Образовательные организации

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КЫЗЫЛСКОГО ПКУ

Никитин Евгений Васильевич, преподаватель-организатор отдельной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности, основы военной подготовки» (руководитель отдельной дисциплины) ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище»

»

Исходя из запросов государства, в соответствии с методическими рекомендациями Министерства обороны Российской Федерации все подчинённые ему учреждения довузовского образования приступили к реализации военной составляющей в образовательной деятельности. Таким образом, президентские кадетские училища вошли в трехступенчатую систему получения среднего общего и высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

Президентские кадетские, суворовские и нахимовские училища являются наиважнейшей, первой ступенью системы военного образования России. Именно в этих образовательных учреждениях с первых дней в сознание детей закладывается беззаветная любовь к Родине, к вооруженным силам и военной службе. Учебно-материальная база, организация учебного процесса и условия проживания позволяют подростку гармонично, всесторонне развиваться в общеобразовательной, физической, научной, духовной и общественной деятельности. За время обучения в училище у кадет формируется устойчивый интерес к будущей профессии военного. Исходя из индивидуальных особенностей личности кадета и его морально деловых качеств, физической подготовленности и индивидуального здоровья, специалисты училища помогают ему окончательно определиться с военной профессией, сделать выбор и подготовиться к поступлению в высшее профессиональное образовательное учреждение Министерства обороны Российской Федерации.

Организация обучения военной подготовке в училище осуществляется в соответствии с Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских и кадетских (морских кадетских) корпусах, приказами и директивами министра обороны Российской Федерации, заместителя министра обороны Российской Федерации, а также других старших начальников, уставами, наставлениями, курсами стрельб и программой военной подготовки училища.

Планирование военной подготовки и оценка знаний и навыков (определение оценочных показателей) проводится в соответствии с требованиями Инструкции по организации и планированию образовательного процесса в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах (приложение № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации 2001 года № 25).

Занятия по военной подготовке интегрированы с занятиями по предмету ОБЖ, построены в единой системе по принципу от простого к сложному и организованы на всем сроке обучения кадет в училище с 5 по 11 класс.

Также интегрированный и метапредметный подход с предметом ОВП используется и при проведении уроков по другим общеобразовательным предметам, военная составляющая присутствует абсолютно на всех уроках, и важнейшую связующую роль в междисциплинарном взаимодействии играет кафедра ОБЖ, ОВП.

В 5 – 7 классах занятия проводятся в рамках урочной деятельности за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса, по одному часу в неделю в системе ОБЖ, где 12 часов учебного времени отведено на изучение предметов военной подготовки и 22 часа учебного времени на изучение предмета ОБЖ.

На занятиях по ОВП кадеты изучают историю развития метательного и холодного оружия древности и его влияние на развитие форм тактических действий; знаменитых полководцев древности и их вклад в развитие военной науки; историю развития огнестрельного оружия в России и выдающихся российских конструкторов; изучают положения строевого устава и практическое выполнение строевых приемов на месте и в движении; положение о суворовских военных и кадетских училищах Министерства обороны Российской Федерации, историю их создания и обязанности кадет, воинские и кадетские звания, порядок оборудования и ношения военной формы одежды, символы воинской доблести и чести и дни воинской славы России.

В 8-11 классах занятия по ОВП и ОБЖ проводятся в рамках урочной деятельности из обязательной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса по одному часу в неделю на предмет с учетом гендерного подхода образовательной деятельности.

Занятия организуются в первом и втором учебных полугодиях – непосредственно в училище. Теоретические занятия проводятся в учебных классах, на занятиях используются массогабаритные макеты, манекены-тренажёры, наглядные пособия как в печатно-плакатном виде, так и с использованием интерактивной доски. К каждому занятию разрабатывается презентация, план-конспект или технологическая карта, в большей части занятий используется видеоматериал. Для проверки знаний в начале урока в течение 10 минут проводится дифференцированный опрос по пройденному материалу, где 6 кадет в тестовом виде или письменно отвечают на 5 вопросов. Данный вариант опроса позволяет давать задания с учетом индивидуального подхода к каждому кадету, а задания формируются с учетом усвоения кадетами определенных вопросов, а также возвращения к пройденным темам с целью их повторения. Также в течение 10 минут проводится устный опрос 1 – 3 кадет у доски по материалам пройденной темы.

Данный прием дает возможность оценить минимум 7 – 9 кадет за урок без учета оценок, заработанных в ходе работы во второй части урока при изучении нового материала, а также позволяет выявить слабые места в усвоении материала и скорректировать работу по их устранению. В ЛМС-школе в контент домашнего задания вкладываются дополнительные материалы, буклеты, развивающие видеофильмы по пройденной теме, которые кадеты могут скачать на свой компьютер, распечатать, вклеить в тетрадь и использовать дополнительно при подготовке домашней работы. Например, ТТХ стрелкового оружия с цветной картинкой образца, дни воинской славы, порядок выполнения норматива, памятки по действиям в ЧС или основные статьи строевого устава.

Практические занятия проводятся на строевом плацу, в лазерном тире в специально оборудованном возле тира классе основ и правил стрельбы и многофункциональном классе отработки нормативов. Данные классы позволяют практически выполнять различные упражнения по стрельбе из лазерного автомата АК-74 и пистолета ПМ, нормативы по огневой подготовке 13, 14 (разборка и сборка стрелкового оружия: АК, РПК-74, СВД, ПКМ, ПМ, ПЯ), 1, 2 (изготовка к стрельбе из различных положений и разряжение оружия в пешем порядке), 16 (снаряжение магазина, ленты патронами). Кроме того, в классе отработки нормативов выполняются нормативы по медицинской, горной, инженерной, тактической подготовке, а также занятия по РХБ защите и строевой подготовке [4]. Оборудование данных классов в шаговой близости друг от друга позволяет одновременно задействовать на учебных местах весь взвод, а кадетам за время занятия практически отработать различные нормативы и выполнить упражнение учебных стрельб из лазерного оружия.

По окончании учебного года с кадетами 5 – 6 классов проводятся десятидневные военно-полевые сборы на базе училища в количестве 100 часов, где кадеты в игровой форме практически закрепляют пройденные темы по туризму, ориентированию на местности и автономному существованию в природной среде, также в рамках интеграции предмета ОБЖ, ОВП с другими общеобразовательными предметами с кадетами проводятся выездные занятия, в которых также присутствует военная составляющая.

На занятиях по истории кадеты посещают музеи республики, изучают памятники, посвященные как гражданской, Великой Отечественной войне, так и предметы археологии, находящиеся на территории республики. На выездных практических занятиях по биологии кадеты изучают экосистему степи и предгорья и способы добычи воды и пищи в данных условиях. На занятиях по иностранному языку в рамках лингвистической школы кадеты пополняют словарный запас согласно установленной тематики военной составляющей (название костров, укрытий, выполнение всевозможных бивачных работ).

Кадеты 7 классов (мальчики) и 8 класс (девочки) на 100-часовые десятидневные военно-полевые сборы выезжают в горно-стрелковый учебный центр Ергаки, где практически изучают основы горной подготовки и практически закрепляют свои навыки в ходе трех восхождений. Также в рамках интеграции предмета ОБЖ, ОВП с другими общеобразовательными предметами с кадетами проводятся практические занятия по биологии, где кадеты изучают экосистему в условиях горно- таёжной местности и способы добычи воды и пищи в данных условиях. В рамках лингвистической школы кадеты пополняют словарный запас согласно установленной тематики военной составляющей (горный ландшафт, название узлов, переправ, горного снаряжения).

Кадеты 8 классов (мальчики) в рамках профориентационной работы во время учебных военно-полевых сборов на 5 дней выезжают в Новосибирское высшее общевойсковое командном училище ВУНЦ Сухопутных войск «ОВУ ВС РФ». В училище кадет знакомят с распорядком дня и бытом курсантов, специальностями, которые получают курсанты в ходе обучения, с учебно-материальной базой училища, а также с достопримечательностями города Новосибирска.

По окончании учебных сборов, прибыв в училище, кадеты 8-9 классов сдают зачеты по предметам военной подготовки, выполняют 1 упражнение начальных стрельб из автомата Калашникова и защищают проекты по различным предметам зависимости от выбора кадет, разрабатываемые ими в ходе проведения военно-полевых сборов.

С кадетами 10-х классов в соответствии с требованиями приказа Министра обороны № 515 от 21.07.2014 г., приказа Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96/134 от 24.02.2010 г. , указаниями Начальника ГУК МО РФ, учебного плана училища и рабочей программы по предмету ОБЖ, ОВП на учебный год проводятся пятнадцатидневные восьмидесятичасовые военно-полевые сборы с выездом в учебный центр войсковой части 55115.

Все запланированные мероприятия на военно-полевой сбор проводятся согласно программе военно-полевого сбора, расписанию занятий и распорядку дня. Распорядок дня кадет, интегрированный с распорядком дня воинской части, позволяет кадетам на практике ознакомиться с жизнью и бытом солдат РА, распорядком дня солдат, организацией караульной и внутренней службы, практически исполнять обязанности дневального и дежурного по роте в составе суточного наряда воинской части. Занятия по предметам военной подготовки проводятся преподавателями военной подготовки училища, командиром учебной роты (старшим воспитателем), командирами учебных взводов (воспитателями), и младшими воспитателями. Педагоги — организаторы учебных рот (курсов) выполняют роль заместителя командира роты по воспитательной работе. Старшина роты (начальник части хозяйственной) исполняет обязанности по предназначению.

С кадетами проводятся, в основном, практические или показные занятия по огневой, физической, тактической, инженерной, строевой, медицинской, горной и физической подготовке, военной топографии и общевоинским уставам, основам обеспечения безопасности военной службы и радиационной, химическая и биологическая защите, а также военно-патриотическому воспитанию и воспитательной работе.

На завершающем этапе сборов кадеты сдают нормативы на зачет и получают оценку, также практически выполняют второе упражнение начальных стрельб «Стрельба с места по неподвижной и появляющейся цели днем» из автомата Калашникова АК-74М и пулемета ПКМ; второе упражнение начальных стрельб «Стрельба с места по появляющимся целям днем» из снайперской винтовки Драгунова СВД.

Оценки кадет за выполнение стрельб, нормативов и сдачу зачетов заносятся в сводную ведомость учета результатов сдачи зачетов по предметам военной подготовки изученных кадетами в ходе сборов.

Общая оценка кадетам за сборы формируется из оценок по физической, огневой, строевой подготовке и радиационной, химической и биологической защите.

По окончании сбора кадетам торжественно вручаются книжки о прохождении сбора, в которых отражается наименование предметов и количество часов на их изучение, предметы и оценки, выносимые на зачет и общая оценка за сборы. Прохождение учебного сбора и оценка за сбор заверяется подписью начальника сбора, подписью начальника училища и печатью училища, подписью военного комиссара республики и его печатью.

Таким образом, осуществляя планирование военно-полевых сборов непосредственно отдельной дисциплиной ОБЖ, ОВП, удалось добиться междисциплинарного взаимодействия между другими отдельными дисциплинами и ввести военную составляющую не только в предметы ОБЖ, ОВП, но и в другие дисциплины, которые гармонично дополняют занятия по различным предметам военной подготовки.

Список литературы

1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: КноРус, 2016 г.

2. Учебник «Основы военной подготовки для кадетских, суворовских, нахимовских и военно-музыкальных училищ 7-9 класс» / В.Ю. Микрюков. -М.: КроРус, 2018 г.

3. Учебник «Основы военной подготовки для кадетских, суворовских, нахимовских и военно-музыкальных училищ 10-11 класс» / В.Ю. Микрюков. -М.: КроРус, 2018 г.

4. Учебное пособие «Огневая подготовка» / Л.С. Шульдешов, В.А. Родионов,

В.В. Углянский. -М.: КноРус, 2017 г.

5. Приемы и способы действий солдата в бою. -М.: Военное издательство, 1988.

6. Учебник «Общевоенная подготовка» / В.Ю. Микрюков. -М.: КроРус, 2017.

7. Руководство по 5,45-мм автомату Калашникова (АК74, АКС74, АК74Н, АКС74Н) и 5,45-мм ручному пулемёту (РПК74, РПКС74, РПК74Н, РПКС74Н). -М.: Военное издательство МО СССР, 1976.

8. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2001 года № 25

9. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 515 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации».

10. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

11. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 210, 1997 года «О правилах ношения военной формы одежды».

12. Приказ Первого заместителя Министра обороны Российской Федерации №205/2/202, 1996 года «Об утверждении Инструкции о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню