства – сети пришкольных интернатов увеличилось до 77, зданий начальных школ до 235. С 1951 по 1955 годы руководил отделом образования Анатолий Иванович Ломаев.
С 1955 по 1968 годы в период руководства министра Бориса Холчукпеновича Болдур-оола отдел народного образования в 1961 году преобразован в Министерство просвещения Тувинской АССР. В систему образования было введено всеобщее семилетнее школьное образование, полностью внедрена школьная программа.
С 1968 по 1977 годы министерством руководил Ондар Дожулдей Бурзунеевич. Большое внимание было уделено вопросам подготовки профессиональных кадров – введено обязательное требование наличия высшего и среднего профессионального образования у учителей школ, детских садов.
С 1978 года на посту министра просвещения в течение 15 лет трудился Николай Салчакович Конгар. Успешно реализована «Реформа общеобразовательной и профессиональной школ»: введено обязательное всеобщее среднее образование, в школьном образовании новшеством стало внедрение трудового воспитания через новый предмет «Основы производства. Выбор профессии». Для повышения качества учебно-образовательного процесса и обеспечения учебно-методическими комплексами был создан Учебно-методический совет в министерстве, в который вошли ученые и опытные учителя: Ш.Ч. Сат, Д.А. Монгуш, Р.Р. Бегзи, М.Д. Биче-оол, А.К. Ойдан-оол, А.А. Алдын-оол и другие.
С 1992 по 1993 годы министерство возглавляла Клара Ивановна Комбу. В годы перестройки задачи ведомства были направлены на создание системы трехкомпонентного содержания образования – федерального, национально-регионального и школьного. Под руководством К.И. Комбу в 1993 году создан первый методический и научно-популярный журнал «Башкы».
В 1994 году министром народного образования Республики Тыва назначен Валентин Байкараевич Ховенмей. До 1997 года под руководством В.Б. Ховенмея решались вопросы беспрерывного финансового обеспечения образовательных организаций, впервые в республике началась широкая компьютеризация школ республики.
С 1997 по 2000 годы на посту министра народного образования трудился Владимир Саарымбууевич Донгак.
С 2000 года в системе образования с приходом нового министра Петра Александровича Морозова наблюдается стабилизация в отрасли образования. Реформирование системы образования в целом по стране привело и к реформированию самого министерства: Министерство народного образования Республики Тыва реорганизовано в 2000 году в Министерство общего и профессионального образования Республики Тыва, затем в Министерство образования Республики Тыва, в 2007 году в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва, в Министерство образования и науки Республики Тыва. При П.А. Морозове созданы важнейшие институты, обеспечивающие методическое, научное сопровождение образовательного процесса, такие, как психолого-медицинский центр «Сайзырал», Институт развития национальной школы, Институт оценки качества образования, Центр диагностики и консультирования. Началась масштабная реализация национального проекта «Образование». В республике утверждена комплексная программа модернизации образования.
В последующие годы министрами образования и науки Республики Тыва назначены Анна Мухамеджановна Потапова (2010-2011 годы), Органа Доржуевна Натсак (2011-2012 годы). А.М. Потапова на посту министра начала модернизацию системы профессионального образования, подключение школ к сети Интернет, компьютеризацию образовательного процесса, продолжила это направление О.Д. Натсак.
В 2012 году министром образования и науки Республики Тыва назначен видный деятель, доктор филологических наук Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей. В период руководства К.А. Бичелдея интенсивно строились и реконструированы детские сады и школы. Успешно начали реализацию губернаторские проекты «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием», губернаторский проект по привлечению педагогов мужчин в образовательные организации.
С назначением на пост министра образования и науки Республики Татьяны Оюновны Санчаа с 2015 года в республике проведена масштабная работа по введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, по обеспечению доступности дошкольного образования, по привлечению федеральных средств для строительства новых школ и детских садов. Впервые в 2016 году внедрено проектное управление в системе образования по реализации федеральных и региональных проектов. Татьяной Оюновной большое внимание уделено вопросам повышения качества образования, построенных на объективной оценке знаний через оценочные процедуры и подготовки к ГИА учащихся выпускных классов.
Приоритетными направлениями работы министерства определены: государственные программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2025 годы», «Развитие русского языка на 2014-2020 годы», «Развитие тувинского языка на 2017-2020 годы».
С сентября 2020 года министром образования и науки Республики Тыва назначена Солангы Михайловна Тамчай. В системе образования поставлены цели для достижения показателей, сформулированных в Указах Президента Российской Федерации (№204 и 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»): достижение 100% доступности дошкольного образования в возрасте до 8 лет; решение вопроса переполненности школ (ликвидации третьей смены), по строительству новых школ; создание современных условий в образовательных организациях, в том числе капитальный ремонт 60 школ; повышение качества образования через реализацию проектов; модернизация воспитывающего потенциала системы образования, введение новой «Программы воспитания»; увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования; поддержка деятельности педагогических кадров; модернизация профессионального образования.
Таким образом, каждый из этапов развития Министерства образования и науки Республики Тыва неразрывно связан с вкладом и ролью исторической личности – министра, возглавлявшего ведомство. Деятельность министерства на всех исторических этапах выполняла задачи развития образования в Туве с учетом всеобщих тенденций развития образования в стране, его национальной и региональной специфики.

Литература

1. История Тувы: в 3 т/ под общ.ред. В.А. Ламина. – Новосибирск: Наука, 2007. 430 с.
2. Министерство образования и науки Республики Тыва. 75 лет по пути развития. – Красноярск: Абрис, 2016. – 152 с.
3. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. / Л.П. Салчак, К.Б. Салчак. – Кызыл, 2003. – 256 с.
4. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. – Кызыл, 1953. 136 с.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню