Сат Кира Ангыр-ооловна, кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка и литературы ТувГУ
В настоящее время растет понимание важности устной грамотной, точной, логичной, убедительной, выразительной речи, вместе с этим растет и статус риторики. Современная риторика рассматривается не только в рамках публичного выступления, но и представляет собой «учение о воспитании личности через слово» [1: 3].
Учителя (особенно словесники), являясь блестящими ораторами, нередко занимают большее время урока объяснением, личным повествованием и рассуждением. Это, с одной стороны, считается прекрасным образцом выразительной устной речи, но, с другой стороны, не дает развиваться ученику как коммуникативной личности, для него не остается возможности демонстрировать на уроке устную речь.
В связи с этим, важно всем педагогам, независимо от предмета преподавания, осознать значимость развития устной речи учащихся в овладении знаниями в любой области, и тем самым определить роль и значение риторики в образовательном пространстве школы в целом.
Приоритетной задачей современного школьного образования является развитие речевой компетенции учащихся, которое обеспечивает формирование универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с ФГОС.
Образовательный стандарт выделяет речевые компетенции в каждом блоке УУД [ 4] (см. табл. 1).
Табл. 1. Речевые компетенции учащихся
УУД | Речевые компетенции |
Личностные УУД | – трансляция патриотических убеждений; – трансляция основных социальных ролей, норм и правил; – отстаивание ценностно-смысловых и нравственных ориентиров; – готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию и др. |
Регулятивные УУД | – формулирование учебной задачи…; – проговаривание последовательности промежуточных целей…; – проговаривание желаемого результата в форме сличения способа действия с заданным эталоном; – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; – проговаривание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; – обоснование выбора в ситуации мотивационного конфликта и др. |
Познавательные УУД | – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; – выбор наиболее эффективных форм и способов речевого реагирования…; – оценка процесса и результатов деятельности; – смысловое чтение и пересказ; – умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; – умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и т.д.); – проговаривание оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; – подведение под понятия, выведение следствий; –установление и проговаривание причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений, доказательств; – выдвижение гипотез и их обоснование; – формулирование проблемы и способов ее решения и др. |
Коммуникативные УУД | – умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения; – умение участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений; – умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации; – применение речевых способов разрешения конфликта; – управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера; – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка и др. |
Для системного развития речевых навыков на уроках
необходимо учитывать:
а) требования к предметным результатам освоения программы в каждой предметной области на каждом этапе обучения (особенности предмета);
б) требования к метапредметным результатам освоения
программы на каждом этапе обучения (сформированность
УУД);
в) наличие обязательных критериев оценки устного выступления;
г) регулярность включения в урок речевых упражнений и тренингов.
Учет требований к предметным результатам освоения
программ учебных дисциплин позволяет учителю поставить
цель речевого развития, обеспечить соответствующее содержание заданий.Понимая, как у учащихся сформировано умение учиться,
учитель имеет возможность оптимально подобрать форму и
объем заданий, рассчитать время на их выполнение.
Устный ответ предусматривается на всех уроках, и для его подготовки в первую очередь необходимо составить определенную опору. Согласно педагогической технологии «ИнтеллекТ» можно использовать следующие формы [2]:
а) для учащихся 5-х классов – сначала применять готовые
иллюстрации, планы к тексту, схемы, а затем самостоятельно
составлять номинативный или тезисный план, выделять ключевые слова, простые схемы;
б) для учащихся 6-х классов – самостоятельно составлять
тезисный, номинативный и вопросный план текста, более
сложные по сравнению с 5-м классом схемы, графическую
структуру из основных мыслей текста, сравнительные таблицы, подбирать доступный иллюстративный материал;
в) для учащихся 7–8-х классов – составлять развернутый
план текста, структурировать информацию; свободно пользоваться различными таблицами и диаграммами, выбирать информацию из дополнительных источников;
г) для учащихся 9–11-х классов – составлять комбинированный конспект, привлекать для устного выступления дополнительные источники информации, различный иллюстративный материал (репродукции, карты, диаграммы, таблицы и др.).
Наличие обязательных критериев оценки устной речи
учащихся обеспечивает качество подготовки (так как учащимся изначально понятно, по каким параметрам требуется подготовить устное выступление), объективность оценивания речевых результатов, что, безусловно, повышает качество знаний.
Таким образом, можно составить матрицу сценариев формирования и развития речевых компетенций по всем учебным предметам в каждой возрастной группе, в которых отражается: предмет; класс; речевая компетенция (УУД); рекомендованные типы речевых упражнений; рекомендованные темы уроков. В соответствии со сценариями формирования речевых компетенций создаются задания, в которых отражается
цель речевого развития, способы достижения этой цели, критерии оценки устного выступления; содержательные (информативность; логичность, связность; точность, ясность, простота; выразительность; чистота речи) и формальные (регламент выступления, построение устного ответа на основе схемы/плана и др.) [ 5] (см. табл. 2).
Табл. 2. Фрагмент сценария формирования и развития речевых
компетенций для 5–11 классов
Речевая компетенция | |||
Класс | История | География | Биология |
7 класс | Умение устно обосновывать исторические события, умение формулировать выводы. | Умение проявить картографическую грамотность в устной речи | Умение ставить вопросы, умение устно раскрывать проблему по заданной теме. |
Устно сформулируйте вывод по заданной проблеме. Для подготовки составьте графическую схему, определяющую логику вашего выступления. Время на выступление – 2 мин. Формальные критерии: ответ построен в соответствии с логикой графической схемы; сформулирован вывод; соблюден регламент выступления. | Составьте подробную характеристику государства, опираясь на типовой план. Постройте устное выступление у доски с использованием карты. Время на выступление – 4 мин. В процессе выступления продемонстрируйте навыки работы с картой. Формальные критерии: выступление сопровождается демонстрацией на карте значимых объектов; сформулирован вывод; соблюден регламент выступления. | Раскройте проблему по заданной теме в ходе устного размышления-рассуждения. В качестве опоры к устному выступлению составьте проблемный (вопросный) план. Раскройте каждый пункт, рассуждая вслух. Завершите ответ вашим видением проблемы. Время на выступление – 3 мин. Формальные критерии: выступление построено с опорой на вопросный план, раскрыты выделенные проблемы; сформулировано личное мнение по проблеме; соблюден регламент выступления. | |
8 класс | Умение устно приводить аргументы «за» и «против» по заданной теме. | Умение устно строить прогноз с опорой на различные источники географической информации (таблицы, диаграммы, схемы) | Умение устно доказывать влияние факторов на различные системы жизнедеятельности организма человека. |
Работая в парах, подготовьте устное выступление по заданной теме в форме аргументации «за» и «против». Составьте наглядную опору, включающую текстовый и иллюстративный (схемы, диаграммы, таблицы) материал. Постройте речевое высказывание так, чтобы в каждой паре участники не только приводили аргументы, но и дополняли друг друга, а потом сделали общий вывод. Время на устное выступление – 4 мин. Формальные критерии: приведенные аргументы сопровождает иллюстративный материал; проведены дополнения/опровержения суждений; сделан общий вывод; соблюден регламент. | Постройте устный прогноз, опираясь на различные источники географической информации (таблицы, диаграммы, схемы). В качестве опоры к устному ответу используйте краткий комбинированный конспект. Время на выступление – 3 мин. Формальные критерии: в качестве опоры для ответа использован краткий конспект; предположения построены на основе выявленных фактов; соблюден регламент выступления. | Докажите положительное/отрицательное влияние… факторов на опорно-двигательную (др. системы жизнедеятельности) систему жизнедеятельности организма человека. Постройте доказательство, выявляя причинно-следственные связи. Обоснуйте свое суждение при помощи логических выводов. Время на выступление – 4 мин. Для подготовки к ответу используйте графическую структуру, отражающую логику вашего выступления. Формальные критерии: доказательство построено на основе выявленных по графической структуре причинно-следственных связей; сформулирован вывод; соблюден регламент выступления. |
Как видно в приведенном фрагменте, важно обучать устной речи с соблюдением регламента выступления, т.к. практика показывает (выступления учащихся на конференциях и других мероприятиях), что регламенту выступления не уделяется должного времени, а это культура речи и часть общей культуры человека.
Итоги данной работы позволяют учителям проанализировать результаты формирования соответствующих речевых компетенций как у каждого конкретного учащегося, так и всего класса.
Тщательная системная подготовка заданий, направленных на развитие речи, позволяет сделать урок соответствующим возрасту, школьной программе, практико-ориентированным, развивающим межпредметные связи и метапредметные компетенции, что соответствует рекомендациям ФГОС. Вместе с тем, риторика, проникая в каждый учебный предмет, не отторгается учителем (математики, биологии, химии, физики, географии, истории и др.), а ежедневно гармонично находит свое место в формате урока, берет на себя роль связующего звена, красной нити, культуры повествования и рассуждения на языке науки.
Литература
- Аннушкин, В.И. К двадцатилетию создания Российской ассоциации риторики. / В.И. Аннушкин. – Текст непосредственный. // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: материалы XXI Международной научной конференции по риторике, 1 – 3 февраля 2017 г : ответственный редактор В.И. Аннушкин. – Москва, 2017. – С. 3.
- Корешкова, Л.А., Конончук, А.В. Воспитание интеллекта // Научная мысль. – 2014. – № 6. – С. 168–171. – Текст непосредственный.
- Корешкова, Л.А., Трутнева, И.В. // Межпредметные связи: формирование речевых компетенций // Русский язык. – 2015. – № 11. – С. 46–48. – Текст непосредственный.
- Корешкова, Л.А., Трутнева, И.В. // Место и роль риторики в системе школьных дисциплин. / Л.А. Корешкова, И.В. Трутнева. – Текст непосредственный. // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: материалы XXI Международной научной конференции по риторике. Ответственный редактор В.И. Аннушкин. – Москва, 2017. – С. 247 – 253.
- Трутнева, И.В. Система развития речи в школе: взгляд изнутри. / И.В. Трутнева. – Текст непосредственный. // Риторика в современной России: традиции и новые задачи: материалы XVIII Международной научной конференции, 30.01. – 01.02.2014 г. – Ярославль, 2014.