Учительство — не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Альберт Васильевич Безъязыков… Учитель с большой буквы, Заслуженный учитель Тувинской АССР, Заслуженный учитель Российской Федерации, ветеран труда, проработавший в системе образования более полувека.
Когда-то, очень много лет назад, он пришел работать в школу. «Об учительской профессии никогда не мечтал, — говорит Альберт Васильевич. — Даже не думал о ней, но на сегодняшний день мой педагогический стаж 58 лет, и я до сих пор не могу с нею расстаться!»
Ему не пришлось, как многим первым русским учителям, преодолевать трудные дороги, чтобы попасть в загадочную Туву. Он родился в Кызыле. Трудную дорогу более 100 лет назад преодолевали его деды: Безъязыковы Сергей Петрович и Пелагея Мелентьевна со своими детьми Ульяной, Василием и Фёдором. Василий Сергеевич и Евстолия Романовна (Потылицына) – родители Альберта Васильевича. Отец –музыкант, мама –домохозяйка. В Кызыле же окончил первую школу, затем в 1956 году — физмат Учительского института. Срочную армейскую службу проходил во Владивостоке, одновременно «умудрился» продолжить обучение заочно в Уссурийском пединституте, и завершил его после демобилизации — в Кызыле.
В 1956 году Альберт Васильевич начал свой педагогический путь в Кызылской семилетней школе №8. «Врезалась на всю жизнь цифра семь. Это количество предметов, которые я вёл: математика, физика, физкультура, черчение, рисование, труды и пение!».
А потом начались годы руководства… Директор в 4 школе, открытие в Кызыле школ-новостроек №14, 15 и работа в них также в качестве директора. Его коллегами были Блинова Е. М. Архипова, М.Т., Помазанова П. А., Вяткина А.Е., Ганцева З.М., Коржавина П. А., Хасанович Л.Ф. Шачина Г.С., Деменская Л.Н., Очур-оол Н.К. Провалова В.Л., Андроновой В.И. Некрасова М.И., Блинова Н.И., Скопина Т.М., Сараева М.Е. и Безъязыкова Э.В., Марьясова Н.И., Кутукова А.П., Полежаева М.В., Абрамова И.С., Рахманова Н.И., Белошапкина К.М., Конгар Р.Н., Пала Е.Д., Ломакина Л.Ю., Страшкова Г.Г., Голубкова В.Г., Лукъянова Н.К., Мажова И.М., Чистаева Т.А., Калашникова Н.С… И это не полный список тех, с кем столкнула жизнь Альберта Васильевича, тех, кто оставил в его душе след, тех, с кем одержана не одна победа.
В августе 1975 г. начался новый виток в биографии Безъязыкова Альберта Васильевича — в Кызыле был открыт Межшкольный учебно-производственный комбинат (МУПК). Такие комбинаты в это время открывались во многих городах СССР с целью трудового обучения молодёжи. Альберт Васильевич являлся его заботливым руководителем, рачительным хозяином доверенного ему учреждения. Первыми профилями стали «Обработка тканей» (учитель Шедогубова С.С.), «Автодело» (Сватиков М.Н., Безъязыков А.В., Зинин В.М.), «Кулинария» (Есепчук Л.И.) и «Секретарское дело» (Огнёва З.Г.). Постоянно открывать новые профили, их насчитывалось уже четырнадцать. В 1981 г. появились «Основы педагогики» (учитель Сельдемешева Г.В.), а через год — «Строительное дело». Особенно манили мальчишек автодело и радиомонтажный уровень.
Имея высокую профессиональную подготовку, Альберт Васильевич стал инициатором подготовки и проведения курсов повышения квалификации для директоров школ города и республики, а также для руководителей предприятий Кызыла по переходу к самофинансированию. И первый из менеджеров образования города осуществил переход Межшкольного УПК на самофинансирование, что дало возможность расширить базу для обеспечения учебного процесса в период ограничения централизованного финансирования.
Он один из немногих директоров в стране, которые сумели сохранить базу УПК, преобразовать её для успешной деятельности в новых экономических условиях.
Альберт Васильевич никогда не перекладывал принятия важных решений на других людей. Чётко понимая поставленную цель, он сам принимал решения. Примером этого является открытие в начале 1990-х гг. на базе «Аныяка» новых профилей: «Основы бизнеса» (Л.А.Валькова), «Бухгалтерский учёт» (И.А.Бузмакова), «Журналистика» (М.М.Кенин-Лопсан), «ЭВТ» (Снеткова Л.С.). Новыми подразделениями стали пиццерия, бизнес-класс, учебный магазин.
В 1991 г. появился профиль «Полиграфический» (учитель Куулар Л.М.). В 1993 г. приобрели ризограф, а потом возникла мысль о типографии. Правительство республики поддержало инициативу Альберта Васильевича, выделило средства, и в 1995 г. открылась типография КЭУПО «Аныяк». Сегодня она выполняет заказы не только Кызыла, но и многих районов Республики Тыва.
В 2000 г. решением администрации города произошло слияние КЭУПО «Аныяк» и вечерней школы в Кызылский центр образования «Аныяк». За короткий срок Альберт Васильевич сумел так организовать взаимодействие двух разных коллективов, что был создан единый, эффективно работающий коллектив, решающий поставленные задачи образования.
В 2003 г. Безъязыков Альберт Васильевич стал одним из инициаторов по подготовке и организации эксперимента по предпрофильному и профильному обучению старшеклассников города. Поэтому кызылские школьники смогли посещать элективные курсы, призванные помочь им понять своё призвание, познакомиться с миром профессий. Это «Закон и Я», «Транспорт», «Дизайн костюма», «Азбука финансовой грамотности», «Тайпинг», «В мире психологии», «Выбор профессии». Кроме того, в КЦО Аныяк» ребята могли обучиться основам таких актуальных направлений, как компьютерная графика и робототехника.
Заслуженно в 2004 г. Альберт Васильевич стал победителем городского и республиканского конкурсов «Менеджер в образовании».
Позади почти 60 лет педагогической работы… Это много или мало? Безусловно, для любого человека это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и падений, радостей и горестей, побед и неудач…. Но что значат для руководителя школы эти годы? Это постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого образовательного пространства. Без лишнего преувеличения можно сказать, что школа для директора – это его жизнь, призвание и радость. С момента начала руководства Альберт Васильевич проявил свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную и сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Работая под руководством Альберта Васильевича, учителя становились профессионалами в своем делею Общение с таким директором их учило многому: он щедро делился своими идеями, педагогическими задумками, помогал учителям стать настоящими педагогами, мудрыми и терпеливыми к своей профессии.
Каждое утро Альберта Васильевича начиналось со школьного порога. Он обязательно встречал всех ребят, идущих в школу. Кого-то похвалит, кого-то пожурит, а кому-то подскажет. А затем с головой погружался в ворох различных управленческих дел, многие из которых требуют незамедлительного решения. И так много лет.
Жизнь движется по одному и тому же кругу, но в нем есть свой смысл. Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей помогли ему увлечь педагогический коллектив общим делом. Он никогда не боялся внедрять новое в учебно-воспитательный процесс. Обаяние естественности, живости, простоты – его отличительные особенности. Его коммуникабельность, умение общаться, дружелюбие вызывают искреннее уважение у тех, с кем ему пришлось работать. Он обладает каким-то неугасающим моральным импульсом, удивительным чувством нового, умеет видеть это новое во множестве разных ситуаций и всегда готов помочь молодым.
Талантливый человек талантлив во всем! Эти слова имеют самое прямое отношение к Альберту Васильевичу Безъязыкову. Говорить об этом человеке можно бесконечно. Да, он может быть жестким, но только по делу, а без этого нельзя ни одному руководителю. Да, не бывает людей без недостатков, но если уж судить о человеке, то правильно было бы положить на чаши весов и добродетели, и недостатки. Только тогда можно получить реальную картину, реальный портрет человека. Важно не быть безразличным к своей работе. Душой болеть за все на свете, во все вникать. Тогда твой настрой как руководителя чувствуют дети и учителя.
За годы педагогической деятельности из простого учителя Альберт Васильевич вырос в грамотного и умелого руководителя. Он награжден юбилейной медалью «За доблестный труд», почётным званием «Заслуженный учитель школы Тувинской АССР» (1984), «Заслуженный учитель Российской Федерации» (1998). Он – почётный работник образования РФ, учитель высшей категории. В 2014 г. наряду с другими ветеранами труда Альберт Васильевич был награждён Памятной юбилейной медалью в ознаменование 100-летия единения России и Тувы. Тогда он вошёл в состав Общественной палаты Республики Тыва, где возглавил Комитет по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ.
У Альберта Васильевича замечательная семья, заботливые дети и внуки, правнуки. Его «путеводной звездой», как называет ее сам юбиляр, была и остается любимая супруга Эмма Валентиновна. Хочется отметить, что Альберт Васильевич возглавляет династию учителей: это его дочь Бузмакова Ирина Альбертовна, сменившая отца на посту директора КЦО «Аныяк», это Лариса Альбертовна Валькова, заместитель директора по воспитательной работе; её дочь, внучка Альберта Васильевича, Коловская Дарья Валерьевна — учитель информатики КЦО «Аныяк». В 2012 г. она стала лауреатом II степени республиканского конкурса «Учитель года».
Очень точно и метко об учителе сказал известный писатель Симон Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Эти слова как нельзя лучше характеризуют Безъязыкова Альберта Васильевича.
Жизнь – это длинный путь. Мелькают за окном города, реки, люди… Наш жизненный поезд останавливается на станциях. На каждой станции мы оставляем частичку своей души. Но от этого она (душа) не становится слабее, меньше. Наоборот, свет ее согревает все, что нас окружает, и возвращается к нам сторицей. А свет учительской души остается в наших учениках.