Методика

Реализация системно-деятельностного подхода через проектную и исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы

46
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Енушкевич Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва

Многие учителя в своей работе сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Через что мы, учителя русского языка и литературы, должны добиваться разрешения этого вопроса? Мне кажется, что через использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроках.

Основой деятельностного подхода являются проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Учитель, используя этот метод, должен сам освоить это направление в работе.

Остановимся на задачах проектной деятельности:

— Обучение планированию;

— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

— Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

— Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

— Формировать позитивное отношение к работе.

Особое внимание нужно уделить изучению основных требований к использованию проектной деятельности и алгоритму работы:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
Использование исследовательских методов.
Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

Этапы Содержание работы Деятельность обучающихся Деятельность учителя
Подготовительный Определение темы и целей проекта Обсуждение и выбор темы Предлагает темы проектов
Выделение подтем в теме проекта Выбор подтемы или предложение новой подтемы Совместное обсуждение подтем проекта
Формирование творческих групп Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды Организационная работа по объединению школьников в группы
Подготовка материалов к исследовательской работе Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания
Планирование Определение источников, способов сбора и анализа информации Корректировка и дополнение предложений учителя Предлагает основную литературу, способы сбора информации
Разработка проекта Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации Консультации, координирование работы обучающихся
Оформление результатов Оформление результатов согласно выбранной форме отчета Оформление результатов согласно выбранной форме отчета Консультации, координирование работы обучающихся
Презентация Предоставление выполненной работы Доклад о результатах работы Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников
Оценивание Оценка работ согласно разработанным критериям Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Совместное с экспертной группой оценивание, выявление возможностей, потенциала продолжения работы
Можно составить правила успешной проектной деятельности, план действий и критерии оценивания.

Правила:

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
План действий:

Выбор темы проекта (исследования).
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Критерии оценивания работ:

Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
Степень осмысления использованной информации;
Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
Владение рефлексией;
Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку.

Также на таких уроках реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности: ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда, а это ценный результат урока, что становится стимулом дальнейшего освоения предмета.

Проектная и исследовательская деятельность позволяют привлекать к работе учащихся, родителей, учителей, создают условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения и повышают мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний.

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню