Методика

СОЧИНЕНИЯ МАЛЫХ ФОРМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

32
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

 

 Френт Жанна Ефтимовна, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Кызыла

 

Аннотация

В данной статье рассматриваются педагогические условия мотивации создания собственного текста-миниатюры в процессе развития навыков литературного творчества младших школьников на основе использования театрально-художественных приемов.

Ключевые слова

Мотивация, литературное творчество, сочинения малых форм, текст‐миниатюра, театрально-художественные приемы, литературные способности, младший школьник.

 

Интерес современной науки к проблемам детского творчества, его природе, способам проявления и развития очень велик. В условиях формирования гармонично развитой и функционально грамотной личности необходимо сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, направленной на развитие индивидуальных задатков учащихся, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

В свете реализации основных идей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования формирование творческой личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл [6]. Литературное творчество как одно из направлений развития творческих способностей и литературно-творческих умений младших школьников в современной методической науке определяется по‐разному:

— как акт создания любого речевого произведения (устного или письменного, в соответствии с условиями, целью и замыслом (речевой ситуацией и задачей). В этом смысле литературное творчество – одно из проявлений личностно‐ творческого развития детей младшего школьного возраста, выражение их чувств, умений, их опыта, знаний [3, с. 97];

— как создание учеником словесного, устного и письменного художественного произведения, для создания которого ученик должен определить его тему, сформировать замысел произведения, подобрать жизненный материал, дополнив его художественным вымыслом (умение обобщать факты действительности), композиционно выстроить материал и выразить свой замысел с помощью художественно‐словесных образов, найти слова, адекватно выражающие его мысли и чувства [4, с. 18];

— как вид деятельности, в процессе которой учащиеся приобретают определенные навыки словотворчества, «дисциплинируют» мысль и совершенствуют свою речь [5, с. 26].

Таким образом, с точки зрения системно‐деятельностного подхода литературное творчество подразумевает развитие мотивационных, ориентировочно‐исполнительских (содержательно‐операциональных), рефлексивно‐оценочных умений.

Как показывают исследования известных отечественных и зарубежных педагогов – М. Монтессори, Дж. Родари, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Д.К. Ушинского и др., интерес к литературному творчеству в школьном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его более или менее оригинальных формах. Н.В. Нечаева отмечает: «Ценность процесса сочинений ребенка – в его субъективной новизне» [4, с.35].

В младшем школьном возрасте в качестве проявления основных форм литературного творчества называют сочинения малых форм (миниатюры). В современной методике выделяют различные структурно‐содержательные разновидности сочинений‐миниатюр: сочинение‐этюд, миниатюра‐эссе, художественная зарисовка, сочинение по опорным словам или сюжетным картинкам и др.

В качестве ряда педагогических условий организации литературного творчества (на примере сочинений малой формы) выделяют следующие: мотивация создания собственного текста; оригинальность содержания (т.е. самого впечатления) и формы его изложения; «сопричастность детей жизни» (А.Д. Дейкина), способность выразить «точку зрения жизни школьника» (Л.В. Занков); возможность переживания успеха, «ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результата своих усилий» (С.Н. Лысенкова).

В работах ученых‐методистов и учителей‐практиков признается важность создания у учащихся адекватной мотивации для написания творческих работ. А.Д. Дейкина пишет: «Предлагать темы и строить работу следует так, чтобы ребенок осознавал учебную задачу как свободно выбранную, личностно значимую. Особое значение должно придаваться формулировкам тем, их эмоциональному представлению, чтобы вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе» [2, с. 17]. Важность этого аспекта для мотивации речевого творчества младших школьников неоспорима: как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение.

Формулирование творческих тем должно отвечать проявлению эмоционально‐оценочного суждения, то есть «затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства» [2, с. 20]. К примеру, в 3 классе возможен вопрос: «Есть ли у вас любимый мультфильм?» Если ответ положительный, то задание на составление небольшого связного текста о детских мультфильмах придется детям по душе. Если ответ отрицательный, то вопрос может быть дополнен: «А любимая книга? Или любимая игра? Опишите ее коротко, но ярко, ведь это любимый мультфильм (книга, игра)!»

Тематика сочинения определяет его содержание. Исходя из проведенной экспериментальной работы, следует отметить, что темы должны отличаться своей новизной, чтобы вызвать интерес учащихся. Данный вид работы привлекает детей, но при этом нельзя отвергать роль образцов в создании собственных высказываний детей. Такими образцами могут стать небольшие эпизоды из произведений К. Паустовского, М. Пришвина, детских писателей и поэтов.

Темы сочинений Н.В. Нечаева разделяет на две группы: репродуктивные и творческие. Темы первой группы предполагают раскрытие какого‐либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. К примеру: «Летняя гроза», «Посещение музея» и т.п. Темы творческие предполагают, что известное дети должны применять, решая совершенно неожиданную для них проблему, что требует творческой переработки практических знаний. Допустим, «Я учусь красоте природы», или «Мой счастливый день» и др.

Тема сочинения должна быть сформулирована таким образом, чтобы ребенок был сопричастен с ней. Иными словами, она должна опираться на жизненный опыт ребенка, не оставлять его равнодушным. Говоря словами Ш. Амонашвили: «Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей» [1, с. 18].

После завершения работы над сочинением для учащихся характерно желание поделиться своим творчеством с остальными, услышать двух‐трех товарищей по классу, для того, чтобы сопоставить свое освещение темы с видением ее другими учениками.

Современные психологи и методисты называют следующие компоненты литературных способностей: 1) впечатлительность, т.е. живость и острота восприимчивости и сила эмоциональной отзывчивости; 2) наблюдательность, обеспечивающая человеку возможность отражать существенное, характерное в явлениях; 3) творческое воображение; 4) словесное воплощение образов.

Развитие литературных способностей, как и литературно-творческих умений, связано с развитием эмоций, воображения, мышления и других сфер психики ребенка, уровнем его речевого развития. Проявлению литературных задатков способствует читательская, собственно словесно‐сочинительская и исполнительская деятельность. Способствуют же их развитию литературно‐ и театрально‐художественные приемы.

На сегодняшний день такие приемы, способствующие развитию литературно‐творческих способностей школьников, в методической литературе не систематизированы и не имеют комплексного представления. В имеющихся периодических педагогических изданиях при описании театрально‐художественных приемов не учитываются особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, классификацию таких приемов относительно развития навыков литературного творчества младших школьников можно представить следующими группами:

— «игровые»: ситуативная игра, игры со словами, импровизация, выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование, «кукольный театр»;

— «фантазийные»: «бином фантазии» Дж. Родари, прием «Если бы….» К.С. Станиславского;

— приемы «декорирования»: символизация, иллюстрирование, музыкальное сопровождение;

— приемы «сотворчества»: прием «новое свойство», «эмпатийное повествование», ролевые диалоги, беседы с персонажами;

— приемы «словотворчества».

Чтобы получить информацию о возможностях развития навыков литературного творчества младших школьников средствами театральной педагогики, мы провели экспериментальное исследование на основе диагностических методик речевого воображения и устно‐речевого развития.

Интерпретационный анализ показателей на контрольном этапе показал положительное влияние использования комплекса литературно‐ и театрально‐художественных приемов в экспериментальном классе, что проявилось в активной позиции школьников, уверенной, эмоциональной речи при достаточно подробном пересказе и образности, выразительности речи при написании сочинений‐ этюдов и т.п.

Также следует отметить, что в экспериментальном классе прошли качественные и количественные изменения основных показателей развития письменной речи (развитость текстологических, лексических, синтаксических умений школьников).

В результате проведенного эксперимента было доказано, что развитие навыков литературного творчества у младших школьников осуществляется эффективнее при условии систематического использования комплексных театрально‐ художественных приемов, способствующих развитию литературно‐творческих способностей школьников при создании текстов‐миниатюр.

 

Список использованной литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
  2. Дейкина А.Д. Сочинения малой формы в школьном обучении русскому языку / А.Д. Дейкина // Русский язык в школе. – 2007. – №5. – С. 16–21.
  3. Львов М.Р. Словарь‐справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей. – М.: Изд. центр «Академия»: Высш. шк., 2009. – 224 с.
  4. Нечаева Н.В. Открываем тайны литературного творчества. – М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова, 2008. – 35 с.
  5. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. – М.: Изд: Высш. шк, 2003. – 168 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 21.12.2020)

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню