Методика

«Словосочетание. Виды связи в СС». Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

22
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Кужугет Алдынай Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 г.Кызыла

 Цель деятельности учителя: систематизировать ранее изученное о словосочетании, углубить знания по теме.

Тип урока: урок систематизации ЗУН и углубления знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, отличия словосочетания от слова, строение словосочетания, смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании, виды словосочетаний; уметь связывать слова в словосочетания, определять главное и зависимое слова в словосочетании, устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании, составлять словосочетания по образцу.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования, пробудить интерес к творчеству С. Савицкой.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, элементы исследования, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока.

Ход урока.

Этапы урока

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации взаимодействия Формируемые умения
1.       Организационный момент.

Реализация домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Актуализация знаний.

 

 

Установление контакта с детьми. Приветствие.

— На прошлом уроке мы начали изучать большой раздел науки о языке. Что это за раздел?

На доске запись:

Синтаксис изучает…

Пунктуация изучает…

— А как связана с этими разделами культура речи?

 

 

 

 

 

 

 

— Давайте выполним небольшое задание. (Дети разделены на 3 группы)

 1 группа подберите 5 прилагательных к имени существительному ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

2 группа 5 имен существительных к глаголу ПРОЧИТАТЬ.

3 группа подберите 5 наречий к глаголу ПЕРЕСКАЗАТЬ.

Задайте вопрос к подобранным словам.

Проявляют готовность работать.

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

Два ученика дописывают записи на доске. (Синтаксис изучает словосочетание, предложение, текст. Пунктуация изучает систему знаков препинания, правила их постановки).

Отвечают на вопрос. (Правильно построенное высказывание поможет точно выразить свои мысли, чувства…)

 

 

 

 

 

Записывают словосочетания, помогают друг другу при затруднениях.

Отвечают на вопрос, делают вывод.

Групповая, индивидуальная. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: работают в парах, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Формулировка

темы и постановка цели урока..

Подводит обучающихся к цели урока, задавая вопросы, используя запись на доске.

—  Сегодня наш разговор будет о синтаксисе.

— Попытайтесь определить тему урока. Слайд №1

— Как бы вы сформулировали цели нашего урока?

— А что вы уже знаете о словосочетании?

— Хорошо. Для наглядности отмечу это в этом цветке. А вы в своих цветках пишите и запоминайте. (у каждого есть цветок)

Параллельно ответам ребята начинают реализовывать стратегию «кластер», заполняя два «лепестка» (главное слово, зависимое слово).

Слайд №2

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезы, формулируют тему урока («Словосочетание»), цели урока (Вспомнить изученное о словосочетании и узнать о нем что-то новое)

Отвечают на вопрос (Сочетание слов, в котором одно слово главное, а другое зависимое…)

Записывают дату и тему в тетрадях.

Групповая
4. Работа по теме урока, углубление знаний. — Ребята, у вас на столах лежат тексты сказки Светланы Савицкой «Деревянная верность». Давайте, прочитаем по ролям выразительно. (Распределение по ролям).

— Давайте проведем небольшое исследование. Некоторые слова обведены жирным пунктиром. Давайте запишем эти слова в столбик  и ответим на вопросы. Можете обратиться к учебнику (с.35).

1. Как, при помощи чего соединяются слова в словосочетании?

2. Какие слова могут соединяться в словосочетание?

3. Каких ошибок нужно избегать при составлении словосочетаний?

 

Демонстрирует слайды №3,4,5, Заполняет по ходу работы еще два «лепестка» кластера: грамматическая связь (выводы 1 группы), смысловая связь (выводы 2 группы).

 

 

 

Какие соединения слов являются словосочетанием? Разберем их.

 

 

 

 

 

 

 

 

По главному слову СС бывают:

1.       Именные

2.       Глагольные

3.       Наречные

 

Демонстрирует слайд №6 – определение словосочетания и виды связи. Предлагает учащимися сверить выводы с теорией учебника на с.39.

— Совпадают ли сведения учебника с нашими выводами?

 

 

— Остальные примеры, почему не являются СС?

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, словосочетание – это…?

 

 

 

3 ученика читают по ролям.

 

 

 

 

Работают с теоретическим материалом учебника, отвечают на вопрос.

 

Работают в группах, представляют результаты исследований. Выводы детей:

1 — Соединить слова в словосочетания нам помогли окончания.

2 — Слова должны быть связаны по смыслу, обозначать сходные явления действительности.

3 — Со словосочетаниями нельзя путать грамматическую основу предложения и слово с предлогом; главное и зависимое слово в словосочетании должны быть выражены самостоятельными частями речи, предлог —  только помощник.

 

Маленький кедр – СС, (им.прил.+сущ., окончания в роде, числе, падеже совпадают.).

Протянула к кедру – СС,  (гл.+сущ. с предл., главное слово-глагол управляет падежной формой зав.слова).

Игриво наступила – СС, ( нар. + гл., по смыслу).

 

Определяют вид словосочетаний.

Маленький кедр — согласование.

Протянула к кедру — управление.

Игриво наступила — примыкание.

 

Работают со словами:

Деревянная верность – не СС, потому что нет такого понятия с точки зрения лексикологии.

Через год – не СС, служебная часть речи — предлог + существительное.

Она промолчала — грамматическая основа предложения.

 

 

 

 

 

Учащиеся делают вывод и строят определение.

Групповая, индивидуальная Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.

Коммуникативные: работают в группе, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5,Физминутка Давайте немного отдохнем. топаем ногами, если согласование.

Хлопаем руками, если управление.

Моргаем глазами, если примыкание.

Талантливая писательница — топают.

Обдуманно читать – моргают.

Читают сказку – хлопают.

Интересная сказка – топают.

Читать выразительно – моргают.

Молодцы! Отдохнули!

 

Выполняют упражнения.    
6. Закрепление изученного материала. — Сейчас продолжим знакомство со сказкой. Когда читали, вам встретились непонятные слова?

Опушившейся – причастие, образовано от глагола опушить – стал более пышным.

Потупила – опустила глаза (взгляд).

 

 

А сейчас мы с вами мысленно перенесемся на экзамен в 9 класс. Кто подробно перескажет сказку?

 

 

Два учащихся выполняют упражнение 61, на стр. 38. (трансформация СС.)

Обращаем внимание учащихся на образец к упражнению, поясняет, предупреждая ошибки в замене (главное слово не изменяем, изменяем только зависимое на однокоренное прилагательное или существительное).

— К какому виду относятся все эти словосочетания?

Задает проблемный вопрос:

— Для чего нужно уметь делать такую замену?

— Да, как сказал писатель К.Г. Паустовский, «с русским языком можно творить чудеса»!

 

Ученики ищут незнакомые слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один учащийся пересказывает сказку С. Савицкой..

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

Включаются в работу, выполняют упражнение на синтаксическую синонимию, заменяя словосочетания сущ.+ сущ. словосочетаниями прил.+сущ. и наоборот.

 

 

Отвечают на вопрос (именные, главное слово –имя существительное)

 

Пытаются ответить на вопрос ( умение пользоваться разными конструкциями обогащает нашу речь…)

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют и объясняют ошибки.Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6. Закрепление и обобщение изученного материала, самооценка. — Что мы узнали по теме урока?

 

— Чтобы объективно оценить свои знания, выполните тест (слайды 7,8,9,10), проверьте и поставьте себе оценку. (слайды 11,12)

 

Отвечают, используя записи кластера.

 

Выполняют тест, самопроверку и самооценивание.

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.Коммуникативные:

строят монологические высказывания.

7. Домашнее задание. На выбор:

1.Объясняет домашнее задание – упр.63.

2.Из сказки выписать по 5 примеров согласования, управления и примыкания.

3. Сообщение о С. Савицкой.

Воспринимают поставленные задачи.    

 

Приложения к уроку

Задания группе №1

 

  1. Составьте словосочетания из слов.
  2. Какие средства помогли вам соединить слова в словосочетание?
  3. Сделайте вывод.

 Средства связи слов в словосочетании – это:

а)…

б)…

  1. Продумайте способ представления ваших выводов для одноклассников.

 

ПРЕДАННОСТЬ, РОДИНА

 

СТРЕМИТЬСЯ,  ЦЕЛЬ

 

НАСТОЙЧИВОСТЬ,  РАБОТА

 

ЗАБОТА,  ТОВАРИЩ

 

ЗОЛОТОЙ, ОСЕНЬ

ДОЖДЛИВЫЙ, ПОГОДА

 

ПОСВЯТИТЬ,  ТАЙНА

 

ПИСАТЬ,  АККУРАТНО

 

Задания группе №2

1.Выразительно прочитайте стихотворение.

  1. Можно ли сочетания слов во второй части стихотворения назвать словосочетаниями? Почему?
  2. Допишите вывод:

Чтобы соединить слова в словосочетание, нужно…

  1. Продумайте способ представления ваших выводов для одноклассников.

 

Мама сказала Нине:

-Нина, купи в магазине

Фунт мяса, бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги – вот.

Народу в лавке масса,

Большая очередь в кассу.

 

Наконец очередь Нинки.

Нина твердит без запинки:

-Дайте фунт кваса,

Бутылку мяса,

Спичечный песок,

Сахарный коробок,

Масло и компот.

Деньги – вот.

 

Ю.Владимиров

 

 

Задание группе №3

Из предложения  выписали все словосочетания:

Сухие листья тихо падают на землю.

Сухие листья, тихо падают, листья падают, на землю, падают на землю.

 

— Какие из записей не являются словосочетаниями, почему?

— Какие рекомендации вы дадите одноклассникам, чтобы они не допускали подобных ошибок.

— Закончите предложение:

Словосочетаниями не являются…

 

 

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню