Наука

ТУВИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЕРХНИЙ КОСТЮМ — ТОН.

3,601
folder_openНаука
commentКомментариев нет

Любовь Суван-ооловна АДЫГ-ТЮЛЮШ, учитель допобразования Сосновской общеобразовательной школы Тандинского кожууна.

Работы, посвященные изучению тех или иных сторон традиционной культуры, в последнее время принято стало предварять оговорками о том, что такого рода исследования являются традиционными для отечественной этнографии. Традиционная одежда, пожалуй, нуждается в такой оговорке более, чем любое другое явление традиционной культуры. Итак, хотя тема нашей статьи в целом не является новой, тем не менее предлагаемый нами подход и применение его на практике мы берем на себя смелость назвать во многих отношениях вполне новым. Мы попытаемся рассмотреть традиционный комплекс одежды тувинского народа, как проявление некоей единой культурной общности и это единство, насколько возможно, увидеть и в мелочах.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника — “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам — для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Одежда тувинцев, как и вся их сложившаяся веками материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды. Вплоть до XX века она несла достаточно устойчивые черты, связанные с традициями, сложившимися у далеких предков тувинцев, ярко отражала их культурные связи со многими кочевыми и оседлыми народами Азии. Особенности народного костюма жителей Урянхая складывались и под влиянием общения с алтайцами, хакасами, бурятами, но большее воздействие в последние три столетия оказали монгольская, маньчжурская культура и философия буддизма. Заметные же изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии.  Традиционный тувинский костюм — халат, до маньчжурской экспансии, не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Маньчжурские захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Вот тогда появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием «өөлет», знаки различия на мужских головных уборах, безрукавная одежда «кандаазын», короткополая «хүрме» с рукавами, массовое ношение мужских косичек «кежеге».

В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая куртка (хүрме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (өгдешки), муфта (чүлдүргүүш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Одежда — не только способ защиты, украшения, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.

 Теплая верхняя  одежда тувинцев – кышкы тон.

Национальную верхнюю одежду тувинцев — длинный халат (стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты) с запахом на правую сторону и двумя застёжками (на плече и под мышкой) — тувинцы называли общим названием «тон». Тон подпоясывается поясом — кур. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.

Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Изготовление тона зависело от сезона, для которого предназначена одежда: демисезонная, летняя, зимняя. Одежда различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.

 К числу зимней будничной одежды относились следующие виды кышкы тонов: хураган кежи тон (эта шуба считалась праздничной, нарядной), который обычно шили из разных шкурок подросших ягнят и тодарлыг тон. Они всегда покрывались тканью, которая прошивалась мелкими стежками.  Внутренняя меховая часть компоновалась с большим вкусом: мех должен был иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых и т. д.

Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, т. е. были нагольными. Отличие между ними состояло в том, что негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз. Длина ворса у них обычно 4-5 см. При этом использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше.

В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон. Его отличительной особенностью было то, что он был несколько больше в размере по сравнению с негей тоном, потому что этот тон изготовляется из шкур самцов 3-4 баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым, длина ворса достигала 8-10 см.

Зимняя одежда была темных расцветок, а летние ткани были более светлых расцветок (летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой).

       Отличительные признаки тувинской одежды — «тона»:

Во-первых: покрой «тона» не стесняет свободу движения, в тувинском тоне пройма рукава занижена, напоминая крыло летучей мыши, низ тона шире, прибавляются «шавы», то есть клинья;

Во-вторых: деталь улуг-хой раскраивается цельно (в отличие от монгольского тона, который раскраивали как две разные части впереди);

 В-третьих: низ «тона» длиннее;

 В-четвертых: ширина окантовки шире — «имчилге».

 В-пятых: для повседневного тона количество пуговиц должно быть четыре: по вороту — одна, на ступенчатом вырезе «улуг-хой бажы» — две, по пройме — одна, перед вырезом подола «алаңгы эдек» — две.

Для «херелдиг тон» количество пуговиц должно быть семь: по вороту — две, на ступенчатом вырезе «улуг-хой бажы» — две, по пройме — одна, перед вырезом подола «алаңгы эдек» — две.

В-шестых, в тоне в правом поле «иштии-хой» иногда шили «оорук» — карман, в основном использовали пояс («кур»).

В-седьмых, тувинская пуговица имеет «дижи» — петлю, в которую вшивали шерстяную нить.

В-восьмых, с двух сторон пришивали клинья, называющиеся «шавы».

Символы цвета в национальных костюмах.

Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных формах. Практически у каждого народа выработалась своя система знаков, символов и цветов, часто родственная с подобными системами соседних народов и труднодоступная или непонятная с первого взгляда для представителей другой культуры. Среди различных систем выделяется символика одежды разных народов, которая на протяжении тысячелетий отражала своеобразие духовного мира людей. Поэтому изучение именно символики и цветов традиционного тувинского костюма позволяет лучше понять некоторые материально-этнические, философские аспекты жизни народа на протяжении столетий.

Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.

Наиболее универсальной, доступной для реализации, была система символов цвета. Говоря об использовании символа разных цветов, следует сказать, что у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами, и есть присущие только себе особенности.

Значение цвета

Для того чтобы сшить тувинскую национальную одежду, нужно правильно подобрать цвета в соответствии с возрастом и статусом. Для детей и молодежи наиболее подходят яркие цвета, а людям зрелого возраста – более приглушенные; для девочек подходят розовые, красные цвета, а для мальчиков – голубые, синие.

Рассмотрим значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями: самые распространенные цвета — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории, геосимволику.

Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» — самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Противопоставляется белому цвету черный. В контексте тувинской символики, как и монгольской, он олицетворяет разные понятия и характеристики, в отличие от тибетской системы, где черное однозначно олицетворяет все злое и мрачное. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений, а также часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава, а в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны — выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.

Остальные  основные  цвета — это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети» (розовый, голубой и т.д.). Они в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий — удачу, победу, золотой и желтый — святость, божественность, высшую исключительность.

                     Цветовая традиция в одежде тувинцев.

Тон малышей – «чучак тон» почти как у взрослых. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы. Зимой детям шили хураган кежи чучак тон, т.к. она была теплой, удобной в носке. Цвет одежды детей был скорее разнообразным. О наличии обязательной цветовой традиции в старинном детском костюме нет никаких данных ни в исследованиях ученых, ни в героических военных сказаниях у информаторов. В героических сказках есть сведения только о том, что мальчики получали в наследство от отца комплект взрослой одежды, который мог быть черного, белого, красного, желтого, коричневого и других цветов. Такой комплект часто передавался от родителей к сыну. Традиционные праздничные (они наиболее выразительны и символичны) костюмы тувинцев различных возрастных групп: детский костюм мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличался и не имел пояса, цветовая гамма была самой различной. Одежда подростков могла быть синего или черного цвета это символизировало удачу и благополучие, также были распространены яркие цвета — они символизируют расцвет сил и время созревания. Весенне-осенние халаты были похожи и различались только по цвету.

Женская одежда была похожа на мужскую и различалась только по цвету, и костюм украшался яркими цветами и орнаментом (это тоже имело значение), тогда как у мужчин цвета и украшения отличались сдержанностью.

В костюме молодых людей существовала определенная цветовая символика. Цвета были близки к ярким. Яркий цвет был символом силы, активной жизненной энергии, жизнерадостности и бесстрашия.  Это доказывают строки из разговора юноши и девушки в тувинской народной сказке «Кангывай Мерген»: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».

Вдовы носили одежду мужских цветов (черный, синий, коричневый), этим показывали окружающим, что функции мужчины они берут на себя.

Пожилые женщины носили одежду более темных цветов, так как наличие мужских особенностей во внешнем облике и манерах поведения пожилых и старых женщин было распространенным явлением.

Костюм пожилого мужчины почти не менялся.

Для проведения исследовательской работы нами был изучен ряд литературы.  На основании чего и проведено исследование национальной одежды тувинского народа.  В национальной одежде продолжает жить стремление тувинского народа к красоте. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цветовая символика играла большую роль в традиционной национальной одежде тувинцев. Мы попытались проследить динамику изменения цветовой гаммы в костюмах мужчин и женщин в зависимости от возраста и пришли к выводу: детская одежда мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличалась ни кроем, ни цветом и была традиционно мужских цветов (черный, синий, коричневый). Одежда юношей и девушек уже различалась по крою и цветам, делилась по половому признаку, имела характерную особенность — яркие цвета, что символизировало период полового созревания. Одежда зрелых людей имела четкие различия, исключение составляли вдовы. Пожилые мужчины и женщины носили одежду мужских цветов, здесь можно провести параллель с детским костюмом.

Таким образом, яркие цветовые отличия в одежде мужчин и женщин наиболее выражены были в период юношества и зрелости, то есть, связаны с периодом половой активности. Данная тема имеет множество неизученных аспектов и поэтому исследования по изучению национальной одежды тувинцев необходимо продолжать.

Литература

  1. Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чанчыл. — Кызыл, 2000.
  2. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев. — Кызыл, 1994.
  3. Сиянбиль М.О. Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм. — Кызыл, 2000.
  4. Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1969.
  5. Тыва улустун тоолдары. — Кызыл, 1967.
  6. Журнал «Башкы» № 4 (28) 1997 г.
  7.  http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/tuva.htm

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню