Методика

Воспитание патриотизма на примерах исторического прошлого Тувы (из опыта работы)

32
folder_openМетодика
commentКомментариев нет

Черлик-оол Эремаа Тыртый-ооловна, преподаватель отдельной дисциплины (история, обществознание) ФГКОУ «Кызылское ПКУ»

На сегодняшний день одной из приоритетных государственных задач, осуществляемых образовательными учреждениями, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности. Под патриотическим воспитанием понимается любовь к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре, к героическому прошлому. Эта тема является актуальной для преподавателей истории Кызылского президентского кадетского училища, так как основная задача нашей деятельности заключается в том, что мы должны воспитывать будущее поколение россиян.

В рабочей программе нового Федерального государственного образовательного стандарта указываются следующие воспитательные цели: воспитание российской гражданской идентичности – патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной. История – как учебный предмет – занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности.

Одной из целей моей работы как преподавателя истории является создание условий для воспитания патриотизма, формирования чувства гордости своим народом, его историей. С помощью уроков, содержащих региональный компонент, у подрастающего поколения необходимо развивать интерес к истории своего Отечества и родного края, формировать духовность, нравственность, патриотизм и гражданственность, способность отдавать свои силы и энергию на благо общества. Исторические знания позволяют сквозь призму прошлого заглянуть в будущее и более реалистично оценить настоящее. Именно такая работа является приоритетной в области нравственного и патриотического воспитания.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Непременным условием патриотического воспитания является изучение обучающимися истории своей семьи. Именно в семье происходит усвоение важнейших жизненных ценностей, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи, первичная социализация человека и гражданина. Семья – это малая группа, которая основана на близких, доверительных отношениях между старшими и младшими поколениями, здесь происходит передача духовного опыта предков и формирование патриотического сознания, терпеливого отношения к окружающим. Например: кадет 61 взвода Айдаш Оруспай для участия в научно-практической конференции начал собирать и изучать материал о дедушке – участнике Великой Отечественной войны Д.Ч Дажимба, тем самым он приобщается к истории не только своей семьи, но и знакомится с историей страны, Великой Отечественной войной.

При изучении темы «История родного края в истории и культуре страны» кадеты 6-ой роты подготовили презентации о своей малой родине. В своих презентациях они использовали фотографии с изображениями родной природы, скульптурных сооружений и фотографии, отображающие жизнь замечательных людей своего села. Айдаш Опаш и Денис Салчак рассказали о селе Мугур-Аксы, о достопримечательностях Монгун-Тайги, о знаменитых спортсменах, а кадеты Родион Дружинин и Ярослав Редькин рассказали о Хакасии.

При изучении темы «Становление монгольской империи» кадет 62 взвода Болорсух Ингуумел дополнительно рассказал историю Чингисхана и его внука Батыя. Кадеты 2 учебной роты написали сочинения о городе Кызыле, его становлении и развитии. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у воспитанников развивается и формируется ответственность, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует патриотизм, трудолюбие и гражданственность. Такие уроки требуют самостоятельности и ответственности кадет, в результате которого формируются учебные компетенции как коммуникативные, информационные, познавательные и образовательные.

В научно-исследовательской деятельности кадетами также используется региональный компонент. Например: кадет 81 взвода Ай-Кат Чамзрын в своей работе «Конституция 1921 года как Основной закон и исторический источник» изучала процесс становления Тувинского государства, формирование органов власти на основе Конституции ТНР 1921 года методом сравнения и анализа.

В истории Тувы много событий, на основе которых формируются чувства любви и уважения к истории родины, ее прошлому. Героические страницы истории Тувы можно использовать как военную составляющую в урочной и внеурочной деятельности. Не менее важно включать в учебный процесс и познавательные задачи, при решении которых воспитанники бы размышляли над ситуацией, где участники событий стоят перед альтернативным выбором.

Например, темой туристского слета для 4-ой роты была тема «Вхождение ТНР в состав СССР». Команды кадет на первом этапе слета должны были придумать название, девиз, в конце соревнований – выпустить стенгазету, посвященную 75-летию вхождения ТНР в состав СССР. В результате знакомства с исторической датой кадеты пришли к выводу, что вхождению Тувы в состав СССР предшествовали события, связанные с участием тувинских добровольцев в Великой Отечественной войне, с героическим трудом тувинского народа в годы войны. В ходе соревнований кадеты не только приобщались к здоровому образу жизни, но и знакомились с культурой и историей Тувинской Народной Республики.

При изучении темы Великой Отечественной войны важно подвести кадет к пониманию того, что наша страна победила потому, что каждый защищал свою родину. А родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за Отчизну, за счастье людей. На конкретных примерах и фактах из жизни участников Великой Отечественной войны необходимо прививать воспитанникам такие важные понятия, как долг и любовь к Отечеству.

Во время летней практики кадеты 6-ой роты работали не только над проектами, связанными с малой родиной, но и материалами, связанными с развитием военного дела и формированием Красной армии. Назову самые интересные: «Микрорайон, в котором я живу» (о микрорайоне Кызыла, где расположено Кызылское президентское кадетское училище), «Субедей багатур», «Бай-Тайга – моя малая родина», «Республика Бурятия», «Армии Рима, Золотой Орды и Красная армия».

Таким образом, уроки истории занимают основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания обучающихся, где патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого. Среди приемов, способствующих воспитанию нравственности и патриотизма, можно отметить следующие: диалоговая и групповая формы работы, нестандартные формы начала урока, использование фотографий родной природы или портретов героев нашего Отечества. От преподавателя во многом зависит, чем интересуется воспитанник, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция самого преподавателя, его желание и умение сформировать у кадет потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Список литературы и источников:

1. Извеков, И.Н. История семьи как фактор нравственного воспитания школьников / И.Н. Извеков.- Режим доступа

https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-semi-kak-f..

2. Сахаров А.Н. История России. Рабочие программы. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / А.Н. Сахаров, А.А. Левандовский, Е.Е. Вяземский. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с. 8

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню