Методика

РАБОТА НАД СЛОВОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы)

45
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Жердинская Ирина Николаевна , учитель географии ГАНООРТ ГЛРТ

Свой вклад в развитие языковой культуры, а через нее и в общекультурный багаж школьника может внести не только учитель-словесник, но и преподаватель любого школьного предмета. Каждая учебная дисциплина содержит обилие языкового материала в форме терминологического аппарата, а также общеупотребительной лексики, владение которой способствует выработке научного мировоззрения.

Формы включения в контекст урока географии новых слов и закрепления уже известных разнообразны. Они учитывают общий уровень подготовленности учащихся, особенности восприятия детьми и подростками абстрактных понятий, сложных терминов иноязычного происхождения.

Назовем некоторые дидактические приемы объяснения новых слов, научных понятий:

Разбор слова по составу;
Объяснение с помощью учебника или словаря;
Демонстрация иллюстративного материала;
Включение нужного термина в текст географического диктанта;
Использование элементов игры;
Обращение к художественному слову.
Например, в теме «Рельеф», может быть проведена словарная работа предполагающая выбор точного по смыслу термина из представленного синонимического ряда: ландшафт, пейзаж, рельеф. В случае затруднения используется толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. Выясняется, что ландшафт – общий вид местности, пейзаж, а рельеф – неровности земной поверхности. Точное понимание значения слова позволяет правильно использовать его в научном обороте.

Такие слова как землетрясение, оледенение, осыпи, оползни посредством разбора по составу обретают конкретный и понятный смысл. А термины дюны, морены могут быть объяснены с помощью демонстрации фотографий, кадров видеофильмов, компьютерной презентации.

Дидактический материал, показывающий разнообразие рельефа, можно найти в книге Кужугета Шойгу «Перо черного грифа», «Танну Тыва. Страна голубых рек». Цветные, художественно выполненные фотографии родных мест вызывают живой эмоциональный отклик учащихся, и учебный материал усваивается глубже, полнее. Элементы краеведения, выраженные как наглядным, так и вербальным способами, помогают «оживить» сложные географические термины.

Для закрепления и проверки знаний используются географические диктанты, в которых оценивается не только верная трактовка термина, но и учитывается правильное написание слов собственных имен (за грамотность присваивается дополнительный балл).

Накопление терминологического словаря при усвоении новой темы проводится и в игровой форме, позволяющей активизировать внимание, а значит и память. При закреплении темы «Климат» класс делится на команды с соответствующими названиям («циклон», «тайфун», «Ураган» и др.). каждой команде вручается по «ромашке» с 10-ю лепестками, на которых написаны не только факторы, определяющие климат:

Уровень солнечной радиации
Географическая широта местности
Выветривание
Рельеф
Состав горных пород
Близость океанов
Течения
Высота местности над уровнем моря
Эрозия
Антропогенное воздействие.
Задача команды за 1 минуту собрать ромашку, на которой указаны только климатообразующие факторы. Дополнительные баллы можно получить, объяснив значение некоторых научных терминов, например, эрозия, антропогенная деятельность, выветривание, аномальные погодные явления, амплитуда температур.

В качестве опережающего индивидуального задания (ОИЗ) можно предложить составить краткий толковый словарь по заданной теме. Подобные виды заданий помогают не только более прочному усвоению изучаемого раздела, но и вырабатывают вкус к точному слову и суждению.

Активный интерес учащихся вызывает интегративный подход к изучению тем, в которых в качестве индивидуальных или групповых заданий предлагается подобрать художественные описания географических объектов, стихи. В рамках внеклассной работы можно составить целые литературно-географические композиции.

Выше говорилось об использовании элементов краеведения в учебном процессе. В практике школы при изучении темы «Реки» наряду с сугубо научными знаниями используются и художественные тексты. Например, подготовленные чтецы прочитают наизусть фрагменты стихов разных авторов о Енисее.

Вы бывали когда-нибудь на Енисее?

Если не были – я не завидую вам!

Много рек я видал, но тоски не рассеял

По его белопенным, студеным волнам.

Начиная стремительный бег исполинский,

Он упрямо несет караваны судов,

Синий в Тодже,

зеленый у скал бирюсинских,

светло-серый у самых арктических льдов.

(К. Лисовский)

Ты прохладными ветрами с дальних предгорий

Тихо веешь, моя голубая река,

С непокорными, грозными скалами споря,

пробиваешься к северу издалека.

Сквозь Саяны спешишь ты к Сибири могучей,

От Саянских вершин до полярного льда,

Где спускаясь к реке, где взбираясь на кручи, —

От истоков до устья растут города.

(М. Скуратов)

Обращение к поэтическим текстам, подкрепленное видеоматериалами, рождает зрительный образ реки, вызывает эстетически облагораживающие эмоции, углубляет патриотические чувства школьников.

Ценным источником научного материала для знакомства с водными объектами Тувы является книга Б.К. Ондар «Краткий словарь гидронимов Тувы» (Кызыл, 1995), в котором содержатся тувинские гидронимы и их переводы на русский язык, красочные и выразительные: «Маннайлыг – река в Танды; «маннай» — «радость», «счастье», то есть река, приносящая радость (избавление от болезней). Названа по минеральным целебным источникам.

Много других художественных описаний водоемов, поэтических и прозаических, встречается в литературных произведениях, принадлежащих перу русских и тувинских писателей. Их систематическое использование, в объединении с научной информацией, способствует гармонизации мира в сознании школьника.

Таким образом, поскольку вербальная информация составляет основу каждого учебного предмета, то внимательное отношение к слову должно быть обязательным требованием к содержанию учебного урока предметов естественно-научного цикла и непременным условием успешности обучения.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню